Найти в Дзене
ИА Регнум

Произнесла «скажите маме, что я жива...» и умерла: воспоминания о гибели 176 человек в крушении теплохода на Волге

Оглавление

42 года назад 5 июня 1983 года произошла крупнейшая катастрофа в истории речного пароходства в нашей стране - недалеко от Ульяновска пассажирский теплоход «Александр Суворов» врезался в железнодорожный мост через Волгу, по которому шел грузовой состав. В результате погибли 176 человек.

Четырёхпалубный теплоход «Александр Суворов» - речные теплоходы данного проекта были самыми большими в СССР, водоизмещением 3935 т и длинной 135,80 м - отправился в круиз из Горького (сейчас это Нижний Новгород) 1 июня 1983 года.

Теплоход "Александр Суворов"
Теплоход "Александр Суворов"

Как сообщает большинство источников, на судне находилось 439 человек, 343 из которых – туристы. Путёвками в круиз по Волге в то время поощряли за хорошую работу коллективы предприятий, и в этом плавании на «Суворове», в основном, отдыхали шахтёры Донбасса. По злой иронии судьбы, в момент катастрофы по злополучному мосту проходил поезд, гружёный углём.

Также на судне были шесть работников круиза, 35 рабочих и служащих ресторана и экипаж из 55 человек под командованием капитана Владимира Клейменова.

5 июня 1983 года на вахту заступил старший помощник капитана, штурман Евгений Митенков. За штурвалом был рулевой Андрей Уваров.

«Александр Суворов» приближался к Ульяновску.

Близился вечер, уже завершился ужин, на котором команда и пассажиры дружно поздравили с Днем рождения местного шеф-повара.

После ужина большинство пассажиров перешли на верхнюю палубу, где как раз проходил «Веселый аттракцион»: конкурсы, песни и шутки среди отдыхающих туристов под руководством массовика-затейника. Дальше должны были начаться танцы. Там же на верхней палубе в кинозале теплохода был запланирован показ отечественного детектива «Похищение «Святого Луки». Сеанс должен был начаться как раз после «Веселого аттракциона».

Теплоход тем временем приближался к мосту через Волгу с почти максимальной скоростью – 25 километров в час.

В это время к тому же мосту по суше подходил товарный состав, груженный углем.

«Совсем плохо»

Штурман Евгений Митенков перед самым приближением к мосту запросил у диспетчера габариты (высоту) пролёта, на что получил ответ: «13,8». В ответ он сказал: «Совсем плохо!» - но продолжил движение.

Распечатка переговоров штурмана и диспетчера была представлена впоследствии на суде
Распечатка переговоров штурмана и диспетчера была представлена впоследствии на суде

Скорее всего, штурман визуально предположил, что по своим габаритам теплоход не проходит в пролёт, к которому движется. Но, получив от диспетчера цифру в 13,8 метров, продолжил движение, потому что цифра - правильная, позволяющая кораблю пройти под мостом.

То, что пассажирский теплоход "Суворов" идёт не в свой пролёт, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание вахтенных, стреляя в воздух, но звуки музыки на корабле заглушили выстрелы.

А потом «Александр Суворов» на полном ходу рубкой врезался в перекрытие несудоходного пролёта моста. Верхнюю палубу срезало, как ножом.

За несколько минут до столкновения на мост со скоростью 70 км/ч заехал товарный поезд из 53 вагонов. От удара железнодорожное полотно сместилось на 40 сантиметров, и 11 вагонов сошли с рельсов. Груз поезда — зерно, уголь и бревна — посыпался на изувеченных пассажиров.

