Найти в Дзене
Жизнь с Музыкой

Когда музыка становится осязаемой (моя история увлечения винилом).

Итак, друзья. Уже прошло 8 лет, как у меня в доме живет виниловый проигрыватель и некоторая коллекция пластинок. Когда я все это затевал, то не знал заранее - зацепит или нет. Сегодня я могу только отдавать себе отчет в том, насколько устойчивое место в итоге заняла эта штука в быту нашей семьи. На пластинки со временем было потрачено небольшое состояние, и уж на что я жмот, но это того стоило. Сегодня, я наконец попробую хотя бы субъективно разобраться, что же такого особенного в этом древнем и невзрачном носителе... -------------------------- Я вырос на виниле. Но в детском возрасте сложно иметь мнение о качестве звучания. Я как-то больше помню сложности эксплуатации. Попробуй управься с “Электрофоном сетевым транзисторным II класса Аккорд-201-стерео”. Научись-ка устанавливать иглу ровно на начало, и снимать ее строго вверх, иначе опять сначала слышишь этот жуткий скрежет, а затем уже прилетают п.здюли от любого из окружающих родственников за царапанье пластинки. Если погнулась игла

Итак, друзья. Уже прошло 8 лет, как у меня в доме живет виниловый проигрыватель и некоторая коллекция пластинок. Когда я все это затевал, то не знал заранее - зацепит или нет. Сегодня я могу только отдавать себе отчет в том, насколько устойчивое место в итоге заняла эта штука в быту нашей семьи. На пластинки со временем было потрачено небольшое состояние, и уж на что я жмот, но это того стоило. Сегодня, я наконец попробую хотя бы субъективно разобраться, что же такого особенного в этом древнем и невзрачном носителе...

--------------------------

Я вырос на виниле. Но в детском возрасте сложно иметь мнение о качестве звучания. Я как-то больше помню сложности эксплуатации. Попробуй управься с “Электрофоном сетевым транзисторным II класса Аккорд-201-стерео”. Научись-ка устанавливать иглу ровно на начало, и снимать ее строго вверх, иначе опять сначала слышишь этот жуткий скрежет, а затем уже прилетают п.здюли от любого из окружающих родственников за царапанье пластинки. Если погнулась игла – все, отдыхай, слушать проигрыватель нельзя, пока дед ее не починит.

Гр.Об.
Гр.Об.

К тому же это недоделанное чудо отечественной деревянной промышленности, как ты ни изъ.бывайся с пластилином на тонарме (в качестве регулятора нажима), все равно постепенно уродовало пластинки. Со временем мои сказки и стихи начинали проскакивать, лишаясь строчек и предложений. Нужно было уже просто помнить, что когда Вадим Левин говорил “Тришки шорты” – это на самом деле означала “Третий шил лягушке шорты”. Все это так намертво и сохранялось в мозгу вместе со всеми царапинами. У нас на Камчатке в середине-конце 1980-х проигрыватель успешно конкурировал с бобинным магнитофоном, и уже сложно вспомнить, что мне было ближе – трещащие сказки на пластинках, или же Высоцкий и Queen на пленке, которая тоже, не будь дура, только и жила идеей соскользнуть с роликов и хорошенько нажеваться внутри головочного отсека. Но бобинную-то коллекцию я все-таки успел оцифровать, а потом даже смог найти эту музыку на CD. А вот что касается коллекции камчатского винила, то она, к сожалению, была затоплена на антресолях еще весной 2003 года, как раз за месяц до того, как я на каникулах явился туда с оборудованием, нужными знаниями и неукротимым намерением перевести все в цифру.

Возвращаясь в 2017 год, помня это все, и имея на руках лишь часть перевезенной в Москву коллекции винила с музыкальными сказками, которые ну вряд ли будешь переслушивать, я воспринимал покупку новой вертушки все же как некую барскую авантюру. Мой выбор, как и у многих, пал на Audio-Technica AT-LP60 USB (один и самых популярных "первых" проигрывателей). Но я понятия не имел, насколько качественную вещь покупаю, как мне с ней обращаться, а главное – зачем вообще она мне. И все же аппарат был куплен, собран (привод там тоже оказался на пассике, как на этих самых печально известных кассетных плеерах), подключен, и извлечена единственная на тот момент серьезная пластинка, которая у меня лежала очень давно, просто как артефакт из прошлого. Была надавлена кнопка Start.

