Найти в Дзене

Комплексная оценка развития детей раннего возраста, у которых наблюдается отставание в двигательной и речевой сферах.

Аннотация:В статье представлен анализ деятельности структурного подразделения "Служба ранней помощи". Приводятся данные диагностики детей раннего возраста по основным сферам развития: социальной, когнитивной, речевой и моторной. Оценивается уровень функционирования детей в контексте их естественного окружения.
Ключевые слова:ранняя помощь, задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, ранняя диагностика, служба ранней помощ В настоящее время все больше внимания уделяется интегрированной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения, а также их родителям. Эта помощь направлена на развитие у детей навыков, необходимых для повседневной жизни, и на компенсацию нарушенных функций.
Психолого-педагогические исследования подчеркивают исключительную значимость раннего возраста для формирования мозга и его функций. Именно в этот период закладывается основа для дальнейшего развития, устанавливаются ключевые связи между о

Аннотация:В статье представлен анализ деятельности структурного подразделения "Служба ранней помощи". Приводятся данные диагностики детей раннего возраста по основным сферам развития: социальной, когнитивной, речевой и моторной. Оценивается уровень функционирования детей в контексте их естественного окружения.
Ключевые слова:ранняя помощь, задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, ранняя диагностика, служба ранней помощ

В настоящее время все больше внимания уделяется интегрированной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения, а также их родителям. Эта помощь направлена на развитие у детей навыков, необходимых для повседневной жизни, и на компенсацию нарушенных функций.
Психолого-педагогические исследования подчеркивают исключительную значимость раннего возраста для формирования мозга и его функций. Именно в этот период закладывается основа для дальнейшего развития, устанавливаются ключевые связи между отделами коры головного мозга. Развитие в раннем детстве происходит стремительно и неравномерно, характеризуясь периодами интенсивного роста. Отсутствие таких "скачков" может быть тревожным сигналом. Важно помнить, что формирующиеся навыки еще хрупки и могут быть утрачены из-за болезней, стресса или недостатка внимания к развитию. Комплексное развитие, учитывающее взаимосвязь психического, физического и речевого аспектов, является ключевым. Ранний возраст также характеризуется высокой способностью к компенсации, что позволяет корректировать возможные отклонения[1,4].
Для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития крайне важно как можно раньше начать образовательную и коррекционную работу. Эта работа должна строиться на основе глубокого понимания индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и потенциала каждого ребенка [4]. Разработка эффективной программы ранней помощи требует проведения комплексной диагностики.
В статье представлен опыт работы Службы ранней помощи (СРП) детского сада № 10 Невского района Санкт-Петербурга, оказывающей поддержку семьям с детьми от 2 месяцев до 3 лет с нарушениями развития или риском их возникновения. Цель СРП – улучшение адаптации и функционирования детей в обществе. В 2020-2021 учебном году в СРП занимались шесть детей (1,5-2,5 года) с задержкой психомоторного и речевого развития, у большинства из которых наблюдались проблемы с вниманием, мотивацией и работоспособностью.
В начале учебного года специалисты СРП провели комплексную диагностику развития воспитанников по социальному, познавательному, речевому и двигательному направлениям, чтобы определить индивидуальные особенности каждого ребенка. Диагностические инструменты были разработаны с учетом теоретических положений, представленных в работах О.Г. Приходько и О.В. Юговой [2, 3]. На основе полученных данных был определен текущий уровень развития каждого воспитанника и спрогнозированы возможные траектории его дальнейшего развития.
Исследование социального развития включало оценку навыков установления контакта, эмоционального реагирования и коммуникативных способностей. Помимо этого, оценивалось поведение детей в реальных жизненных ситуациях. Анализ данных выявил проблемы с установлением контакта у троих детей: они проявляли слабый интерес к взрослым, не инициировали общение и часто отвлекались. У двоих детей наблюдалась избирательность в общении: в начале года они проявляли радость и вступали в контакт, но затем могли избегать взаимодействия и игнорировать предложения взрослых. Лишь один ребенок легко и с интересом вступал в контакт, демонстрируя радость от общения.
Анализ эмоциональных реакций детей в начале учебного года выявил следующие особенности: у большинства наблюдалась ограниченность и однообразие эмоциональных проявлений, а у двух детей - несоответствие эмоций ситуации. Лишь у одного ребенка отмечались разнообразные, избирательные и адекватные эмоциональные реакции. Коммуникативная сфера характеризовалась отсутствием вербальных средств и крайне редким использованием невербальных. Дети демонстрировали минимальную мимику и вокализации для выражения потребностей, а жесты применялись исключительно в ответ на обращение взрослого.
Для оценки адаптации детей к повседневной жизни мы наблюдали за их поведением в различных ситуациях, таких как: утреннее пробуждение, одевание и раздевание, пользование туалетом или смена подгузника, умывание и купание, прием пищи, самостоятельные игры, взаимодействие со взрослыми и другими детьми, слушание книг и сказок, прогулки, общение, участие в домашних делах, подготовка ко сну и сон, а также посещение гостей.

Анализ собранных данных выявил следующие особенности в функционировании детей и их семей в этих повседневных ситуациях:

· Пробуждение:Половина детей испытывала трудности с пробуждением, часто плакали и не могли самостоятельно встать.

· Одевание/Раздевание:Все дети нуждались в помощи при одевании и раздевании, даже в выполнении самых простых действий.