-3

"Я в этот момент сидел с женой на дамбе на левом берегу. В сотне метров от моста. Уже смеркалось и было не совсем понятно, что происходит. Только слышали выстрелы и потом сильный скрежет, визги и длинный гудок тепловоза на мосту. А потом увидели, что теплоход вышел из под моста, и начал совершать большие круги на одном месте. Потом - сигнальные ракеты, вертолёты... - вспоминал годы спустя очевидец событий Владимир, - Потом - сигнальные ракеты, вертолёты... Мы поняли, что произошло что-то страшное. Я был курсантом - выпускником. Военное училище находилось на правом берегу. Мне нужно было к семи утра быть уже в училище. Но попал я туда только в обед, так как долго на мост не пускали транспорт. И вот как раз самое страшное я увидел на мосту. Сдавленный железнодорожный мост, вагоны, нагромождённые друг на друга огромной стопкой. Даже верхние конструкции моста были выгнуты вверх. Вагон с бензином АИ-93 стоял крайним с этим ужасным нагромождением. Уже отцепленным. То есть, если бы в момент столкновения он был бы на пару метров впереди, то трудно представить, что бы было. А потом с правой стороны, увидел теплоход. Он сверху был совершенно гладкий. И тогда стало понятно, насколько страшная случилась трагедия. "

-4

«Сплошным потоком лилась кровь»

Семейная пара пассажиров "Александра Суворова" Владимир Петрович П. и его супруга после ужина спустились в свою каюту.

Как потом вспоминал Владимир Петрович, жена не захотела заканчивать вечер “Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим – сидим как тараканы...” сказала она мужу. Супруги уже почти поднялись на верхнюю палубу, когда Владимир вспомнил ,что оставил в каюте свои сигареты. Сказав, что мигом вернется, побежал вниз. Больше свою жену живой он не видел.

стандартная двухместная каюта теплохода "Александр Суворов"
стандартная двухместная каюта теплохода "Александр Суворов"

Оказавшись в каюте супруг почувствовал удар.

"Он был какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение", - вспоминал Владимир Петрович. Мужчина вышел из каюты и поспешил наверх. Перед выходом на верхнюю палубу замер.

Пунктиром на верхнем фото обозначена часть, которую снесло жд мостом
Пунктиром на верхнем фото обозначена часть, которую снесло жд мостом

"Сверху сплошным потоком лилась кровь, - с трудом описывал увиденное пассажир, - Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела безумным взглядом. Отчетливо произнесла: “Скажите маме, что я жива...” И тут же умерла. Жену увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой..."

"Вечером на верхней палубе проводили викторину, разыгрывали призы. Люди смеялись, делились впечатлениями о круизе. Всё шло своим чередом. Удар пришёлся неожиданно — как будто невидимая рука сорвала с корабля верхушку", - вспоминала пассажирка Лидия Алексеевна. Сама она потеряла сознание после удара и очнулась уже в госпитале, где ее окрестили "чудом спасенной".

Спасение утопающих

Первым на помощь пострадавшим пассажирам с берега прибыл катер с милиционерами из порта. Стражи правопорядка подбирали людей из воды, до тех пор, пока их лодка не накренилась настолько, что в любой миг могла сама уйти под воду. Тогда один из милиционеров спрыгнул в воду сам со спасательным кругом и руками удерживал находящихся вокруг него пострадавших, пока его напарник спешно сгружал выловленных людей на берег, освобождая лодку для других пассажиров.

На мосту в этот момент пострадавшим пассажирам пытались оказывать помощь железнодорожники. Их было немного, некоторые и сами получили травмы после столкновения парохода с мостом, но тем не менее, они все бросились вытаскивать из воды пострадавших и звать на помощь.

-7

В течение нескольких часов к месту трагедии стянули всех, кого могли — пожарных, медиков, студентов-медвузов и медучилищ, водолазов, курсантов, военных. Кто-то приехал на автобусе с завода, кто-то пришёл пешком с другой части города, услышав, что на Волге беда.

"Мой братишка, ему тогда было 18 лет, он работал в Казанском речном порту и их, всех работников речпорта посылали на разгрузку погибших людей, он говорил, что картина была страшной, их всех, кто там участвовал, отпаивали спиртным напитками. Беда была страшная", - рассказывала позже Наталья Котова.

