Официальные прогнозы Министерства финансов России рисуют тревожную картину: уже в 2025 году Пенсионный фонд страны столкнется с колоссальным дефицитом в 779,8 млрд рублей. Эта «дыра» станет второй по величине в истории — больше был лишь дефицит 2022 года. Параллельно нарастают проблемы в системе обязательного медицинского страхования, где дефицит увеличился в 4,7 раза по сравнению с прошлым годом. Эти взаимосвязанные кризисы заставляют власти искать непопулярные меры, которые могут затронуть миллионы россиян.
📊 Глубина кризиса: что происходит с внебюджетными фондами
Пенсионная система под ударом
Бюджет Пенсионного фонда, обеспечивающего выплаты 40 миллионам российских пенсионеров, переживает серьезнейшее испытание. Собственных доходов фонда, состоящих primarily из страховых взносов, которые работодатели отчисляют с зарплат сотрудников, хватит лишь на 70% необходимых выплат. Хотя номинально эти доходы выросли на 12%, до 12 трлн рублей, они не покрывают запланированные расходы в 17 трлн рублей .
Изначально пробел должны были заполнить средства федерального бюджета, но он сам оказался дефицитным. В результате ежегодный трансферт из казны в Соцфонд в 2025 году будет урезан на треть — с 5,47 до 3,64 трлн рублей .
Надвигающаяся угроза для системы здравоохранения
Не лучше ситуация и в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС). По данным Счетной палаты, дефицит бюджета ФОМС по итогам первого полугодия 2025 года составил 18,5 млрд рублей . По сравнению с прошлым годом «дыра» в фонде, за счет которого оплачивается две трети всех услуг государственной медицины в стране, увеличилась в 4,7 раза .
Ожидается, что по итогам 2025 года дефицит бюджета ФОМС достигнет 136,6 млрд рублей . Это создает риски для выполнения государственных программ в сфере здравоохранения, включая борьбу с онкологическими заболеваниями, на которые в первом полугодии 2025 года было потрачено 225,8 млрд рублей .
🤔 Причины кризиса: почему фонды оказались на грани
Фундаментальная проблема обеих систем — дисбаланс между доходной базой и обязательствами. Собственных доходов Пенсионного фонда хватает лишь на 70% необходимых выплат пенсионерам . Аналогичная ситуация в системе ОМС: расходы растут быстрее, чем поступают страховые взносы.
Ухудшает положение дел снижение трансфертов из федерального бюджета, который сам столкнулся с рекордным дефицитом — 5,7 трлн рублей к концу 2025 года, что почти впятеро превышает изначальный план . Возможности федеральной казны по наполнению внебюджетных фондов тают на фоне падения нефтегазовых доходов почти на 20% .
Еще один фактор — региональная диспропорция в системе здравоохранения. Как отмечает экономист Саид Гафуров, «единый тариф в системе ОМС не покрывает реальные региональные расходы на медицинскую помощь» . Регионам с высокой долей пожилого населения, значительным уровнем безработицы и низким экономическим потенциалом необходимы существенные бюджетные ассигнования именно на здравоохранение, что создает дисбаланс в распределении ресурсов .
💡 Возможные решения: кто заплатит за дыру в бюджете
Власти активно обсуждают меры по восполнению нехватки средств, и наиболее вероятные сценарии затронут широкие слои населения.
Отмена льгот для малого и среднего бизнеса
В настоящее время субъекты МСП оплачивают взносы на пенсии и медстрахование по сниженным ставкам: 15% вместо стандартных 30%, если выручка не превышает 2 млрд рублей в год, а число сотрудников меньше 250 . Еще ниже — 7,6% — составляет ставка для IT-компаний .
Отмена этих льготных ставок может быть рассмотрена Госдумой уже на осенней сессии . Для малого бизнеса, и так находящегося в сложных условиях, это станет серьезным ударом.
Взносы на ОМС для неработающих граждан
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести ежегодные взносы в размере 45 тысяч рублей в фонд ОМС для неработающих граждан . Эта инициатива направлена на сокращение дефицита фонда, который в 2026 году прогнозируется на уровне 80 миллиардов рублей .
«Когда молодые, здоровые, работоспособного возраста нигде не работают — это теневая занятость либо просто не хотят работать. Тогда вопрос — а за счёт каких источников доходов они живут?» — задалась вопросом Матвиенко на парламентских слушаниях .
Предполагается, что нововведение не затронет пенсионеров, детей и людей с ограниченными возможностями здоровья . Речь идет только о трудоспособных гражданах, которые официально не работают и, соответственно, не платят взносы за свое медицинское обслуживание.
⚖️ Споры вокруг инициатив: эксперты сомневаются
Предложение о взносах с неработающих граждан вызвало неоднозначную реакцию экспертного сообщества.
Директор консалтингового агентства Rodionoff group Иван Родионов отмечает, что пока трудно понять, как подобная инициатива соотносится со статьей 41 Конституции РФ, прямо гарантирующей каждому гражданину бесплатную медицинскую помощь . Введение нового института добровольных или целевых взносов потребует масштабной корректировки смежных нормативных блоков — бюджетного, налогового и страхового права .
Экономист Анна Полякова добавляет, что введение для трудоспособных россиян ежегодных взносов на ОМС — это, по сути, введение нового налога, что в нынешних экономических условиях может стать серьезным обременением для населения .
Проблема идентификации плательщиков
Эксперты спорят, как определить, кто действительно не работает по собственной воле, а кто — временно безработный, самозанятый или, например, родитель, занятый дома . Неясно, как быть с людьми, которые не работают, но и не пользуются услугами ОМС, имея, например, полис ДМС через супруга .
Стимулирование теневой занятости
Есть опасения, что подобные меры могут подтолкнуть еще больше людей в теневой сектор экономики. Бизнес, не ставящий целью быстрый рост, может нанимать сотрудников по максимуму на аутсорс и не брать их в штат .
🔮 Перспективы решения проблемы
Финансовые проблемы внебюджетных фондов носят системный характер и требуют комплексного подхода. Власти оказываются перед сложным выбором: с одной стороны — необходимость сохранения социальных гарантий для населения, с другой — растущая нагрузка на бюджет и бизнес.
Проблема усугубляется общим дефицитом федерального бюджета и снижением нефтегазовых доходов. В этих условиях отмена льгот для МСП и введение взносов для неработающих граждан выглядят как наиболее вероятные, хотя и непопулярные меры.
Однако, как отмечают эксперты, эти шаги могут породить новые проблемы — от правовых коллизий до дальнейшего роста теневой занятости. Поиск баланса между фискальной необходимостью и социальной справедливостью станет ключевой задачей властей в ближайшие годы.
Ситуация с дефицитом внебюджетных фондов — это не просто сухие цифры в статистических отчетах. От ее решения зависит, смогут ли миллионы пенсионеров получать своевременные выплаты, а граждане — качественную медицинскую помощь в рамках системы ОМС. Кризис требует взвешенных и продуманных решений, которые не переложат бремя проблем на тех, кто и так находится в уязвимом положении.
Приглашаем присоединиться в Мах, «Дневник Писателя « философские мысли без купюр и табу