Найти в Дзене

Передел на рынке: шопинг-агенты заберут трафик у маркетплейсов

Эксперты считают, что подобное решение спровоцирует рост независимого e-commerce

Крупные маркетплейсы могут столкнуться с новой угрозой: шопинг-агенты на основе LLM способны перенаправить потоки пользователей и ослабить их рыночное доминирование. Такую точку зрения представил генеральный директор AliExpress в СНГ Сергей Гречин на форуме E-Retail Week 2025.

История вопроса:

По его мнению, появление удобных шопинг-агентов – вопрос времени. Они избавят пользователей от необходимости самостоятельно формулировать сложные запросы. Это перераспределит внимание потребителей и снизит стоимость привлечения клиента, что откроет дополнительные возможности для роста независимого e-commerce.

Гречин считает, что в России главными драйверами этой трансформации станут «Яндекс» и Сбер. Эти компании контролируют значительные объемы трафика и рекламные бюджеты, а также обладают закрытыми технологиями. Ключевой задачей он назвал не только качество AI-модели, но и способность агента удерживать внимание пользователя, решая широкий круг задач – от поиска товаров до подготовки презентации для ребенка.

Эту позицию оспорил Андрей Гостев, директор по стратегии и операциям ВКонтакте. Он не ожидает монополизации рынка шопинг-агентами, поскольку трафик изначально распределен между несколькими крупными платформами. По его мнению, компания-разработчик будет заинтересована в широкой дистрибуции своего решения.

Управляющий директор по искусственному интеллекту «Авито» Андрей Рыбинцев добавил, что, несмотря на попытки многих e-commerce-компаний создать аналоги ChatGPT, успешных кейсов внедрения шопинг-ассистентов пока нет. Основной вызов для индустрии, по его словам, – самостоятельно разработать конкурентоспособный продукт, чтобы не допустить доминирования внешних сервисов.

Напомним, что рынок интернет-торговли в России демонстрирует рост рентабельности после нескольких лет отрицательных или околонулевых значений. По данным Росстата по коду ОКВЭД, в первом квартале 2025-го рентабельность отрасли достигла 21%, а по итогам полугодия показатель вырос до 21,7%. LR