И вдруг…

Zodiaks - Зодиак ("Disco Alliance", 1980).
Винил: Мелодия, Рижский завод.
Сет-ап:
Audio-Technica AT-LP60 USB, головка AT3600L

-2
-3
Bonus 11. Zodiaks: Зодиак (vinyl): слушать онлайн

Я думаю, и вам явно слышно то, что услышал я. А именно - что это звук совсем не из прошлого. Это вам не аудиокассета. По качеству (т.е. по общему благородству звука) это вполне конкурирует с цифровым стандартом, но к тому же и предлагает еще что-то большее, что-то совсем другое. Так давайте разбираться, что именно.

--------------------------
Когда говорят о виниловом звуке, обычно употребляют следующие набившие оскомину аудиофильские словечки: “теплый”, “живой”, “мягкий”, “жирный”, “объемный”. Похоже на описание шарлотки, а не звуковых и несъедобных волн.
Для начала разберем “теплоту” и “живость”. Это говорят про аналоговый звук в целом. На CD и mp3 – цифровой звук, то есть дискретный, разбитый на не связанные друг с другом точки, как ряд порядковых чисел, как кадры на видео. А на виниле и магнитной пленке звук аналоговый, то есть сплошной. Но разве это так важно?.. Стало понятно, что для ответа на этот вопрос “Мелодии” будет недостаточно. И я начал покупать европейский винил и сменил несколько проигрывателей, постепенно повышая их класс.
--------------------------
Сет-ап, здесь и далее:
Проигрыватель:
Technics SL1500MKII (1978)
Головка:
AT95ML
Фонокорректор:
Pro-Ject PhonoBox
Интерфейс:
M-Audio FastTrack Pro, 32бит/96кГц
Запись и реставрация звука:
iZotope RX 8

Мой сетап. Только головка сменилась на AT95ML.
Мой сетап. Только головка сменилась на AT95ML.

--------------------------
Eurythmics - When Tomorrow Comes ("Revenge", 1986). Винил: RCA, Западная Германия.

Послушайте на виниле известный хит топовой нью-вейв группы 80-х, которая заслужила свою популярность благодаря своему позитивному аплифту, романтическому посылу, который контрастирует с мощным, но очень сдержанным пением Энни Леннокс.

--------------------------

Я помню, как году в 1995 у меня появился музыкальный центр и первые CD. Естественно, это было чудом. Звук CD как бы прорезал пространство. Чистый, точный, совершенный. Включая CD, ты знал, что получаешь самое лучшее, самое рафинированное, и оно останется таким же, сколько раз ни включай этот диск. Я помню, как на аудиокассетах мне постоянно не хватало высоких частот. Чтобы осветлить звук, выкручиваешь на эквалайзере все, что выше 8 кГц, но там у кассеты был лишь шум. На CD можно было выкрутить высокие частоты до максимума и услышать дыхание вокалиста, отзвуки хай-хетов и металлической перкуссии, третьи, четвертые обертона. CD был чем-то вроде демонстрационного стенда для прослушивания и понимания частот и звуков…
Да, звуков.

Но музыки ли?..

--------------------------

Renaissance - Kiev ("Prologue", 1972). Винил: Sovereign, Франция

Эту уникальную вещь я уже упоминал в своем проекте в статьях о группе Renaissance. К сожалению, это самая плохая по состоянию пластинка в моей нынешней коллекции. Наверно, потому, что самая старая из зарубежных, в полуистлевшем конверте. Но это оригинал (1972 год), имеющий коллекционную ценность. Поэтому я просто рад, что она у меня есть.

--------------------------

Мы твердо знаем, что в радуге 7 цветов. Так? Так. Пожалуйста, вот вам радуга из 7 цветов.

-5

Разве вас обманули? Нет, здесь ровно 7 цветов, как и было обещано. Это изображение радуги не обманывает Вас, ведь его автор просто не знает, что цветов в радуге на самом деле бесконечное число.

