Найти в Дзене

Из Петербурга в Монголию на автомобиле. # 28 Иркутск – Листвянка - КБЖД

Сегодня мы еедем из Иркутсвка в Листвянку. По пути заезжаем в этнографический музей в Талцах. В Листвянка оставляем машину, берем рюкзаки и переправляемся на другой берег Ангары. Доезжаем на поезде до станции Половинная и обратно движемся пешком. Ночуем на берегу Байкала. Продолжение. Предыдущая часть тут: Встали в 8.20. собрались. Вскоре приехал мой друг Антонов с баулом своего полевого снаряжения. Он сегодня на самолете улетает домой, в Питер, но попросил довезти до Северной столицы его баул. А то больно много барахла у него. Взял, конечно; баулом больше, баулом меньше – и так вся машина шмурдяком забита. Сделали совместную фотку у нашей машины и друган на такси покатил в аэропорт. А мы в сторону Листвянки. Выехали в 10.20. Первая остановка была на другом берегу Ангары, у стелы «Иркутск – город трудовой Доблести». Ещё одна стела в копилку:). Припарковались рядом с туристическим магазином, ну заодно зашли в него. Вышли не с пустыми руками – прикупили ветрозащиту для горелки. Потом

День двадцать девятый. 26.07.2025

Сегодня мы еедем из Иркутсвка в Листвянку. По пути заезжаем в этнографический музей в Талцах. В Листвянка оставляем машину, берем рюкзаки и переправляемся на другой берег Ангары. Доезжаем на поезде до станции Половинная и обратно движемся пешком. Ночуем на берегу Байкала.

Продолжение. Предыдущая часть тут:

Встали в 8.20. собрались. Вскоре приехал мой друг Антонов с баулом своего полевого снаряжения. Он сегодня на самолете улетает домой, в Питер, но попросил довезти до Северной столицы его баул. А то больно много барахла у него. Взял, конечно; баулом больше, баулом меньше – и так вся машина шмурдяком забита. Сделали совместную фотку у нашей машины и друган на такси покатил в аэропорт. А мы в сторону Листвянки.

Встреча с другом в Иркутске
Встреча с другом в Иркутске

Выехали в 10.20. Первая остановка была на другом берегу Ангары, у стелы «Иркутск – город трудовой Доблести». Ещё одна стела в копилку:).

Стела «Иркутск – город трудовой Доблести»
Стела «Иркутск – город трудовой Доблести»

Припарковались рядом с туристическим магазином, ну заодно зашли в него. Вышли не с пустыми руками – прикупили ветрозащиту для горелки. Потом зашли в Пятёрочку, пополнили запас продуктов и коньчку.

В 11.30 были в Тальцах. Здесь располагается огромный и очень интересный этнографический музей под открытым небом. В музее собрано множество архитектурных памятников оборонного, культового и гражданского зодчества народов иркутской области XVII-XX вв., а также этнографические коллекции Х-ХХ вв., всестороннее отражающих материальную и духовную культуру русских, бурят, эвенков, тофалар.

Музей "Тальцы"
Музей "Тальцы"

Решение о строительстве музея было принято 9 января 1966 г. В 1980 г. музей, ставший филиалом Иркутского государственного объединенного музея, принял первых посетителей.

Музей "Тальцы"
Музей "Тальцы"

С 1 января 1994 года музей функционирует в качестве самостоятельного. 20 февраля 1995 года указом Президента Российской федерации музей «Тальцы» отнесен в объектам исторического и культурного наследия федерального значения.

Музей "Тальцы"
Музей "Тальцы"

Место для музея выбрано прекрасно, можно подойти к забору и полюбоваться Ангарой в нескольких местах.

Музей "Тальцы"
Музей "Тальцы"

Деревянные строения тут представлены самые разнообразные: острог, разные типы домой, горки, качели. Есть чайная, чтобы подкрепиться, много сувенирных лавок и мастер-классов..

