Найти в Дзене
Моя точка зрения

“Ночь перед Рождеством” и “Вечер накануне Ивана Купала”: два лика нечистой силы в творчестве Гоголя

В октябрьских публикациях книжных блогеров активно обсуждается литературный поединок между двумя классиками русской литературы — Н.В. Гоголем и М.Е. Салтыковым-Щедриным. Прения проходят в рамках марафона «Открой школьную Вселенную». За кого же я хочу отдать свой голос? Вопрос, на который сложно ответить по одной простой причине – из всех произведений Салтыкова-Щедрина я читала только сказку «Премудрый пескарь». А, что хуже всего, у меня даже не возникало желания познакомиться с творчеством автора. Поэтому, пока я присматриваюсь к библиографии Михаила Евграфовича, в моих фаворитах будет Николай Васильевич. Я давно планировала прочитать сборник произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ну как прочитать, скорее что-то перечитать, а с чем-то познакомиться впервые. Начало было положено 6 месяцев назад, когда я в рамках Гоголевского марафона перечитала любимую повесть «Ночь перед Рождеством». Октябрьский же поединок познакомил меня с повестью «Вечер накануне Ивана Купала». Благодаря у

В октябрьских публикациях книжных блогеров активно обсуждается литературный поединок между двумя классиками русской литературы — Н.В. Гоголем и М.Е. Салтыковым-Щедриным. Прения проходят в рамках марафона «Открой школьную Вселенную».

За кого же я хочу отдать свой голос? Вопрос, на который сложно ответить по одной простой причине – из всех произведений Салтыкова-Щедрина я читала только сказку «Премудрый пескарь». А, что хуже всего, у меня даже не возникало желания познакомиться с творчеством автора. Поэтому, пока я присматриваюсь к библиографии Михаила Евграфовича, в моих фаворитах будет Николай Васильевич.

Я давно планировала прочитать сборник произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ну как прочитать, скорее что-то перечитать, а с чем-то познакомиться впервые. Начало было положено 6 месяцев назад, когда я в рамках Гоголевского марафона перечитала любимую повесть «Ночь перед Рождеством».

Октябрьский же поединок познакомил меня с повестью «Вечер накануне Ивана Купала».

Благодаря уникальному сплетению фольклора, мистики и религии автор погружает читателей в мир украинской деревни и рассказывает историю любви Петро и Пидорки, которая, в отличие от романтической линии Вакулы и Оксаны, окрашена в мрачные тона.

История начинается с того, что отец Пидорки решает выдать её замуж за богатого жениха. В отчаянии Петро встречает колдуна Басаврюка, который обещает помочь в обмен на цветок папоротника. Свое богатство и шанс на совместную жизнь с Пидоркой Петруся получил. Но какой ценой?

За все нужно платить. А нечисть оплату берет кровью. Как результат, ради своей эгоистичной любви и жадности тестя, Петро убил брата Пидорки. Но счастья им это не принесло. Петро, пусть и неосознанно, сам себя «съел»: и не жил он боле, а существовал. Попытка Пидорки помочь мужу раскрыла ей глаза на страшную правду:

«Раз кто-то уже, видно, сжалился над ней, посоветовал идти к колдунье, жившей в Медвежьем овраге, про которую ходила слава, что умеет лечить все на свете болезни. Решилась попробовать последнее средство; слово за слово, уговорила старуху идти с собою. Это было ввечеру, как раз накануне Купала. Петро в беспамятстве лежал на лавке и не примечал вовсе новой гостьи. Как вот мало-помалу стал приподниматься и всматриваться. Вдруг весь задрожал, как на плахе; волосы поднялись горою... и он засмеялся таким хохотом, что страх врезался в сердце Пидорки. «Вспомнил, вспомнил!» — закричал он в страшном веселье и, размахнувши топор, пустил им со всей силы в старуху. Топор на два вершка вбежал в дубовую дверь. Старуха пропала, и дитя лет семи, в белой рубашке, с накрытою головою, стало посреди хаты... Простыня слетела. «Ивась!» — закричала Пидорка и бросилась к нему; но привидение все с ног до головы покрылось кровью и осветило всю хату красным светом... В испуге выбежала она в сени; но, опомнившись немного, хотела было помочь ему; напрасно! дверь захлопнулась за нею так крепко, что не под силу было отпереть. Сбежались люди; принялись стучать; высадили дверь: хоть бы душа одна. Вся хата полна дыма, и посередине только, где стоял Петрусь, куча пеплу, от которого местами подымался еще пар. Кинулись к мешкам: одни битые черепки лежали вместо червонцев.»

Особенно интересно наблюдать, как Гоголь по-разному изображает образ нечистой силы в своих произведениях. Но именно она крупными мазками рисует атмосферу произведений. Особенно ярко это видно при сравнении повестей «Ночь перед Рождеством» и «Вечер накануне Ивана Купала».

В повести «Ночь перед Рождеством» нечистая сила показана в комическом, почти безобидном свете. Главный представитель нечисти — чёрт. Он занимается мелкими пакостями и плетет интриги против Вакулы. Но по факту, он трусливый растяпа, который не только не смог отомстить кузнецу, но и попадает в услужение к Вакуле. Да, и ведьма Солоха не страшная старуха, а обычная деревенская женщина, которая, правда, умеет летать на метле, и привечает черта.

В произведении «Вечер накануне Ивана Купала» нечистая сила абсолютное зло. Центральным персонажем становится колдун Басаврюк, который подталкивает Петруся к кровавому убийству. В этой повести присутствуют элементы классической мистики: цветок папоротника, избушка на курьих ножках, превращения золота в черепки.

Из под пера Гоголя вышло две повести с разным эмоциональным окрасом. Но объединяет их одно – победа добра над злом.

А какая Ваша любимая повесть в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»?