-6

Так и с цифровым звуком. Одна секунда звука, записанного на CD, содержит 44100 фрагментов (сэмплов) по 16 бит информации. Достаточно ли этого для полноценной передачи звука? Безусловно да, и даже с запасом – говорит нам физика. И она не врет. Она просто не знает, что в отличие от глаза, воспринимающего информацию в дискретном режиме (30-50 четких кадров в секунду), ухо у человека работает в аналоговом режиме, в котором никаких фрагментов, “кадров”, не предусмотрено. Звук должен быть связным, без дырок, даже составляющих всего 1/44100 секунды.

Вот простая иллюстрация из интернету.

-7

Звук – это волна. Например, синусоидной формы. И она должна быть сплошная, векторная, если хотите, то есть она должна оставаться непрерывной при любом ее увеличении. Любой аналоговый синтезатор может создать такую волну. И еще пару базовых волн – квадратную, пилообразную, треугольную, и все они будут сплошными. Любой звук, который мы воспринимаем ухом, является производной этих волн. При переводе в цифровой формат (аналогово-цифровое преобразование, АЦП) эта волна будет нарезана на сэмплы, а ее интенсивность на момент времени данного сэмпла будет отражена в нескольких битах – единиц и нулей. Из этого следует, что восстановление точной формы аналоговой волны (при цифро-аналоговом преобразовании, ЦАП), подаваемой на колонки и наушники (которые тоже имеют аналоговую природу – это колебание сплошной мембраны) невозможно по определению. Это всегда будет аппроксимация, в худшем варианте – ступенеобразная, в лучшем – более сглаженная. Но всегда неточная, не естественная. Это всегда привнесет искажения. Грубая интерполяция – обман больше, тонкая – меньше. Но все равно обман. Существенный? Теоретически – да, поскольку оказывается, что цифровой звук в принципе не может до конца соответствовать свойствам его аналогового приемника – уха. А практически – насколько это действительно слышно? И если слышно – то на объективном, сознательном уровне, или все же больше на подсознательном, метафизическом? А вот это решать вам.

--------------------------

The Moody Blues – The Other Side of Life ("The Other Side of Life", 1986). Винил: Мелодия, Апрелевский завод.

--------------------------

Но ведь то, что я сейчас выкладываю, это такой же обман! Это ведь такая же оцифровка. Хотя и выполненная мной на пределе моего оборудования. У меня в первом проигрывателе был встроенный АЦП и цифровое подключение по USB. Но я его не использовал, т.к. АЦП там явно бюджетный. На приличных проигрывателях есть только прямые аналоговые выходы, и я подключаю их в очень хорошую внешнюю карту (M-Audio FastTrack Pro), которая оцифровывает в режиме 96кГц/32бит, что сохраняет в 4.35 раза больше информации, чем CD. Потом я конвертирую эту запись в 48кГц/16бит с помощью лучшего из доступных мне ресэмплера с дизерингом из Reaper. Потом жму ее лучшим mp3-кодером в максимальном качестве (Lame 3.99.5 Insane), который не сильно жрет верха. И вот вы это слушаете, и это всего лишь очередная аппроксимация. Это все равно не то, что я слышу из своей акустической системы при прямом подключении. Настоящий звук можно получить только при непосредственном прослушивании винила.

Таким образом, под теплотой и живостью винилового звука я понимаю в основном его естественность. Любой музыкальный звук порождается колебанием (струн, корпусов, мембран, генераторов), а у винила сам источник звука – колебание иглы. Естественное получение звука означает, что винил не только правильно передает звуки музыкальных инструментов, но и в полной мере соответствует свойствам человеческого уха как аналогового приемника.

-8

А теперь поговорим о “жире” и “объеме”. За них отвечают шумы, призвуки и искажения. Всего этого на виниле немало. Характерный виниловый треск обусловлен несовершенством материала, на котором уже после первого прослушивания появляются микроцарапины и пыль. Также, к сожалению, при проигрывании винила очень тяжело избавиться от детонации: гула из-за минимального, но все же "плавания" скорости вращения электропривода, а также обратной связи. Большую часть обратной связи дает вибрация от акустики, поэтому ее приходится ставить подальше от проигрывателя. Обратную связь имеют и компоненты самого проигрывателя, поэтому на пластинке всегда в той или иной степени будет иметь место некая звуковая примесь, которая накладывается на чистый звук. Значительную роль здесь должен играть фонокорректор (желательно не встроенный, а внешний) и нормальные экранированные провода, которые не усиливают эти наводки дальше.

