Найти в Дзене
Графский Камень

Две сестры и два художника: Лукас Кранах против Ханса Холбайна. Кто рисует лучше?

Сама постановка вопроса уже довольно некорректная, особенно учитывая, что речь идёт о двух гениальных, живших в одно и тоже время художниках. И вообще в оценке творчества того или иного автора большую роль играет личный вкус наблюдателя. Но я буду сравнивать портреты двух сестёр и то, какую роль сыграли художники в их жизни: Лукас Кранах прославил свою модель и собственно только его гений позволил ей остаться в веках. А вот портрет другой сестры, который написал Ханс Холбайн получился очень неоднозначным и споры не утихают до сих пор. Итак, первая половина XVI века. Ересь Лютера как лесной пожар стремительно распространяется по Европе. Складываются новые альянсы: маленькие немецкие княжества смотрят в сторону Реформации и стараются держаться вместе, и брачные союзы между детьми и наследниками должны прочно скрепить эти намерения. Они уже образовали свой союз Шмалькальдена: он был заключён в 1531 году и имел своей целью обьединение германских протестантских князей во главе с Саксонией
Лукас Кранах
Лукас Кранах

Сама постановка вопроса уже довольно некорректная, особенно учитывая, что речь идёт о двух гениальных, живших в одно и тоже время художниках.

И вообще в оценке творчества того или иного автора большую роль играет личный вкус наблюдателя.

Но я буду сравнивать портреты двух сестёр и то, какую роль сыграли художники в их жизни: Лукас Кранах прославил свою модель и собственно только его гений позволил ей остаться в веках. А вот портрет другой сестры, который написал Ханс Холбайн получился очень неоднозначным и споры не утихают до сих пор.

Лукас Кранах ст. против Ханса Холбайна мл.
Лукас Кранах ст. против Ханса Холбайна мл.

Итак, первая половина XVI века. Ересь Лютера как лесной пожар стремительно распространяется по Европе. Складываются новые альянсы: маленькие немецкие княжества смотрят в сторону Реформации и стараются держаться вместе, и брачные союзы между детьми и наследниками должны прочно скрепить эти намерения. Они уже образовали свой союз Шмалькальдена: он был заключён в 1531 году и имел своей целью обьединение германских протестантских князей во главе с Саксонией и Хессеном в их борьбе против религиозной политики императора Священной Римской Империи Карла V - самого верного сторонника Папы Римского.

Ведущую роль в этом объединении играл курфюрст Саксонии Йоханн Фридрих Великодушный.

Портрет работы Лукаса Кранаха старшего, 1531 год
Портрет работы Лукаса Кранаха старшего, 1531 год

Вот как раз за него герцог Клевский и решил выдать замуж свою старшую дочь Сибиллу. Ну и конечно же, жениху очень хотелось до свадьбы взглянуть на свою суженную. Написать портрет невесты было поручено Лукасу Кранаху старшему. Кстати, художник, которому уже исполнилось 54 года, был не просто придворным живописцем при саксонском дворе, но ещё и воспитателем и доверенным лицом герцога.

Лукас Кранах блестяще справился со своей задачей: саксонский герцог был в полном восторге!

Вот этот портрет: Сибилле 14 лет. Её жених - на 9 лет старше. Он был прекрасно образован, обладал добрым, но вспыльчивым нравом. При первой же встрече супруги влюбились друг в друга. Так династический союз превратился в счастливый брак. Несмотря на то, что Сибилла была католичкой, она во всем поддерживала своего мужа, блистала на пирах и рыцарских турнирах. Герцогская пара жила в мире и согласии, у них родилось 4 сына.

«Портрет принцессы Сибиллы Клевской в свадебном платье». 1526 год. Коллекция Замок Веймара
«Портрет принцессы Сибиллы Клевской в свадебном платье». 1526 год. Коллекция Замок Веймара

Но возможно, что влюбился не только герцог: сам Лукас Кранах был так очарован своей моделью, что с тех пор на всех его картинах царила Сибилла. В каждой Мадонне, святой или мифологическом персонаже легко угадываются нежные черты ее своеобразного лица, хитрый прищур, изящная фигура и каскад волнистых рыжих волос. «В накидке лисьей - сама хитрей, чем лиса с холма лесного…» - И. Бродский о картине «Мадонна под яблоками».

"Мадонна с Младенцем под яблоней». Лукас Кранах. 1530-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Мадонна с Младенцем под яблоней». Лукас Кранах. 1530-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Последняя любовь...В этом всегда есть что-то безнадёжное и трагичное...

