Найти в Дзене
Бумажный Город

Эту выставку закроют через три недели, а о ней почти никто не знает

Вчера случайно зашла в небольшую галерею на Автозаводской. Думала - на пять минут, посмотреть и идти дальше. Вышла через полтора часа с ощущением, что увидела что-то важное. Выставка называется "Сюита о Чертаново". Работает до 26 октября. И знаете, что меня поразило больше всего? В зале было человек пятнадцать. При том, что это один из самых честных проектов про обычную жизнь, которые я видела за последний год. Автор - петербургский художник Вася Хорст. Делает выставку про московский спальный район, в котором никогда не жил. И вот это "никогда не жил" - ключевое слово. Потому что когда местные рассказывают про свой район, они делают это с душой, но часто слишком серьезно. А Хорст смотрит со стороны, как исследователь. И видит то, что жители Чертанова давно перестали замечать. Панельные дома как геометрия. Детские площадки как артефакты эпохи. Балконы с застекленными конструкциями - как коллективная память целого поколения. Это не про "какие унылые окраины". Это про то, что в этой прост
Оглавление

Вчера случайно зашла в небольшую галерею на Автозаводской. Думала - на пять минут, посмотреть и идти дальше. Вышла через полтора часа с ощущением, что увидела что-то важное.

Выставка называется "Сюита о Чертаново". Работает до 26 октября. И знаете, что меня поразило больше всего? В зале было человек пятнадцать. При том, что это один из самых честных проектов про обычную жизнь, которые я видела за последний год.

Про что эта история

Автор - петербургский художник Вася Хорст. Делает выставку про московский спальный район, в котором никогда не жил. И вот это "никогда не жил" - ключевое слово.

Потому что когда местные рассказывают про свой район, они делают это с душой, но часто слишком серьезно. А Хорст смотрит со стороны, как исследователь. И видит то, что жители Чертанова давно перестали замечать.

Панельные дома как геометрия. Детские площадки как артефакты эпохи. Балконы с застекленными конструкциями - как коллективная память целого поколения. Это не про "какие унылые окраины". Это про то, что в этой простоте есть своя красота. И своя правда.

Что происходит внутри

Работы необычные. Не сразу понимаешь, на что смотришь.

Акварели, где типовые дома выглядят почти абстрактно - только линии, ритм, повторение. Как музыкальная партитура. Недаром выставка называется "сюита". Коллажи из найденных фотографий местных жителей восьмидесятых. Лица размыты, но узнаваемы до дрожи.

Инсталляция из предметов, собранных на блошиных рынках. Старые значки, пионерские галстуки, фарфоровые статуэтки. Все то, что было в каждой квартире этих домов. Говорят, что это вещи именно из Чертанова, но кто знает наверняка.

Мистификация в том, что ты не понимаешь: это документальный проект или авторский вымысел? Хорст реально изучал район или создал его версию? И это заставляет думать.

Почему мы пропускаем подобное

Мы часто критикуем спальные районы. "Однообразные окраины", "где люди только ночуют". Но в этих местах выросли миллионы людей. И у каждого там своя история.

Помню, как в детстве казалось, что мой район - это весь мир. Двор, школа, магазин - этого хватало для вселенной. А потом выросла, переехала в центр, начала избегать "панелек". И вот приходишь на такую выставку и понимаешь: нельзя обесценивать место, где было чье-то счастье.

Галерея "Пересветов переулок" существует с 1986 года. Это известное место для тех, кто следит за современным искусством. Но для обычного человека - неизведанная территория. Никто не вкладывается в рекламу. Нет толп блогеров. Нет красивых сториз.

Страх упустить работает избирательно

Все бегут на популярную выставку Брюллова в Третьяковке. Очереди, толпы, билеты нужно брать заранее. И мы идем не потому, что реально хотим. А потому что "все обсуждают".

А про Чертаново никто не говорит. Значит, можно пропустить. Не упустишь ничего важного, раз об этом молчат. Но самое ценное - это именно то, о чем не кричат на каждом углу.

Я вышла из галереи и полчаса просто шла. Молча. Думала про свой район, про детство, про то, как мы не замечаем обычную жизнь. Брюллов этого со мной не сделал.

Как находить такие места

Реальная инструкция, которую использую сама:

Telegram-каналы галерей - подпишитесь на каналы "Выставочных залов Москвы", их больше двадцати. Галерея "Пересветов переулок", "Беляево", "Нагорная", "Измайлово" - там всегда что-то неожиданное.

KudaGo - ставьте фильтр "малые галереи" и "современное искусство". Портал культуры Москвы culture.ru - там полное расписание всех городских площадок. Сайт vzmoscow.ru - объединение галерей с календарем выставок.

Книжные магазины: "Фаланстер", "Порядок слов", "Гилея" - на стенах всегда висят афиши. Арт-кафе в центре, особенно рядом с художественными вузами и музеями.

Лайфхак: раз в две недели открывайте карту Москвы, ищите слово "галерея" в своем районе, заходите на сайт каждой найденной площадки. Я трачу на это пятнадцать минут раз в месяц. И нахожу пять мест, про которые никогда не узнала бы из соцсетей.

Что можно сделать сейчас

Если вы в Москве и у вас есть свободный час до 26 октября: галерея "Пересветов переулок", Пересветов переулок 4, корпус 1, метро Автозаводская, вход свободный.

Не в Москве или не успеваете - откройте прямо сейчас сайт vzmoscow.ru и посмотрите, какие выставки идут в городских галереях. Там десятки проектов, про которые вы не знали. Выберите одну. Запишите в календарь. Конкретную дату.

Потому что "потом" не наступит. Через месяц "Сюита о Чертаново" закроется. И можно будет сказать себе: "Жаль, не успел". Или можно пойти.

Почему это меняет что-то внутри

Мы живем в алгоритмах. Нам показывают то, что уже популярно. То, что набрало миллион лайков. И постепенно мы разучиваемся искать сами. Разучиваемся доверять своему выбору. Разучиваемся находить то, что нас реально зацепит - не потому что все восторгаются, а потому что это отзывается внутри.

Камерные выставки в небольших галереях - это как раз такое пространство. Там нет толп. Там можно стоять перед работой сколько хочешь. Там можно думать вслух, не боясь осуждения. Там можно просто быть.

Самое ценное искусство - это не то, что висит в Лувре. Это то, что меняет что-то в тебе. А для этого не нужны миллионные бюджеты и очереди у входа.