Также винил характеризуется относительно большим уровнем нелинейных искажений, возникающих в основном из-за природы взаимодействия иглы и канавки. Из-за тонкости звукоизвлечения, значение может иметь любая мелочь. Например, из-за того, что канавка не прямая, а всегда закругленная, игла из-за центростремительной силы сильнее давит на внутренний (тот что ближе к центру) склон канавки. А это не только влияет на его износ, но и обуславливает наличие дополнительных различий между звучанием правого и левого каналов стерео. Это тоже нужно корректировать - системы антискейтинга создают компенсирующее давление тонарма наружу примерно та ту же величину, что и собственное давление тонарма (около 2 грамма). Тем тоньше настройка звукоснимающего тракта, тем точнее будет звук, но он никогда не будет абсолютно точным.

Все эти звуковые артефакты, похоже, очень влияют на восприятие звука винила. Возможно, я понял, почему так. Мы ведь подсознательно избегаем тишины, всего слишком чистого и стерильного. Излишняя чистота настораживает, вызывает недоверие. Кино ведь до сих пор снимают на пленку, на которой есть собственные шумы и рябь, и даже цифровые CGI-модели рендерятся с генераторами шума – без них модели будут стерильными.

Но главное здесь то, что именно призвуки винила звучат приятно и естественно. Есть раздражающий фон, как, например, электрические гулы и шумы аудиокассеты. А вот фон винила не раздражает. Он даже успокаивает, как треск камина. А из-за своего сглаженного звучания винил таким образом вовлекает в прослушивание. Он не подносит идеальный звук на блюдечке, он включает воображение, заставляет что-то додумывать. Виниловый “жир” – это не свойства записи, не ревербераторы, не сатураторы, вклад которых слышно явно, а что-то из свойства носителя, что-то более тонкое, действующее на другом уровне.

На виниле хорошо звучит динамичная музыка с явной ведущей ролью ударных, но без перегруженной аранжировки. Это такие стили, как синти-поп, поп-рок, диско, нью-вейв. На виниле особым образом раскрылись Secret Service, Sandra, Modern Talking, Maywood, Space, Zodiaks, Police.

U2 - Wire ("The Unforgettable Fire", 1984). Винил: Ariola, Западная Германия.

Sandra - Sisters and Brothers ("The Long Play", 1985). Винил: Мелодия, Апрелевский завод

ABBA - The Winner Takes It All ("Super Trouper", 1980). Винил: Polydor, Западная Германия.

Но в особенности это касается ABBA, поскольку виниловая теплота здесь соединилась с эталонным качеством записи. Больше скажу, ABBA на виниле просто обезоруживает... Я-то всегда думал, что качество звука этой супергруппы обусловлено запредельной работой инженеров, кропотливо вылизывавших записанное. Сейчас-то это происходит только так – если хочешь получить топовый звук – изволь высиживать его, тратя на это вагон времени. Винил сбросил это наваждение.

The Winner Takes It All на виниле звучит так, как будто все музыканты собрались в очень маленькой комнате и сыграли песню с первого дубля. В этой вещи я всегда восхищался близостью звучания скромных, чуть глуховатых ударных. Теперь это ощущение камерности распространилось на все партии. Более того – ты сам при этом присутствуешь. Комнатка крохотная, все рядом, вокруг тебя играет бас, рояль, вокальный дуэт, а ты ни жив ни мертв стоишь и держишь микрофон в центре комнаты, боясь шелохнуться. Потом к этой записи всего лишь добавили хоры и выпустили как есть. Если все это действо выразить одним словом, то это будет слово “беззащитность”. Кажется, совершенство – это сочетание таланта (то есть в принципе способности сделать шедевр), удачи (когда это получилось сделать именно сейчас) и беззащитности (когда получилось это сделать не из себя, а вместо себя).

На виниле плохо (по крайней мере, на оборудовании моего класса) звучит рок с плотной аранжировкой (Asia, Rainbow, Led Zeppelin), но удивительным образом это почти не касается Boston (кажется, дело опять именно в эталонном качестве записи).