Трупы вылавливали под Самарой

"Мы приехали на теплоход первыми, – вспоминал в интервью много лет спустя бывший сотрудник транспортной прокуратуры Владимир Пирожков. Все палубы были забиты телами, ступить некуда. Раздавались крики, стоны – просто страшное зрелище. Освещения нет, мы ходили с фонарями в руках, натыкаясь то на оторванную голову, то на ноги, руки... "

-8

"На теплоходе отдыхали шахтеры Донбасса с семьями. Кинозал находился на верхней палубе за рубкой и был заполнен до отказа людьми которые оказались зажаты и раздавлены металлическими конструкциями. Мотористы в машинном отделении застопорили двигатели только после того как через трубу, которая была сразу за кинозалом, полились потоки крови. Моя знакомая работала на спасательном судне "Варяг" и рассказывала о последствиях этой трагедии, которые были ужасающие. По ее словам борта теплохода были розовые от крови...." - вспоминала другая местная жительница.

"Мясорубка, конечно, была страшная, - рассказывал много лет спустя журналистам следователь управления КГБ по Ульяновской области по фамилии Демидов. - Людей просто перемалывало, отрывало руки, ноги, головы... Когда я появился на судне, палубу уже вымыли, но в воздухе ощущался сильный запах разлагающегося мяса. Трупы вылавливали потом в течение месяца, даже под Куйбышевом (Самара). Поднятые останки складывали в рефрижераторы, стоявшие на станции "Ульяновск-I". Там родственники погибших находили своих...".

Водолазы на месте катастрофы "Александра Суворова" работали ночью и наощупь — в иле, под обломками, среди затопленных коридоров судна.

"Муж у меня был водолаз-глубоководник, в войну служил на Тихом океане. Это случилось в 12 часов ночи. И до 12 часов другого дня он ловил этих несчастных. Ему бы в барокамере надо лежать два часа. А он всё их ловил: кто на брёвнах, кто как, кричат: "Спаси!" Вот он спасал. Доспасал до того, что два месяца полежал в больнице и умер", - тяжело вздыхала, вспоминая то страшное лето Нина Голубева, чей муж погиб спасая выживших.

«Закончилось время дефицита»

Местные хирурги работали несколько дней круглосуточно, как в полевом госпитале. Главной сложностью было то, что дело они имели исключительно с рваными ранами, которые особо сложно промывать и зашивать. К тому же мелкая угольная крошка и в особенности зерна, которыми раны присыпало, окрашенные кровью, делались невидимыми. «Гораздо легче было бы, если бы была просто грязь...» - признавались позже медики.

"Нам пришлось провести очень сложные операции, – делился Алексей Чулков, бывший заведующий травматологическим отделением ульяновской больницы. – Раны были большие, грязные, пересыпанные зерном. Переломаны позвоночники, тазобедренные кости, ребра... В эти дни закончилось время дефицита – для нас раскрыли все неприкосновенные запасы лекарств. Медперсоналу требовалось огромное мужество, чтобы выдержать физические и психологические нагрузки: больные кричали, искали родственников, мать потеряла дочь... У многих были психические расстройства. В одной палате лежал мужчина. Двигаться он не мог и все время спрашивал о жене. В коридоре в это время положили двух женщин. Одна из них через несколько минут умерла. Медсестра, сняв с ее пальца кольцо, показала мужчине: не жены ли… Муж по кольцу признал супругу. Уже мертвую".

По официальным подсчётам в трагедии погибло 176 человек. Из раненых выжили всего 49 человек. При том что в больницы попали сотни.

Хотя были первоначальные сведения о 400 жертвах. Причиной такого расхождения стал таинственно исчезнувший бортовой журнал со списком всех находившихся на борту. Отсюда родились слухи о том, что "Суворов" вез много незарегистрированных пассажиров. Косвенно эту версию подтвердили родственники тех, кто так и не нашёл своих ни в списках погибших, ни среди выживших.

"Но, что я точно знаю, от своего тестя, заядлого рыбака, что в желудках сомов (а в то время сома до 30 кг называли сомёнком) находили довольно долго человеческие останки", - делился местный житель Владимир.

