История создания Bugatti — это страсть, трагедия, забвение и возрождение. Это история гения, опередившего свое время, и бренда, ставшего символом абсолютной роскоши и инженерного совершенства.
Первые модели Бугатти
В середине 1909 года вышел первый легкий автомобиль «Бугатти-10». Будучи за рулем этого автомобиля Этторе Бугатти одерживает победу в гонке, которая проходила во Франкфурте-на-Майне. Под конец этого года Бугатти переезжает в город Мольсхейм., что расположен в Эльзасе, неподалеку от Страсбурга. Здесь Этторо Бугатти приобретает старое здание красильни и основывает здесь свою собственную фирму под названием «Автомобили Э.Бугатти».
Эра 1: Основание и Золотой Век (1909 – 1947) – Гений из Мольсема
Основатель: Этторе Бугатти (Ettore Bugatti).
- Ранние годы: Этторе, родившийся в Милане в семье художников, был инженером-самоучкой. Ещё до основания собственной компании он создал несколько успешных автомобилей для других производителей.
- Год основания: 1909. Этторе арендовал заброшенную красильню в городе Мольсем в Эльзасе (тогда часть Германии, сейчас Франция), где основал компанию «Automobiles E. Bugatti».
- Философия: Этторе был перфекционистом и художником в душе. Его кредо: «Ничего не бывает слишком красивым, и ничто не бывает слишком дорогим». Он создавал не просто автомобили, а шедевры искусства на колёсах. Его машины сочетали в себе новаторские инженерные решения с непревзойдённым эстетическим совершенством.
- Знаковые модели той эры:
Type 13: Первый настоящий успех, прославившийся победами в гонках. В 1910 году, он начал выпускать свой знаменитый «Бугатти-13» - легкий, открытый и двухместный автомобиль, который впоследствии стал родоначальником целой серии неповторимых и удивительных автомобилей данной марки. На автомобиле «Бугатти-13» был установленный небольшой рядный четырехцилиндровый двигатель с чугунным блоком, который был сделан вместе с клапанной головкой. Двигатель имел объем 1327 кубических сантиметров и мог развить мощность до15 лошадиных сил. Клапаны были установлены в вертикальном положении и приводились в движение верхним распределительным валом, что было на тот момент достаточно смелым решением.
Также необычным для того времени было многодисковое сцепление, которое работало в масляном картере, этот вариант стал традицией для «Бугатти» на долгие годы. Коробка передач была отдельно размечена от двигателя и имела три передачи, которые включались путем перемещения зубчатых муфт без синхронизаторов. Крутящий момент передавался от коробки на задний мост с помощью карданного вала. Передняя подвеска была выполнена в виде жесткой оси, которая опиралась полуэллиптические рессоры, в задней подвеске использовались четверть эллиптические, причем сзади и спереди были расположены фрикционные амортизаторы.
Кроме этого автомобиль был оснащен двумя видами тормозов: ножной, который воздействовал на барабаны задних колес и ленточный – для трансмиссии. В первый год было произведено 5 автомобилей «Бугатти-13», а на следующий год это количество увеличилось до тридцати штук. Этот автомобиль был настолько удачным, что производился на протяжении 16-ти лет.
Type 35: Самая успешная гоночная машина в истории. Выиграла свыше 2000 гонок. Узнаваема по изящным алюминиевым колёсам-«кастрюлям».
Type 41 Royale: Апогей роскоши. Создано всего 6 экземпляров для коронованных особ. Огромный автомобиль с двигателем 12.7 литра. Считается одним из самых легендарных и ценных автомобилей в мире.
Type 57SC Atlantic: Венец творения Этторе. Футуристический дизайн и невероятная редкость (всего 4 экземпляра). Сегодня это самый дорогой автомобиль в мире, когда-либо проданный с аукциона. Bugatti Type 57SC Atlantic — это не просто автомобиль. Это Святой Грааль автомобильного мира, вершина искусства и самая желанная коллекционная машина на планете.
Технические характеристики: Исключительная производительность
Для 1930-х годов Atlantic был не только красивым, но и невероятно быстрым автомобилем.
- Двигатель: Рядный 8-цилиндровый, 3.3 литра.
- Наддув: Буква «S» в названии 57SC означает «Surbaissé» (сниженный), а «C» — «Compresseur» (компрессор). Нагнетал Рутса, который повышал мощность.
- Мощность: Около 200 л.с., что позволяло развивать скорость до 200 км/ч — абсолютно феноменальный показатель для своего времени.
- Шасси: Имело пониженную раму для более спортивного и агрессивного вида.
Редкость и судьба: Четыре сокровища
Было построено всего четыре (по некоторым данным, три) автомобиля Type 57SC Atlantic. Судьба каждого из них — отдельная драма.
- № 57374 (первый прототип): Принадлежал самому Жану Бугатти. Исчез во время Второй мировой войны при перевозке поездом. Его местонахождение до сих пор неизвестно. Это «автомобильный Святой Грааль», находка которого станет сенсацией века.