Особенно когда нет никакой надежды на взаимность...

Лукас Кранах.  Автопортрет.  1550 г.
Лукас Кранах. Автопортрет. 1550 г.

Но не все так просто: существует ещё один очень своеобразный портрет - вернее целая серия портретов Сибиллы, сюжет которых наводит на размышления...

Картина «Юдифь с головой Олоферна», первая из многочисленных вариантов и повторений этого сюжета, была написана около 1530 года, и Сибилле на портрете всего семнадцать лет (хотя она уже успела родить первого ребенка). В одной руке она держит меч острием вверх, а другой придерживает за волосы уже отрубленную голову Олоферна. Лицо Юдифи полно спокойствия и достоинства, и только взгляд выдает усталость и нервное напряжение от того, через что пришлось ей пройти.

В то время в моде были аллегории и, скорее всего, такой жуткий сюжет обосновали чем-нибудь вроде «муж, потерявший голову от красоты жены». В любом случае, воспитанник с супругой картину одобрили.

Юдифь с головой Олоферна. Лукас Кранах
Юдифь с головой Олоферна. Лукас Кранах

Неизвестно, что заставило Кранаха написать целую серию картин с одним и тем же библейским сюжетом: в первоначальном варианте изображением Олоферна должен был стать автопортрет самого Лукаса.

Но в последний момент он изменил замысел: уж слишком откровенным был бы намек на то, что он сам потерял голову от любви к своей модели. И на изображении Олоферна мы видим Йоханна Фридриха, мужа прекрасной герцогини.

Судя по всему, Кранах был неплохим портретистом - по крайней мере, изображения одних и тех же людей на разных картинах практически не отличаются. В серии «Юдифь» разные одежды, задний план, но лица неизменны: это Сибилла и ее муж.

А может быть мы неправильно трактуем этот сюжет, и на самом деле художник воплотил свои тёмные желания и мечты...вроде того, что было бы если бы герцога больше не было... Как знать...

Саломе с головой Иоанна Крестителя, Лукас Кранах, 1530 г.
Саломе с головой Иоанна Крестителя, Лукас Кранах, 1530 г.

В 1547 году в разгар противостояния между католической Священной Римской империей и протестантской Шмалькальденской лигой состоялась битва при Мюльберге. Йоханн Фридрих был тяжело ранен и взят в плен императором Карлом V. Йоханна должны были обезглавить, но его спас тот самый художник, который когда-то изобразил теперь уже по-настоящему грозившее его воспитаннику отсечение головы. Император давно знал Кранаха: в его спальне даже висел детский портрет Карла, написанный художником много лет тому назад. Карл V ценил работы Кранаха-старшего, потому удовлетворил его просьбу о помиловании, оставив, впрочем, курфюрста в темнице. Тем более что Кранах немало позабавил его тем, что привез в подарок ту самую «Юдифь», где враг Империи изображен с уже отсеченной головой.

Через три года отчаявшийся выйти из заточения курфюрст написал Кранаху письмо, где просил приехать и разделить с ним его плен. Кранах к тому моменту был одним из богатейших людей в Виттенберге, но, возможно, чувствуя свою вину за пророческое изображение, раздал наследникам свое немалое имущество и отправился в добровольное заточение.

Бытует мнение, что именно Лукас Кранах в 1552 году смог уговорить императора отпустить Йоханна Фридриха на свободу. Но на самом деле курфюрст Саксонии, так же как и ландграф Филипп Гессенский, который тоже находился в плену, были освобождены в рамках договора при Пассау и благодарить за это надо Морица Саксонского.

В 1552 году Йоханн вернулся домой и воссоединился с любимой Сибиллой в Веймаре. Счастью супругов не было предела. Кранах остался жить в Саксонии рядом с герцогами до своей смерти в 1553 году.

А дальше произошло как в старой сказке: любящие супруги даже умерли друг за другом. Сибилла скончалась в 1554 году, а Йоханн умер через две недели после жены. Он не смог жить без нее.

Лукас Кранах Старший. Святая Елена с Крестом (1525)
Лукас Кранах Старший. Святая Елена с Крестом (1525)

Почти пятьсот лет прошло со смерти красавицы, а она по-прежнему лукаво смотрит на нас с портретов великого художника.

А что же младшая сестра?

Об этом будет рассказано в продолжении...