Здравствуйте, уважаемые друзья! В этой статье я расскажу вам про наши съемки с приключениями на самой глухой платформе линии Котлас – Урдома.
То июльское утро было туманным. Мы шли на вокзал и любовались красотами, которые открывались с «горбатого моста» - моста через ЖД пути недалеко от железнодорожного вокзала Котлас-Южный. Назван он так, потому что на нем нет лестниц со ступеньками, а пролегает над путями он дугой в форме коромысла. На самой середине моста установлен необычной формы навес.
Туман постепенно развеивался, а солнце начинало светить все ярче. День снова обещал быть жарким.
Сегодня предстояло путешествие на Воркутинское направление. Мы купили билет до предпоследней остановки пригородного поезда Котлас-Южный – Урдома – до о.п. Слободчиково. Перед этим мы очень долго сидели выбирали место для наших сегодняшних съемок. Долго думали, спорили, в итоге выбрали самое безлюдное место: ни дорог, ни домов в округе нет, ближайшая станция в 12 км. Даже если нас сдадут – к нам никто не приедет, а идти 12 км по железной дороге точно никто не станет. Идеальный вариант казалось нам. Но, как говорится, если захотят, нас все равно найдут. Но об этом позже.
До Слободчиково ехать долго: 2 часа 37 минут.
А билет стоит 427 рублей. Дорого однако. На нашей Свердловской ЖД за поездку на пригородном поезде из Екатеринбурга до Алапаевска за 5 часов я плачу 272 рубля.
Наш пригородный поезд Котлас-Южный – Урдома повезет тепловоз, который совсем недавно приехал с ремонта. Красивый ТЭП70-0256 очень хорошо выглядит в новом окрасе. По Railgallery у него все еще стояла отметка «не работает».
Мы зашли в первый вагон и удивились: кроме нас там не было ни одного пассажира! Вот это да. Поедем одни сегодня. Вагон новый с сидениями, у которых есть возможность откидывать спинку. Занимаем места, отправляемся и тут же засыпаем.
По пути село еще несколько человек и так мы и ехали впятером во всем вагоне. Как же хорошо путешествовать, когда в вагоне тишина! Ни орущих детей, ни громких студентов.
По пути проезжали много километров, на которых даже не было платформы. График у поезда тянутый. На большинство остановочных пунктов он приезжал раньше на 2-3 минуты.
Когда мы уже готовились выходить, заметили, что второй вагон оказывается плацкартный! Перед остановкой на о.п. Слободчиково мы увидели из окна узкоколейный вагон, стоящий рядом с железной дорогой. Надо будет обязательно дойти до него. Перед выходом, как всегда, фотографирую расписание поезда на память.
Наконец мы прибываем на нашу платформу. Кроме нас здесь, естественно, никто не вышел. Поезд отправляется дальше, и мы остаемся в безлюдной тишине среди болот и лесов. Мошки сразу принимаются атаковать нас.
Странно, но зачем-то на этой платформе останавливаются все пригородные поезда, следующие из Котласа в Урдому и обратно. Под навесом висело расписание поездов. Оно не менялось аж с 2022 года.
Мы расположились недалеко от платформы и стали ждать поезд. Но ждать долго не пришлось. Вскоре послышался гудок и из-за поворота вывернул рабочий поезд, которого даже не было в расписании. Естественно, он не остановился на платформе.
На о.п. Слободчиково с обоих сторон две небольшие платформы, рассчитанные максимум на 1 вагон. Находится он на перегоне Светик – Урдома. С одной стороны железную дорогу окружало болото, с другой густые леса. А ведь и вправду здесь нет никаких дорог. Да и зачем кому-то сюда ехать? Путейцы – наверное единственные, кто выходит здесь – приезжают сюда на поезде.
Рядом с платформой стоял один единственный деревянный дом, но признаков жизни в нем не наблюдалось.
Следующим поездом, попавшим в объектив наших камер, стал скорый Москва – Лабытнанги.
А спустя некоторое время, наконец проехал грузовой под тягой 2ТЭ10У. Машинисты явно были удивлены, увидев двух операторов в такой глуши.
Затем прошел еще один пассажирский поезд, на этот раз Адлер – Воркута под тягой старенького свистящего ТЭП70.
А затем нам удалось поймать грузовой под тягой половинки 2ТЭ10М. Необычно видеть половинки в работе. Последний раз я видел половинки 2ТЭ116 с нашими пригородными поездами на участке Екатеринбург – Егоршино.
Вообще, движение поездов на этой линии было не очень интенсивным. Нужно было ждать приличное количество времени, чтобы снять поезд. Мы изнывали от жары, пытались скрыться от солнца то под навесом, то за деревьями. В перерывах между поездами мы, как всегда, травили анекдоты или обедали. И вот вновь на Воркуту прошел пассажирский.
А по удалению за ним ехал грузовой уже под тягой 2ТЭ25КМ.
Время близилось к обеду. Мы снимали ТЭП70 в новом окрасе с фирменным поездом Воркута – Москва и даже не подозревали, что в это время машинист докладывает дежурной по станции Светик, что неизвестные на перегоне ведут видеосъемку.
Солнце шпарило сильно. Пытаясь хоть как-то от него укрыться, мы встали в тенек за небольшие березки. Там сидели, болтали, травили анекдоты, постоянно отмахиваясь от полчищ мошкары, которые без конца и края лезли в нос, в глаза и в уши.