· Туалет:У большинства детей (5 из 6) были проблемы с туалетом. Они не просились на горшок и не сообщали о необходимости смены подгузника, что указывает на несформированность этого навыка.

· Умывание:В начале периода наблюдения дети не умели самостоятельно умываться, не использовали мыло и полотенце и не проявляли инициативы в выполнении этой процедуры.

· Кормление:Дети не умели держать ложку и чашку и не могли самостоятельно есть.

· Самостоятельная игра:Навык самостоятельной игры с игрушками был развит лучше. Примерно половина детей использовала игрушки по назначению, в то время как другая половина проявляла склонность к неадекватному использованию, отбирала или ломала их.

· Взаимодействие:Дети лучше взаимодействовали со взрослыми, чем с другими детьми. При попытках играть с другими детьми наблюдались негативизм и отбирание игрушек.

· Слушание книг:В начале периода наблюдения почти все дети проявляли кратковременный интерес к слушанию сказок, часто отвлекались. Интерес к иллюстрациям в книгах проявляли только двое из шести детей.

· Прогулка:Во время прогулок дети часто игнорировали просьбы родителей, проявляли негативизм и не выполняли указания взрослых.

· Сон:У детей были трудности с засыпанием, некоторые могли заснуть только в присутствии матери. Одному ребенку требовались ночные кормления.

· Посещение гостей:Анализ поведения детей при посещении гостей показал, что почти у всех наблюдался страх и нежелание идти в гости. В гостях дети не отходили от близких, проявляли мало интереса к окружающей обстановке.

В ходе оценки когнитивных навыков детям предлагались развивающие игры, включающие в себя кубики разных цветов, шары, матрешки, пирамиды, сортеры, доски Сегена и наборы брусков, отличающихся по цвету и размеру. Результаты показали, что у детей наблюдаются трудности с определением и называнием цветов, форм и размеров предметов. Они могли сопоставлять предметы только по цвету. Ориентация в двух контрастных величинах не вызывала затруднений, однако при работе с тремя контрастными величинами дети испытывали сложности. Сборка пирамидки осуществлялась без учета размера колец.
Исследование показало, что уровень развития деятельности детей раннего возраста требует особого внимания. В то время как некоторые дети проявляли поверхностный интерес к игрушкам, большинство демонстрировали избирательный, но неустойчивый интерес. Вместо сюжетной игры преобладали процессуальные манипуляции с предметами, без стремления к достижению результата. Познавательный интерес и мотивация к деятельности были развиты недостаточно, а запас знаний об окружающем мире – ограничен. Внимание детей было неустойчивым, а пространственные представления – не сформированы. У двух воспитанников наблюдались значительные трудности в обучении, требующие постоянной помощи взрослого, что контрастирует с ожидаемым уровнем развития для данного возраста.
Анализ речевого развития детей проводился по двум направлениям: оценка понимания речи, адресованной им, и анализ их собственной речи. Было выявлено, что понимание речи у детей отставало от возрастных норм. Они понимали и могли выполнить только простые команды, такие как "положи", "дай маме" и другие, а также инструкции, связанные с простыми действиями, например, "покатай машинку". При этом дети без труда показывали части тела и лица на себе, кукле и взрослом, узнавали предметы и игрушки на отдельных картинках и сопоставляли их с реальными объектами. Однако, дети не понимали предлоги, падежные конструкции, а также разницу между единственным и множественным числом. У двоих детей наблюдались сложности даже с пониманием простых одноступенчатых инструкций. В начале учебного года большинство детей находились на доречевом этапе развития. Лишь двое из них произносили отдельные звукоподражания. Для сравнения, в норме к двум годам активный словарь ребенка составляет 300-400 слов, и он использует простые фразы из трех слов. Также для этого возраста характерно повторение слов и фраз за взрослыми.
Оценка развития мелкой моторики показала, что все дети успешно справляются с заданиями, требующими базовых навыков, такими как нанизывание колец и построение башни из кубиков. Однако, задания, требующие более тонкой координации и силы, например, разрывание бумаги и манипуляции с крышками, вызвали затруднения. В целом, наблюдалась некоторая неловкость в движениях.
В области речевого развития выявлены следующие особенности: у одного ребенка наблюдается незначительное отставание (3-4 месяца), у трех детей – умеренное (4-8 месяцев). У двух детей диагностировано значительное отставание в речевом и познавательном развитии (более 8 месяцев).
Таким образом своевременная диагностика, охватывающая ключевые области развития ребенка, дает возможность оперативно приступить к коррекционно-образовательной и воспитательной работе. Это также позволяет составить персонализированную программу ранней помощи, адаптированную к индивидуальным потребностям и особенностям развития ребенка.

Список использованных источников

1. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет : метод. пособие для практ. психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2005. – 144 c. – Текст : непосредственный. 2. Приходько, О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько, О. В. Югова. – Москва : Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015. – 145 с. – Текст : непосредственный. 3. Приходько, О. Г. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни / О. Г. Приходько, О. В. Югова. – Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2016. – № 2. – С. 85-93. 4. Служба ранней помощи : справ.-метод. материалы по организации / сост.: Е. В. Самонова, В. Н. Ярыгин ; под. ред. М. М. Цапенко. – Москва : МГППУ, 2011. – 220 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23424044& (дата обращения: 05.03.2021). – Текст : электронный.