Boston - More Than a Feeling ("Boston", 1976). Винил: Epic, Голландия

--------------------------

Также плохо звучат и очень разреженные аранжировки, где между звуками инструментов важно слышать именно оглушительную пустоту (Kraftwerk, Jean-Michel Jarre). Тем не менее, мои оцифровки первых трех альбомов Жарра на youtube многим нравятся.

Но есть музыка, которая умудрялась и на CD звучать искренне и тепло. Это Vangelis и Mike Oldfield. Винил ничего в нее не привнес, кроме собственно обладания пластинкой. Эти два товарища просто выше любого носителя.

Mike Oldfield - Cuckoo Song (Single, 1977) ("The Complete", 1985). Винил: Virgin, Западная Германия.

--------------------------

Винил был целой эпохой. Сведение музыки и ее выпуск на виниле – это отдельная тема. Обратите еще раз внимание на то, как выглядят канавки на поверхности пластинки.

-9

Один склон канавки – правый канал, второй – левый канал.

-10

Из этого вытекают некоторые ограничения носителя. Во-первых, низкие частоты в музыке должны быть по центру. Иначе нельзя – канавка получится перекошенной формы и ее точное считывание будет невозможным. Во-вторых, у винила есть потолок громкости музыки, поскольку суть громкости – это амплитуда канавки, то есть ее ширина (поперечный размер). Стандартом этой ширины считается величина в 100 мкм. Если ее везде увеличивать – уменьшится общее время звучания, которое для гранда (12”) равно около 24 минут на каждой стороне, и увеличится износ иглы и самой пластинки.

Однако из этого правила есть очень любопытные исключения. Например, знаменитая пластинка компании Telarc 1979 года, на которой записано исполнение Увертюры 1812 года П.И. Чайковского (дирижер - Эрих Кюнцель). В строгом соответствии с партитурой произведения, здесь звучат настоящие пушечные залпы (есть даже соответствующий локальный мемчик), и громкость записи в этом месте значительно превышает общепринятый потолок.

Суть мемчика: Чайковский: "Мне сказали, что я могу использовать любые инструменты... ну я и использовал пушки."
Суть мемчика: Чайковский: "Мне сказали, что я могу использовать любые инструменты... ну я и использовал пушки."

Но вместо того, чтобы прижать этот звук, Telarc решает произвести на свет нестандартную пластинку. Кстати, вот вам заодно лучший на мой взгляд ролик о техпроцессе производства винила:

Там говорится о том, что при создании мастер-диска допускается лишь немного расширять расстояние между соседними канавками, если они теоретически могут пересечься. Но на пластинке Telarc амплитуда канавки в этом особом месте была расширена аж до 300 мкм, что явно видно на микрофотографии, а на конверте, соответственно, напечатано предупреждение о повышенной громкости.

-12

Эта пластинка стала легендарной, поскольку, согласно преданиям и википедии, ее удается проиграть далеко не на любом оборудовании – игла либо соскакивает, либо ломается. Цитата из тематического паблика:

Если после проигрывания этого замечательного произведения хрусталь у вас в квартире дрогнул и понес потери — ваш проигрыватель для винила достоин вашей акустической системы.

Теперь эта пластинка – своего рода тестовый стенд для винилового Hi-End, и я предлагаю вам посмотреть, что происходит во время воспроизведения этого места с головкой элитного класса.

ВКонтакте | VK Видео

--------------------------

Я специально рассказал вам об этом исключении, потому что оно подтверждает правило, а именно – следующий тезис:

Винил не участвовал в войне громкости

Это его одно из ключевых преимуществ. Если вы поняли, о чем речь, можете не читать дальше. Для тех, кто пока не знает, что это – мой очередной рассказ.

Суть в том, что средняя громкость музыки постоянно увеличивалась, начиная с 1960-х годов. Любой последующий ремастер и перевыпуск старого альбома, как правило, звучит громче предыдущего. Начиная с цифровой эпохи (с конца 1980-х) и по сей день музыка просто орет вам в ухо. Этого эффекта нельзя добиться, просто увеличивая уровень записи (т.к. потолок громкости конечен и равен 0db). Это достигается компрессорами и лимитерами. Компрессор (один или чаще несколько сразу), используемый на этапе сведения, уменьшает динамический диапазон, выравнивает партии по громкости, а лимитер, используемый на этапе мастеринга и представляющий собой компрессор с особо жесткими настройками, срезает оставшиеся громкие пики, выходящие за 0db.