-9

Следствие по делу "Александра Суворова" длилось недолго. Для расследования катастрофы в город прибыла правительственная комиссия во главе с недавно назначенным на пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР Гейдаром Алиевым.

В народе популярной — а значит основной — стала версия о диверсии (ну не могли бывалые речники не понять, что идут не в тот проем, один только штурман Митенков под этим мостом ходил 18 раз!).

Однако, эксперты мнение о диверсии не подтвердили, назвав причинами катастрофы следующие факторы:

- отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;

- халатность первого штурмана Евгения Митенкова;

- халатность молодого неопытного рулевого Андрея Уварова (в материалах дела есть свидетельские показания, согласно которым непосредственно перед трагедией рулевой глядел по сторонам, а штурман внимательно читал детектив. На приближающийся мост не смотрел никто).

Признанные виновными штурман и рулевой погибли, их тела спустя несколько дней после крушения подняли из воды, они так и остались лежать в искореженной рубке.

Как после рассказывала мать Уварова, тело было в ужасном состоянии: "Когда мне в Ульяновске показали Андрея в гробу, он лежал целый, но, когда я его подняла, мои пальцы провалились — у него была пробита голова. Когда я получила фотографии — те, когда его из рубки вытащили и сразу на палубе сфотографировали, — вы бы видели, какой это ужас: лицо всё разбито, на лице ножевая рана, зуб выбит, губы разбиты..."

Сразу после трагедии по городу ходили слухи о том, что команда корабля была пьяна - дескать, речники хорошо отметили День рождения повара. Однако посмертная экспертиза тел штурмана и рулевого, как, впрочем, и анализы взятые у капитана эту версию не подтвердили.

В любом случае на суде главным обвиняемым в крушении "Александра Суворова" стал капитан судна 52-летний Владимир Клейменов. При том, что в момент трагедии Клейменов спал в своей каюте. Он должен был заступить на вахту ровно в полночь и отдыхал перед дежурством.

Капитан теплохода Владимир Клейменов получил 10 лет юрьмы, но умер до конца срока отсидки
Капитан теплохода Владимир Клейменов получил 10 лет юрьмы, но умер до конца срока отсидки

Как позже в 1998 году рассказывала корреспонденту КП дочь Клейменова, Лариса, ее отец задремал, а проснулся уже в воде. «В тот вечер отец, ожидая своей ночной вахты, читал, лёжа в каюте, и прислушивался к тому, опустят ли перед мостом мачту — она в проём моста не проходит. Так вот, этот звук он слышал. Это говорит о том, что в тот момент штурман был в здравом уме и трезвой памяти. Он опять вздремнул, а проснулся уже… в воде. Его с огромной высоты в одних плавках выбросило в реку! Он увидел обломки четвёртой палубы и поплыл к ним — расчехлить спасательную шлюпку. Потом вытащил из реки трёх женщин, и повёл шлюпку к берегу. Там уже ждала «скорая».

На следствии же спасатели сообщали, что Клейменова в одном белье подобрали возле опоры моста, на дамбе. Сам капитан уверял, что не помнит что произошло, так как потерял сознание.

Тем не менее, суд постановил, что Клейменов виновен в трагедии, так как не обеспечил должной дисциплины на борту и не руководил спасением. Владимира Клейменова приговорили к 10 годам заключения. Однако, до конца весь срок капитан не отсидел по состоянию здоровья. Владимир Клейменов умер от инфаркта в 1990 году.

Крест в память о трагедии на "Александре Суворове"
Крест в память о трагедии на "Александре Суворове"

В 1999 году по инициативе сотрудников Ульяновского отряда ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на "Александре Суворове" был установлен крест. В 2006 году восьмой пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста как память о трагедии.

Пролет моста, в который врезался пароход
Пролет моста, в который врезался пароход

Рядом с Ульяновским мостом на Волге установлен мемориал погибшим пассажирам теплохода «Александр Суворов».

-13

Сам пострадавший теплоход в апреле 1984 года был передан в ведение Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП). Судно было отремонтировано и в настоящее время продолжает перевозочную туристическую деятельность.

-14