Найти в Дзене
Рисуем с Марго

Как открыть в себе суперспособность рисовать по памяти

Кто из вас не мечтал о фотографической памяти? Чтобы увидеть что-то один раз – и идеально перенести на холст или бумагу, не прибегая к вечному спутнику — референсу. Когда смотришь на картины старых мастеров, кажется, что это чистая магия, доступная только избранным. Но что, если я скажу: это не магия, а навык, который может прокачать абсолютно каждый? Меня зовут Марго Миро, и сегодня я поделюсь с вами маленьким секретом того, что мы, художники, называем "рисованием по памяти". Это, кстати, один из первоклассных признаков настоящего профессионала. На самом деле, рисование по памяти — это не просто вспоминание увиденного. Это, по сути, работа с вашей внутренней библиотекой образов. Я часто говорю, что настоящий художник воспитывает свой "глаз художника"? Так вот, "глаз" — это только часть дела, нужно еще и "мозг художника" тренировать. Как это работает? Когда ты рисуешь с натуры (а это, кстати, основа основ), ты не просто срисовываешь. Ты анализируешь: как построена форма, куда падает

Кто из вас не мечтал о фотографической памяти? Чтобы увидеть что-то один раз – и идеально перенести на холст или бумагу, не прибегая к вечному спутнику — референсу. Когда смотришь на картины старых мастеров, кажется, что это чистая магия, доступная только избранным.

Но что, если я скажу: это не магия, а навык, который может прокачать абсолютно каждый? Меня зовут Марго Миро, и сегодня я поделюсь с вами маленьким секретом того, что мы, художники, называем "рисованием по памяти". Это, кстати, один из первоклассных признаков настоящего профессионала.

Художница за мольбертом закрыла глаза рукой
Художница за мольбертом закрыла глаза рукой

Как работает наш "мозг художника"

На самом деле, рисование по памяти — это не просто вспоминание увиденного. Это, по сути, работа с вашей внутренней библиотекой образов. Я часто говорю, что настоящий художник воспитывает свой "глаз художника"? Так вот, "глаз" — это только часть дела, нужно еще и "мозг художника" тренировать.

Как это работает? Когда ты рисуешь с натуры (а это, кстати, основа основ), ты не просто срисовываешь. Ты анализируешь: как построена форма, куда падает свет, какие законы перспективы управляют пространством. Ты как будто собираешь 3D-модель в голове, а не плоское фото. Ты запоминаешь не только линии, но и логику конструкции.

Возьми, к примеру, Ивана Константиновича Айвазовского. Он мог часами всматриваться в бушующее море, в облака, а потом уходил в мастерскую и писал свои фантастические штормы, не глядя на волны. Как? Он тренировал память. Он был не просто срисовщик, он был аналитиком и архитектором морской стихии. Его мозг запоминал конструкцию волны, а не её плоское изображение.

Мой личный опыт дизайнера научил меня, что этот навык просто бесценен. Я начинала в то время, когда про компьютерные программы и речи не шло. Да и сегодня. прежде чем ты создашь проект , зд модель, сначала нужно сделать зарисовку по воображению. Воображение- это тоже память - собирательная память. Это дает свободу. Ты уже не привязан к фото, ты творец! И это успешный путь к творчеству и собственному стилю.

Три простых шага к "памяти гения"

Как же прокачать эту "суперспособность"? Всё просто, но требует регулярности. Вот три легких подсказки для старта:

  1. "Заморозка" в голове. Посмотри на какой-нибудь простой предмет (чашку, фрукт, руку). Рассмотрит его детально 10-15 секунд. Потом закрой глаза и попытайся увидеть его четко в пространстве. Вращай его мысленно. Где тень? Где граница света? Повторяйте, пока образ не станет ясным.
  2. Эскиз по следам. Сделайте быстрый набросок с натуры (минуты две). Затем отложите натуру и попробуйте повторить этот же набросок, основываясь только на том, что запомнил за эти две минуты. Сравни. Сначала будет смешно, потом – результат поразит. Ты увидишь, какие ключевые моменты упустил.
  3. Структура, а не поверхность. Не пытайся запомнить все волоски, складки или блики. Запоминай конструкцию, основные объемы и их расположение в пространстве, пропорциональные отношения масс. Как построена голова (шар и плоскости), как "работает" рука (цилиндры и кубики). Академический рисунок — это скелет вашей памяти! Когда вы знаете "скелет", "мясо" (то есть детали) нарастить уже легко.

В общем первоклассный рисунок по памяти — это не врожденный дар, а успешный результат систематической тренировки. Не ленитесь смотреть внимательно на мир и задавать себе вопрос: "А смогу ли я нарисовать это, если сейчас исчезнет?"

Попробуй эти подсказки уже сегодня. И расскажи мне в комментариях, какой предмет ты попытался "заморозить" в памяти первым. Давай вместе тренировать наш "мозг художника".

Поделись: что для тебя самое сложное в рисовании без референса?

Здесь читай Что такое пленер? В чем польза?

Здесь 5 навыков, которые сделают из тебя художника