Зачем это делается? Изначально это делалось по требованию радиостанций. Вся музыка, которая ротируется на радио, дополнительно компрессируется, чтобы слушатель мог получить ровный плотный звук, находясь в машине или другом шумном месте и не подпрыгивал на каком-то особо громком участке композиции. А уже потом выяснилось, что чем громче музыка, тем в среднем она лучше продается. Из двух песен, следующих друг за другом, более громкая имеет преимущества перед тихой – она громче, а значит, ярче, она цепче завладевает вашими ушами. Ее не нужно слушать осмысленно – она сама проникает вам в уши и лучше запоминается.

Со временем это переросло все мыслимые границы (и достигло апогея с альбомом Metallica - Death Magnetic в 2008 году).

Yes - Owner of a Lonely Heart ("90125", 1983). Винил: Atlantic, США.

Возьмем вот эту замечательную, классическую вещь. Ниже приведены осциллограммы ее различных изданий. Сверху вниз: моя оригинальная пластинка 1983 года; издание на CD 90-х годов, которое я слушал все это время; и новый ремастер последних лет.

-13

Думаю, все видно невооруженным глазом. Это примерно как человек ростом 2 метра входит в дверь высотой, соответственно, 2 метра 10 см (свободно и комфортно), 2 метра 1 см (впритык, но еще не ударяясь) и 2 метра ровно (стукаясь кожицей, матерясь и со временем натирая лысину). Различия между средней и нижней версией наиболее четко видно в местах, выделенных овалом.

Если вы внимательно читаете эту статью, то, думаю, понимаете, почему нижний вариант не может быть записан на виниле. Канавка в этом случае будет выглядеть как частокол и воспроизводиться с искажениями и риском пересечения с соседней канавкой. Возможно, это и было одной из причин, почему винил уступил место цифре – он физически не мог потакать войне громкости. Но я вам больше скажу – это и на CD слушать нельзя. При такой перекомпрессии, какой крутой лимитер ни используй – слышно звуковые искажения (т.н. "клиппинг)", обусловленные грубыми вмешательствами в форму волны. Но ведь это не рэпчик, это Yes – с ним так нельзя. Но, к сожалению, я уверен – если я вам поставлю три этих варианта подряд – многие предпочтут нижний, потому что он громче. Так и живем.

А я выбираю первый вариант. Просто потому, что устал от войны громкости.

Да, пластинка при прочих равных звучит значительно тише, но зато динамический диапазон музыки на ней сохранен полностью. Если мне тихо – есть ручка громкости. Я хочу слышать всю динамику произведения, чтобы тихие звуки были тихими, а громкие громкими. Мой слух способен различить тихие звуки внутри громких, мне не надо их подчеркивать. Да, звук на виниле после CD кажется глуховатым. Но это потому, что наши ворсинки уха задавлены привычкой слушать музыку, равномерно срущую в лицо. К динамичному, но не перегруженному высокими частотами виниловому звуку обратно привыкаешь очень быстро, и уши говорят вам спасибо.

Все, что я ставлю сегодня, я улучшал в iZotope RX8. Я убирал щелчки, гул, немного добавил воздуха (на канале есть подробный мануал). Но я не менял динамику, не делал запись громче и ближе. А сам я хоть и редко, но слушаю свои пластинки вживую. Думаю, теперь вы понимаете, почему. Потому, что мне важно ощущать, что весь этот тракт, хоть и несовершенен, но он естественно несовершенен, и это очаровательно.

--------------------------

Звук – это один аспект притягательности винила.
Второй – осязаемость.