музей "Тальцы"
музей "Тальцы"

Музей достойный, хотя, конечно. много бутафории, Я бы порекомендовал ехать сюда на весь день, потому что это полноценный посёлок и буквально в каждый дом можно зайти. Входной билет стоит 300 рублей, льготный – 150 рублей. Цена очень адекватная!

Музей "Тальцы"
Музей "Тальцы"
Музей "Тальцы"
Музей "Тальцы"

Но у нас времени было мало. Всего менее полутора часов на осмотр этого музея – нужно было успевать на паром через Ангару, согласованный с поездом на другой стороне. А до пристани еще 20 километров ехать.

В 13 часов припарковались у Байкальского музея, у мыса Рогатка. Здесь же и пристань парома. Собрали рюкзак, взяли лёгкую палатку, спальники, пенки, горелку, котелок, еду.

В ожидании парома
В ожидании парома

Я надел горные ботинки (ну не зря же их всю поездку вожу в багажнике, должны же где-нибудь пригодиться). Наташа пошла в кроссовках.

Подходит паром
Подходит паром

Паром по расписанию в 14 часов. Но запускают строго по 20 человек, больше не берут. Хотя мест полно и при этом могут загрузить ещё пару Камазов. Проезд стоит 90 рублей. Так вот, когда стали грузиться на паром, Наташа прошла (была двадцатой), а я нет. Не пустили. Иди, говорят, на скоростной катер, если очень надо. Или жди следующий рейс парома. Но у нас всё подгадано под поезд, ждать нет возможности. Делать нечего, отдал жене свой рюкзак, а самому пришлось ехать на скоростном катере за 400 рублей.

Скоростной катер
Скоростной катер

Явно наличие сговора между паромщиками и катеристами. Гадство…

Катер моментально собрал 8 человек и понесся по волнам на другой берег Ангары. Паром быстренько обогнали и я уже встречал Наташу с вещами в Порте Байкал.

Да поезда оставалось еще около часа. Пока ждали, поглядели на маневрирующий по станции паровоз. Обдавая нас паром и дымом и проехал вначале в сторону тупика. Потом по другой колее вернулся обратно и к нему прицепили пассажирский состав. Прикольно.

Ролик с паровозом на станции Байкал можно посмотреть здесь:

Хотели зайти на станции в музей, посвященный исторической дороге КБЖД. Он входит в структуру РЖД и официально называется «Подразделение по сохранению исторического наследия Восточно-Сибирской железной дороги на станции Байкал».

Здание вокзала
Здание вокзала

Музей расположен в воссозданном здании вокзала станции Байкал, на первом этаже. Но, музей оказался закрыт. Скучающий охранник заявил. Что смотрительница ушла в отпуск. И музей откроется не ранее, чем через месяц. А жаль…

Ну да ладно, сбегал тогда в магазин при станции. Купил минералку, квас и кофе.

В 15 часов погрузились в «мотаню». Это жаргонное наименование для поезда, курсирующего по Кругобайкальской железной дороге между станциями Слюдянка и Порт Байкал. Ходит, «мотается» туда-сюда, по тупиковой ветке. Сейчас это уже приличный современный поезд.

Мотаня 2025
Мотаня 2025

А вот 2002 году, когда я оказался здесь впервые, мы ездили ещё в очень старых плацкартных вагонах, и ещё «в наборе» был крытый грузовой вагон, в котором перевозили корову и мотоциклы, а также вагон-автолавка.

Мотаня 2002. Фото из архива
Мотаня 2002. Фото из архива

Поезд тронулся в15.19. Вскоре прошла женщина-кондуктор, обилетила всех. Проезд до станции Половинная стоил 84 рубля. Едем с комфортом. Рядом малая группа туристов с девушкой -гидом. Девушка вещает про КБЖД, мы тоже "уши греем".

В поезде
В поезде

В 17.11 прибыли на станцию Половинная. Там полазили по паровозу, пофотографировали мост через речку и тоннель.

Паровоз на станции Половинная.
Паровоз на станции Половинная.
Мост через речку Большая Половинная
Мост через речку Большая Половинная
Половинный мыс
Половинный мыс

А в 17.57 сели на поезд в обратном направлении и доехали до Итальянской стенки. Это около 7,5 километров. Проезд стоит по 47 рублей.

