Согласно исследованию Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, к 2035 году дефицит кандидатов и докторов наук в России может достичь 20 тысяч человек. Однако эксперты уверены: позитивный тренд вполне реален — ключевую роль в этом сыграют российские вузы, реализующие национальный проект «Наука и университеты», направленный на повышение привлекательности науки и высшего образования.
В рамках проекта созданы научно-образовательные центры мирового уровня, где молодые учёные проводят исследования в медицине, биотехнологиях, химической промышленности, сельском хозяйстве и авиации. Университеты активно вовлекают студентов в научную деятельность с первых курсов, поддерживая развитие индивидуальных образовательных траекторий, научных лабораторий и грантов, а также обеспечивая наставничество.
Ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж подчёркивает: интеграция образования, науки и производства открывает студентам доступ к реальным инновационным проектам. Дипломные работы зачастую становятся основой для стартапов и решений промышленных задач. Такая практика повышает мотивацию молодых специалистов продолжать заниматься научной деятельностью и после выпуска, что отвечает вызовам профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации для педагогов, преподавателей и исследователей.
Сегодня университеты становятся платформой для партнерства с бизнесом, государственными структурами и НКО, способствуя практическому применению научных разработок и создания социальных проектов. Этот подход поддерживает конкурсы для учителей, педагогов и воспитателей, стимулируя профессиональный рост и участие в конкурсах для аттестации.
Особое внимание уделяется междисциплинарным исследованиям на стыке медицины, биоинженерии и информационных технологий, которые помогают создавать инновационные методы диагностики и лечения. Параллельно развивается кластер проектов в области энергетики, материаловедения и экологии, где «зелёная химия» и новые материалы внедряются в промышленность для повышения экологичности и эффективности производства.
Кроме того, университеты все активнее исследуют эффективность образовательных процессов, что особенно важно в эпоху цифровизации и массового онлайн-обучения. Это напрямую связано с курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, направленных на совершенствование методик обучения и оценочных процедур.
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, молодые учёные до 39 лет составляют более 43% научного персонала страны — почти 147 тысяч специалистов. Финансирование исследований в России продолжает расти и в 2024 году достигло 1,88 триллиона рублей, что укрепляет позиции страны в мировом научном рейтинге.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков отметил, что текущие успехи — результат системной работы в рамках Десятилетия науки и технологий. Особое внимание уделяется финансированию, развитию научных кадров и активизации инвестиций со стороны бизнеса. В этих условиях курсы профессиональной переподготовки и конкурсы для педагогов и воспитателей играют ключевую роль, поддерживая непрерывное развитие научно-образовательной среды и укрепляя кадровый потенциал России.
📰 Новости | 🎓 Курсы | 🏆 Конкурсы | 👤 Личный кабинет