Пластинка - это всегда вещь, которую приятно взять в руки. Большая такая вещь. Существующая физически. Это не файл на mp3-плеере, не клик на кнопку вконтакте или на я-музыке. Это предмет, приближающий тебя к музыкантам. Пластинку надо открыть, достать, положить на вертушку, нажать пуск, подождать, пока тонарм встанет на дорожку… все при тебе, все в реальном времени. Ты видишь, как рождается музыка, как игла физически, внятным образом, ее извлекает. И тут же ее слышишь. И не просто слышишь. Видите ли, винил нельзя слушать фоном. Раз музыка проявляет к тебе уважение, то и ты его проявишь. Подойдешь, сядешь и будешь вслушиваться.....
.....около 20 минут. Потом надо взять этот диск и перевернуть его. Вы в курсе, почему раньше альбомы были короткие, по 40-45 минут? Правильно – больше на пластинку не помещалось. 45 минут – это правильная длина альбома. Это один школьный урок, если он больше - утомляется внимание. Первые CD были по 60 минут длиной, потом стали вообще по 74, и музыканты были вынуждены чем-то заполнять это время. И заполняли – разными версиями одной и той же песни, или того хуже – тем, что называется “medley“ – просто какими-то демо-версиями, репетициями и прочей сранью. Это все равно, что вам в ресторане вам принесли маленький деликатес на большом блюде, и тут же при вас залили его пакетом майонеза. Ну просто чтоб побольше было, раз на тарелке место есть. Был деликатес, а стала жрачка. Вот что произошло с музыкальными альбомами.

А вы в курсе, что раньше даже последовательность песен на альбоме диктовалась винилом? Послушайте любой классический альбом из 9-10 песен по 4-5 минут. Хитами там обязательно будут первая и пятая. Почему? Потому что это первые песни на первой и второй стороне. А почему обязательно так? Потому что в начале пластинки – наилучшее качество звука. Ведь винил вращается на постоянной угловой скорости (33 оборота в минуту), поэтому линейная скорость движения иглы по канавке уменьшается по мере ее приближения к центру. Поэтому вначале – самые крутые песни, которые будут заслушивать, а в конце стороны – медляки, не требующие повышенного качества звучания.

--------------------------

Я не планирую коллекционировать пластинки, я просто выкупил альбомы, которые очень люблю и хочу иметь “в теле”. Помимо самой пластинки, это всегда большая обложка, на которой, оказывается, помещается целая картина, а не ее ярлычок с компакт-диска. Внутри обложки есть еще конверт, на котором печатают тексты, фотографии и другую полиграфию. На внутреннем конверте альбома Police "Zenyatta Mondata" расположен коллаж из десятков фотографий. Очевидно, что на CD-издании там невозможно будет что-то рассмотреть. И это у меня еще нет на виниле “Сержанта Пеппера”.

А два диска я вообще купил только из-за обложки. Это два первых альбома группы Asia – там ценна не сколько музыка, сколько полученные таким образом большие копии полотен Роджера Дина.

-14

Ну а Saga – куплена из-за музыки, конечно. Поставлю вам пример того, как сжимается качество музыки на краю пластинки. На оборудовании более высокого класса этого не будет слышно, ну на моем тракте - к сожалению, слышны проблемы с динамикой звучания.

Saga - Here I Am (Goodbye) Once Upon a Time ("Behaviour", 1985). Винил: Polydor, Западная Германия

Так что я не ругаю цифру и не превозношу винил. Его нельзя превозносить хотя бы за отсутствие надежности. Он ведь бывает разный, можно купить некачественный экземпляр, тогда удовольствия не получишь. Да и ведь на самом деле я вас во многом обманул. Профессиональные тесты показывают, что винил может достигнуть качества CD лишь при определенных условиях, а именно – при проигрывании новой пластинки на отрегулированном оборудовании высокого класса. И то – это касается, как правило, первых песен на пластинке. В целом винил уступает современному цифровому звуку, а привязанность аудиофилов к винилу обусловлена в основном нетехническими причинами. Но меня это не расстраивает. Я просто попытался разобраться – почему эта штука оказалась такой кайфовой, и ответы для себя получил. Вряд ли я сменю свою вертушку на что-то выше классом – я вполне доволен тем, что купил. А вот пластинки еще буду прикупать…

Camel - Unevensong ("Rain Dances", 1977). Винил: Nova/Gama, Западная Германия

Магия.
Магия.

Спасибо за внимание и до встречи на моем канале!