- № 57453: Принадлежал британскому пианисту и комику Джеку Барклаю. Находится в коллекции Ральфа Лорена.
- № 57473: Самая известная и, возможно, первая законченная Atlantic. Принадлежала французскому писателю и коллекционеру Ротшильду. Позже её приобрёл доктор Питер Уильямсон. Сейчас находится в музее Mullin Automotive Museum в Калифорнии. Именно этот автомобиль чаще всего фотографируют.
- № 57591: Был переделан в кабриолет по заказу его первого владельца. Находится в частной коллекции семьи Шлумффер.
Культурный статус и стоимость
- Коллекционная ценность: Type 57SC Atlantic — самый дорогой автомобиль в мире. В 2010 году один из экземпляров (как сообщается, № 57473) был продан из коллекции Уильямсона в Mullin Museum. Хотя точная сумма не разглашалась, эксперты оценили сделку более чем в $40 миллионов. Сегодня его стоимость, вероятно, превышает $100 миллионов.
- Символическое значение: Этот автомобиль олицетворяет собой пик искусства кузовного ателье, гений семьи Бугатти и безграничную веру в красоту и скорость. Это мост между искусством декаданса и инженерией.
Трагедия и закат: Смерть сына Этторе, Жана Бугатти (талантливого дизайнера), в 1939 году, а затем и самого Этторе в 1947 году, погрузили компанию в кризис. Последние попытки выпускать автомобили (например, Type 101) не увенчались успехом, и в 1952 году бренд выпустил свой последний автомобиль.
Эра 2: Забвение и неудачные попытки возрождения (1950-е – 1990-е)
На несколько десятилетий Bugatti стал «спящим» брендом, чьё имя несколько раз пытались воскресить.
1960-е: Права на бренд купила компания Hispano-Suiza. Была попытка создать Bugatti Type 101C, но проект провалился.
- 1987-1995: Bugatti Automobili S.p.A. Итальянский бизнесмен Романо Артиоли выкупил права на имя и основал компанию в Италии. Он привлёк лучших инженеров, включая Марчелло Гандини (дизайн), и построил футуристический завод.
Главное творение: Bugatti EB110 GT/Grand Sport (1991). Суперкар с двигателем V12 с 4 турбинами и полным приводом. Технически продвинутый, но появившийся в разгоне экономического кризиса, он не спас компанию. Фирма обанкротилась в 1995 году. Владельцем одного из EB110 был молодой Майкл Шумахер.
Эра 3: Возрождение Легенды. Эра Фольксваген (1998 – настоящее время)
Настоящее возрождение началось, когда к истории подключился промышленный гигант.
- 1998 год: Volkswagen Group выигрывает торги за права на бренд Bugatti, обойдя другого претендента — DaimlerChrysler. Цель была амбициозной: возродить Bugatti как абсолютного вершину автомобилестроения, «самый-самый» бренд в портфеле VAG.
- Миссия: Создать самый мощный, самый быстрый, самый роскошный и самый эксклюзивный суперкар в мире.
- Главный архитектор: Тогдашний председатель правления VW Group Фердинанд Пиех лично определил технические характеристики будущего автомобиля: мощность более 1000 л.с., максимальная скорость около 400 км/ч.
- Знаковые модели новой эры:
Bugatti Veyron 16.4 (2005-2015): Мир был шокирован. W16 двигатель с 4 турбинами, 1001 л.с., разгон до 100 км/ч за 2.5 с, заявленная макс. скорость 407 км/ч. Он стал инженерным чудом, решившим невероятно сложные задачи (например, проблему перегрева шин на высокой скорости). Veyron доказал, что Bugatti снова №1.
Bugatti Chiron (2016-2022): Развитие идей Veyron. Двигатель W16 форсирован до 1500 л.с., электронное ограничение скорости поднято до 420 км/ч. Ещё более роскошный, технологичный и эксклюзивный. На базе Chiron были созданы рекордные версии, такие как Chiron Super Sport 300+, впервые преодолевший рубеж в 300 миль/ч (около 490 км/ч).
Bugatti Divo, Centodieci, La Voiture Noire: Сверхэксклюзивные, ограниченные серии, демонстрирующие мастерство ателье и ориентированные на максимальную управляемость или дань уважения историческим моделям.
Bugatti Bolide (2020): Экстремальный трековый монстр, представляющий собой «голое» шасси Chiron с минимальным кузовом. Апогей мощи W16.
Bugatti Mistral (2022) & Bugatti W16 Mistral (2024): Последние автомобили с легендарным двигателем W16 — кабриолет и дань уважения уходящей эпохе.
Новая эра: Слияние с производителем гиперкаров Rimac в 2021 году и появление Bugatti Tourbillon (2024) — гибридного гиперкара с V16 двигателем без турбин, знаменующего начало новой главы.
Итог