Правильнее было бы назвать эту статью "Мои открытия в японской музыке". Начну, как говорится ab ovo, или как бы сказали в Японии 最初から (saisho kara) - "с самого начала".
Когда мне было лет 10 мой дядя купил катушечный магнитофон «Яуза». Тогда это была мечта каждого меломана. Мой старший брат, патлатый битломан, студент, стал создавать ему коллекцию из всех имеющихся у нас пластинок и бабинных катушек. На одной из коробок было карандашом написано «Самураи», однако музыка была совсем не в стиле боевого искусства, а наоборот музыка спокойная и приятная, напоминающая стиль Фаусто Папетти с его бахатным саксафоном, то что сейчас мы называем стиль «лаунж». Я её слушал почти каждый день и до сих пор помню мелодии. С тех пор я нигде не могу найти исполнителей, но найду. «Кто ищет, то всегда найдёт!» - как завещал Василий Лебедев-Кумач.
Мое второе моё знакомство с японской музыкой – это песня «Песня у моря, у синего моря», мы, дети, конечно же допевали «сидит на горшке дядя Боря». Спасибо Виктору Татарскому за ликбез: оригинал называется «Кани́кулы любви́» (Koi-no Bakansu - 恋のバカンス) в исполнении японского поп-дуэта «Пинатцу» (в моём вольном переводе «Арахиски», «Арахисовые киски»). В другом выпуске «Встречи с песней» всеми любимый советский ведущий зачитал письмо, в котором автор просила откликнуться несправедливо отвергнутую любовь своей молодости. Это моряк, служивший на Сахалине, который в письме рассказал о концерте японского военного оркестра, исполнившего для советских военнослужащих «Танец с саблями» Хачатуряна. Татарский передал произведение в интерпретации вокального квартета «Бони Дзякс» из Японии. На меня, ученика музыкальной школы, конечно же знакомого с творчеством Арама Ильича, исполнение произвело сильнейшее впечатление.
Когда же меня реально «торкнуло»? Когда мне захотелось более глубоко изучить музыку Японии? Припоминаю два события. Первое. Я увлёкся стилем сёрф и фанател от группы The Ventures и иже с ними. Я почти случайно услышал японского «сёрфингиста» Takeshi Terauchi, исполнение которого мне показалось, более крутым что ли, и не таким простым. Атака, открытые эмоции, энергия! Я слушал какой-то сборник не самых первых его альбомов. Это было не подражание, а своя интерпретация. Группа играла свежо, ярко, агрессивно! Казалось, что они хотели озвучить звуки цунами. Я послушал штук 20 композиций. Все мне понравились поскольку мелодии были красивыми и несли особый японский колорит. (Takeshi Terauchi уже в ротации на https://makradio.online/)
Второе событие случилось примерно в это же время, с небольшим промежутком. На джазовом фестивале выступала японская джаз-рок группа; удивило то, что они играли очень громко, агрессивно и вне каких либо гармоний и тональностей. Любящим традицию было сложно принять такой фри-джаз, и никто даже не пытался с ними сыграть jam session. Однако нашёлся смельчак - один из гитаристов-участников местной группы. Он подошёл и спокойной сказал: «Ребята, вы чего одно и то же играете? Давайте нормальную музыку «сбацаем», Бенсона, например». Музыканты откликнулись с интересом. Конечно же, они знали и Бенсона и других, но им (я тут фантазирую) показалось, что какой-то дедушка просит сыграть с ними музыку прошлого века, века динозавров. В итоге музыканты быстро адаптировались, «заджемили» и зазвучали отлично – синтез японской вулкана и бескрайних казахстанских степей. (Фестиваль проходил в Казахстане). Японцы по окончанию джема, как водится, кланялись и даже жали руку гитаристу, что не очень принято в японской культуре.
Меня очень привлёк внешний вид японских музыкантов. Они выглядели ярко, эпатажно: разорванные до лохмотьев джинсы, белые рубашки, мятые навыпуск, полно ярких висюлек. Весь этот «видон» являл собой явное противопоставление тёмно-синей серой корпоративной Японии. Шоу походило ни что иное, как на такое весёлое, хаотичное самовыражение, что превращала сцену в театр эмоций и символов. Именно в тот момент я осознал, что есть в музыке с островов японского архипелага какая-то большая изюмина и хорошо бы её распробовать. Но отложил это на потом.
Внезапно это «потом» наступило! Именно сейчас! После концерта оркестра народных инструментов, где центральное место занимали цитры кото. Именно резкий и в то же время мягкий звук кото возбудил моё прежнее желание распробовать изюмину японской музыки. Просмотрев множество вебинаров по культуре страны восходящего солнца, прочитав «энное» количество книг, в том числе и по музыке, а также вдоволь наслушавшийся современной японской музыки, я ощутил желание высказаться по конкретному поводу, а именно о современной музыке Японии с периода окончания губительной для страны Второй Мировой Войны.
В любом из жанров искусств Японии скрыта тайна, которую интересно разгадывать. Но чтобы бы не изучали: гравюру, кимоно, кукол, театр Кабуки или музыку есть одно объединяющее начало –изящество. Я возьму на себя смелость изящно поведать об японском джазе, роке, диско и даже о чисто американском стиле bluegrass, который, похоже, тоже прижился в Японии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАДЕЮСЬ, СЛЕДУЕТ