Найти в Дзене
Такие Дела

«Просто отключили от занятий»: в Москве студенту с инвалидностью запретили учиться в колледже из-за отказа устанавливать MAX

Оглавление

Студент московского Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 Анатолий Толкалин учится дистанционно из-за инвалидности. С началом нового учебного года авторизоваться на платформе для обучения можно только через государственный мессенджер MAX. Анатолий отказался устанавливать программу, и ему просто закрыли доступ к занятиям.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Анатолию Толкалину 18 лет, У него заболевание опорно-двигательной системы, из-за чего установлена третья группа инвалидности. Всю школьную программу он прошел на домашнем обучении. «Он не может долго и далеко ходить: просто не хватает сил. Учиться может без проблем, если не требуется перемещений», — объясняет мама Анатолия Ирина.

В 10-м классе Анатолий решил попробовать учиться очно. «Он очень хотел пойти в школу — ради общения. Мы думали, что сил хватит, но их хватило ровно на два месяца. Остальные полгода он провел в больнице», — рассказывает Ирина.

После больничного школа предложила Анатолию либо остаться на второй год, либо уйти в колледж. Ирина приняла решение перевести сына в Колледж автоматизации и информационных технологий № 20 (ГБПОУ КАИТ) в Москве. Там есть несколько специальностей, где могут учиться люди с инвалидностью.

Анатолий учился очно с элементами дистанционного обучения через образовательную платформу «Сферум» — каждый день он подключался к урокам и семинарам. Авторизация проходила через «VK Мессенджер». Так он успешно окончил первый курс.

После начала нового учебного года в групповом чате куратор группы прислала инструкцию по установке MAX, пояснив, что теперь все общение и учебный процесс будут проходить только в этом мессенджере.

«Студенты отреагировали негативно, поставили эмодзи с крестиками, показывая, что им это не нравится»

«Они читают новости, и, конечно, все нервничали и переживали. Куратор никак не прореагировала — вроде бы все понимаю, но ничего сделать не могу. Потом она просто еще раз прислала инструкцию, опять без объяснений», — говорит Ирина.

22 сентября колледж без официальных уведомлений закрыл авторизацию в «Сферуме» через «VK Мессенджер». Все курсы и учебные чаты перевели на авторизацию через MAX.

Ирина написала в техническую поддержку «Сферума», где ей подтвердили, что вход в систему через VK по-прежнему доступен. «Однако колледж в одностороннем порядке заблокировал такую возможность», — говорит она.

MAX ни Анатолий, ни его мама устанавливать не хотят. «Мой сын написал, что у него в “Сферуме” все работало через “VK Мессенджер”, а через MAX он авторизовываться не будет», — рассказывает Ирина.

С тех пор Анатолий не может посещать занятия, а в системе его автоматически отмечают «отсутствующим без уважительной причины». Сейчас молодому человеку просто присылают домашние задания на почту. Возможности участвовать в очных уроках и задавать вопросы преподавателям у него нет.

«Фактически они просто отключили моего ребенка от учебы: кидают домашние задания, он их выполняет, но то, что проходили на уроке, ему не сообщают», — говорит Ирина и продолжает:

«При этом все делают вид, что все в порядке. Никаких объяснений я добиться не могу»

Анатолию сейчас не хватает полноценных занятий. По некоторым предметам материалы выглядят как шпаргалки для преподавателей, а не как полноценные учебные пособия. «Некому задать вопрос. Преподавателям можно писать на почту, но ответы приходят через несколько часов», — объясняет он «Таким делам».

Ставить на себе эксперименты

В поддержке «Сферума» Ирине объяснили, что платформа остается доступной через «VK Мессенджер», а конкретные даты окончания «тестирования MAX из бета-версии не анонсированы».

«Мы просто должны по щелчку, по команде неизвестных людей что-то делать и брать на себя какие-то обязательства перед непонятными сервисами», — говорит Ирина.

Ирина направила в администрацию колледжа запрос с требованием объяснить, на основании какого приказа было решено внедрить MAX. На момент публикации она не получила ответа. После этого Ирина подала досудебную претензию о нарушении права на образование. Она потребовала восстановить доступ Анатолия к учебным занятиям либо предоставить ему телефон и сим-карту с установленным MAX, а также снять все выставленные пропуски и прогулы.

Женщина обратилась с жалобами в Рособрнадзор, который перенаправил письмо в департамент образования. Прокуратура Москвы и департамент образования Москвы ей не ответили, а в Министерстве просвещения Ирине сообщили, что образовательные организации самостоятельны в выборе технологий для обучения.

В Минцифры Ирине ответили, что использование MAX «является добровольным», а «решение об использовании дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов принимается образовательной организацией». «При этом родитель (законный представитель) обучающегося вправе отказаться от их использования», — добавили в ведомстве.

Староста группы, в которой учится Анатолий, Елена Савина рассказала «Таким делам», что руководство колледжа фактически не оставило студентам выбора, а на платформе регулярно происходят сбои.

«Не приходят СМС с кодом для подтверждения входа, больше месяца преподаватели не могли добавить некоторых студентов в чат. Половина группы не может посещать занятия. Из-за постоянных сбоев многих выбрасывает из системы, а некоторых вообще не впускает. Отмечать присутствие студентов крайне сложно», — говорит она.

По словам Елены, в группе много ребят с нарушениями зрения, а MAX не адаптирован для таких пользователей. «Я не разрешала ставить на себе эксперименты и проверять, как работает тот или иной продукт», — добавляет она.

«Доступность образования не должна страдать»

Действия администрации колледжа нарушают правила дистанционного обучения, утвержденные правительством, и федеральный закон «Об образовании», говорит юрист центра лечебной педагогики «Особое детство» Павел Кантор.

Образовательная организация сама определяет, какие технологии использовать в дистанционном обучении. «Но они должны следовать принципу информационной открытости. Требования к аппаратному и программному обеспечению при дистанционном обучении должны быть известны обучающемуся заранее, до вступления в образовательные отношения», — объясняет юрист.

По словам Кантора, нельзя признать честным и справедливым, когда правила меняются уже в процессе обучения, а студента ставят перед фактом. «Действительно, могут быть разные причины, по которым человеку недоступны те или иные технические средства. Например, для регистрации в мессенджере MAX, насколько я понимаю, необходима российская сим-карта, которой может и не быть у студента, обучающегося дистанционно», — говорит он.

Если образовательная организация после начала обучения принимает решение об изменении используемого программного обеспечения, необходимо найти решение, которое устроит студентов, столкнувшихся с трудностями. «Во всяком случае, доступность образования не должна от этого страдать», — добавляет юрист.

Представители колледжа, Минпросвещения, Рособрнадзора, Минцифры и «Сферума» на момент публикации не ответили на запросы «Таких дел».

Спасибо, что дочитали до конца!
Текст:
Катя Кобенок
Помочь нам