Вышли из поезда. Посмотрели на стенку ( я её хорошо помню еще с предыдущих посещение КБДЖ в 2002 и 2007 годах). Итальянская стенка одна из наиболее популярных туристических достопримечательности этой дороги.. Сооружение представляет собой подпорную стенку, соединенную с относительно короткой каменной галереей (Галерея №8 Малая Шумихинская).

Итальянская стенка
Итальянская стенка

Галерея №8, соединенная с Итальянской стенкой, была действующей до 1956 года. Но после переноса главного хода Транссиба, путь, идущий через галерею, был разобран.

Название достопримечательности напоминает о том, что в проектировании и постройке КБЖД принимали участие специалисты (инженеры и каменщики) из Италии. Данное сооружение было построено под руководством итальянского подданного архитектора Л. Феррари. Строительство проходило летом 1905 года в крайне сжатые сроки: с 10 мая по 1 августа. Характерной особенностью итальянской стенки являются глухие каменные арки.

Дальше пошли пешком. Я думал, что нынче вдоль такой популярной у туристов КБДЖ, набита широченная тропа параллельно рельсам. Но оказалось, что я сильно ошибался. Тропа совсем не набитая, местами вообще пропадает и приходится идти по шпалам, что, как известно, не очень удобно.

Идем пешком
Идем пешком

Зато в наличии знаки, предупреждающие о медведях

-22

По пути любовались окружающими пейзажами, все же здесь очень красиво. Особенно хочу отметить окрестности Бухты Березовой. Небольшой мыс Берёзовый у одноименной бухты на Кругобайкальской железной дороге прорезан длинным (457 метров) тоннелем №9-бис. Но первоначально, в 1904 году, через бухту был перекинут 128-метровый мост, самый длинный на Кругобайкалке. Он прослужил здесь десяток лет, пока в 1914 году не пробили тоннель №9-бис в обход бухты. А «горбатый» мост перевезли на другой берег Байкала, где установили через речку Выдриная, его мы уже видели пару дней назад.

Из тоннеля №9-бис, где-то на полпути, уходит короткая штольня, использовавшаяся при строительстве, а затем ставшая водоотводом. Без отделки она похожая на пещеру с подземным ручьём.

Короткая штольня
Короткая штольня

По ней можно выйти в небольшой грот на берегу, из которого открывается красивый вид на заброшенную галерею №6.

Бухта Берёзовая
Бухта Берёзовая

Вдоль берега Байкала тропа по осыпям ведёт в заброшенную галерею № 6, которая обрывается прямо в бухту с другой стороны от штольни из тоннеля № 9-бис. В общем здесь есть где полазить.

Галерея № 6
Галерея № 6

Всего за вечер мы прошли 11 километров, посмотрели множество тоннелей, галерей и заброшенных мостов, прошли станции Уланово и Хвойная и дошли до мыса Толстый.

КБЖД
КБЖД

КБЖД. Станция Уланово
КБЖД. Станция Уланово

Нашли небольшую ровную площадку около входа в заброшенную галерею №3, «Осиновская». Расположена она на 91 км КБЖД. Координаты - N 51° 47.700' E 104° 36.000'. Стали лагерем в 21.20. в 30 м от входа в тоннель. Разбили старую самодельную парашютную палатку, которую взяли для пешей вылазки. Давно не ставил ее, больше 20 лет точно.

-28

Потом я взял котелок, пустые пластиковые бутылки и пошёл искать спуск к Байкалу, чтобы воды байкальской нам на ужин и чай добыть. Спуск к озеру нашел не сразу, метрах в 200 от палатки. Набрал воды, умылся, освежился.

Развели небольшой костерок, было тепло и уютно. Хорошо, что нет дождя и ветра. Один раз мим с грохотом проехал пассажирский поезд. И всё, тишина...

Отбой в 23 часа

Продолжение следует:

Начало повествования:

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!