Найти в Дзене
СЕРПУХОВЕДЕНИЕ

Станция Серпухов

Железная дорога пришла в Серпухов в 1866 году. Это был первый участок будущей Южной магистрали, соединяющей Москву с Орлом и далее с Курском. Для XIX века это был рывок в будущее, уже через год от Серпухова можно было уехать поездом в Тулу, а еще через год до самого Курска. Именно тогда, в 1868-м, на новой станции выросло монументальное здание вокзала, на тот момент самое высокое в городе. Автор проекта, архитектор Фёдор Карлович Кнорре, был настоящим железнодорожным визионером своего времени. В качестве стиля для вокзалов им избрана эклектика: строгость форм, нарядность арок и почти дворцовые пропорции. Первый этаж занимал сам вокзал, а на втором располагались меблированные комнаты. В украшенных лепниной залах пили чай купцы, студенты, офицеры и… писатели. Лев Толстой останавливался здесь по дороге в Ясную Поляну, а Антон Павлович Чехов бывал на втором этаже у приятеля, когда навещал Серпухов. По тем же чертежам Кнорре были построены вокзалы в Туле, Скуратово, Понырях и Курске. Но име

Железная дорога пришла в Серпухов в 1866 году. Это был первый участок будущей Южной магистрали, соединяющей Москву с Орлом и далее с Курском. Для XIX века это был рывок в будущее, уже через год от Серпухова можно было уехать поездом в Тулу, а еще через год до самого Курска.

Именно тогда, в 1868-м, на новой станции выросло монументальное здание вокзала, на тот момент самое высокое в городе. Автор проекта, архитектор Фёдор Карлович Кнорре, был настоящим железнодорожным визионером своего времени. В качестве стиля для вокзалов им избрана эклектика: строгость форм, нарядность арок и почти дворцовые пропорции.

из Альбома видов Московско-Курской ж/д от 1868 г
из Альбома видов Московско-Курской ж/д от 1868 г

Первый этаж занимал сам вокзал, а на втором располагались меблированные комнаты. В украшенных лепниной залах пили чай купцы, студенты, офицеры и… писатели. Лев Толстой останавливался здесь по дороге в Ясную Поляну, а Антон Павлович Чехов бывал на втором этаже у приятеля, когда навещал Серпухов.

По тем же чертежам Кнорре были построены вокзалы в Туле, Скуратово, Понырях и Курске. Но именно серпуховский пережил все - его не разбомбили, не разобрали, не перестроили. И сегодня это, пожалуй, единственный вокзал на Московско-Курской линии, сохранивший 95% оригинального облика.

Почтовая открытка издания книжно-газетной торговли И. И. Улитина, 1909г
Почтовая открытка издания книжно-газетной торговли И. И. Улитина, 1909г

О встрече на серпуховском вокзале с Толстым оставил воспоминание начальник станции Григорий Маркович Вайнштейн. Вот что он писал: «В первый раз я увидел Льва Николаевича вскоре после моего переселения из Золотухина в Серпухов. Случилось это так. 

Кочетов, дежурный по станции Серпухов, исполнительный, аккуратный работник, как-то не успел своевременно встретить на платформе поезд из Москвы — в дверях скопились пассажиры, уже входившие в вокзал. Пытаясь протиснуться сквозь толпу, Кочетов столкнулся с каким-то, как ему показалось, мужичком, которого он будто бы со словами «куда прёшь!» толкнул кулаком в грудь. Это видел главный кондуктор, доложивший мне, что Кочетов толкнул в грудь Толстого, шедшего с чайником за кипятком. 

Я вызвал Кочетова и предложил ему извиниться перед Львом Николаевичем.

Кочетов немедленно вошёл в вагон, нашёл там Льва Николаевича и стал просить прощения. Толстой заявил, что ничего подобного не помнит. Толкались, мол, все, и нет никаких оснований для извинений. Чуть позже Кочетов, удручённый тем, что хоть и случайно, но оскорбил Толстого, вновь вошёл в вагон, стал опять извиняться, объясняя, как это случилось. Толстой ответил, что ничего не знает, ничего не помнит и никаких извинений не нужно.

Он нежно взял Кочетова под руку, помог ему сойти с площадки вагона, просил забыть об этом эпизоде, не беспокоиться. Это было, насколько припоминаю, в то время, когда Лев Николаевич усиленно распространял в печати своё учение “о непротивлении злу”.»

1960г
1960г

1965-1968гг
1965-1968гг

В 2002 году здание вокзала признали объектом культурного наследия регионального значения. Оно даже стало съемочной площадкой для сцен многосерийного фильма «Офицеры». В его стенах работали кассы, парикмахерская и буфет, который серпуховичи до сих пор помнят за вкуснейшние эклеры. 

А спустя десять лет, когда трещины в стенах стали опасно напоминать о возрасте, вокзал отреставрировали. Сохранили и лепнину, и арочные окна, фреска с изображением монастырского пейзажа украшает зал ожидания.

Казалось бы, история с счастливым концом: в 2018 году здание обновили, в 2019-м благоустроили площадь. Но вскоре «РЖД» решило продать вокзал. Поезда по-прежнему идут через Серпухов, но сам вокзал словно декорация, зайти внутрь нельзя.

Вырезка из газеты, 90-е
Вырезка из газеты, 90-е

Хочется верить, что у вокзала все же будет будущее, но не в виде музейной витрины или торгового центра, а в качестве городского пространства своей родной стихии, продолжая богатую железнодорожную историю нашей страны.

-6
alexiskiskis