Вдруг, я увидел, как вдалеке показался прожектор. Штатив с камерой стояли на месте готовые к съемкам. Нужно было только подойти и нажать запись. Но тут я увидел, что это едет мотриса. Уже наученные горьким опытом, мы не стали снимать ее. Я забрал штатив, мы спрятались в небольших деревьях рядом с ЖД и подождали, пока проедет мотовоз. А спустя время следом за мотрисой проехал тот самый тепловоз, который я мечтал снять: самый старый пассажирский тепловоз в Котласе: перебитый ТЭП70-0042, который на самом деле ТЭП70-0039. Вот это удача!
После этого мы решили прогуляться до старого узкоколейного вагона, что видели из окна поезда при подъезде к о.п. Слободчиково. Удивительно, что узкоколейный вагон ПВ-40 сохранился до наших дней, хоть и используется в качестве путейской ремонтной.
Недалеко от этого вагона мы сняли еще один скорый поезд Лабытнанги – Москва. Его вез еще один ТЭП70 в новом красивом окрасе.
А ведь когда-то о.п. Слободчиково был станцией. Об этом свидетельствуют старые деревянные шпалы, оставшиеся по бокам в качестве напоминания, что здесь раньше были боковые пути.
Также об этом свидетельствуют остатки старой платформы на боковом пути.
Пока шли к узкоколейному вагону, я заметил в лесу заросли черники. И мы решили проверить есть ли там ягоды. Зашли в лес и просто обалдели: вокруг все просто было усыпано черникой. Пока не было поездов, мы собирали ягоды в ладошку и тут же ели. А какие они были крупные и сладкие!
Во время сбора ягод мы даже наткнулись на большой белый гриб – царь всех грибов. Сложно было не понять, какой это гриб: толстая здоровая белая ножка и большая коричневая шляпка.
А рядом с ним росли еще двое, правда второй, маленький белый гриб уже кто-то обглодал из местных зверьков.
Мы так увлеклись сбором ягод, что чуть не пропустили поезд. Услышав гудок вдалеке, мы тут же побежали к месту съемок и благо успели. Это ехал 2ТЭ25КМ с грузовым поездом.
До нашего обратного поезда оставалось уже немного времени, и мы решили вернуться на платформу и посидеть под навесом там. Как только пришли – вдалеке вновь показался прожектор. Еще один 2ТЭ25КМ с грузовым поездом попался в объективы наших камер.
Спустя несколько минут за грузовым прошел местный вывоз под тягой ЧМЭ3. Старенький тепловоз бодренько проехал через платформу. А ведь ему на секундочку уже 52 года!
И вот наконец уже стал слышен шум нашего поезда. Очень удачно прошли наши съемки, казалось нам. Никто так за нами и не приехал – радовались мы, не зная, что нас ждет дальше. Мы сняли прибытие нашего поезда на платформу, потому что такой красивый тепловоз, да еще только после ремонта грех было не снять.
Мы зашли в тот же вагон, в котором ехали утром. Удобно устроились, включили музыку и вновь погрузились в сон. Спустя какое-то время я проснулся и просто сидел смотрел в окно, слушая музыку. Никита же сладко спал. Как вдруг к нам подошли двое мужчин и что-то стали говорить. Я сначала подумал, что это ревизоры проверяют билеты и уже хотел достать билет, но потом увидел, как они достают ксивы, показывают нам и говорят: «Транспортная полиция. Вы садились на о.п. Слободчиково?» Мы – отвечаем. И тут у меня пазл в голове сложился. Все-таки нас сдали. Полицейские доехали до станции Виледь и сели в наш пригородный поезд.
Представители правопорядка начали расспрашивать: почему поехали именно туда, а не в другое, например, место – самый распространенный вопрос, на который не знаешь как ответить. Ну вот так вот решили, так легла карта! Как еще отвечать на такой вопрос? Я рассказал, что помимо железной дороги мы еще снимаем общественный транспорт. Что мы блогеры и ничего противозаконного не совершаем. Они просмотрели наши телефоны и составили объяснительные. Я показал черные пальцы – все в чернике, сказал, что мы собирали ягоды в лесу. Хорошо, что сделал много фотографий ягод – было доказательство, что я не вру. Полицейские говорили, что сейчас сами понимаете какая обстановка в стране, что снимать опасно. Мы с Никитой расписались в объяснительных, после чего полицейские вышли на следующей станции, сказав, чтобы отвечали на незнакомые номера. Если останутся вопросы – с нами свяжутся. Странно, что они не стали проверять наши видеокамеры, что мы снимали. После этого к нам подошла проводница и спросила: «Ну что теперь вам будет?» Да ничего – ответили мы. С нас взяли объяснительные и все. На что проводница сказала: опасно сейчас все-таки снимать! Аккуратнее будьте. До Котласа оставался еще час с лишним езды. Но после такого мы, конечно же, уже не смогли уснуть.
Благополучно доехали до о.п. Большая Слободка. Я еще говорил Никите: вот же проводница посмеется над нами: едем от СЛОБОДчиково до Большой СЛОБОДки.
Выйдя из поезда, Никита еще с платформы снял его на видео, а затем мы шли по улицам Котласа и думали: а что же теперь будет и как нам снимать завтра? А завтра предстоял последний съемочный день в Котласе, и мы думали поехать на Кировское направление. А что же по итогу мы решили – узнаете в следующей статье.
Спасибо за прочтение! До новых встреч!