Найти в Дзене

«Та самая табакерка»: роковой артефакт из Эрмитажа и загадка смерти Павла I

Впрочем, историки указывают на явные несоответствия. Табакерка изготовлена из тонкого листа золота (500-й пробы), она очень легкая (84,74 г), а отнюдь не массивная, как нередко утверждается в исторической публицистике. Так что такой предмет вряд ли мог стать причиной смертельного удара.

В воспоминаниях современников упоминались и другие виды травм, нанесенных императору в ходе короткой схватки: удар мраморным предметом, пистолетом или эфесом шпаги. В конце концов, существует версия, что императора Павла I задушили офицерским шарфом — уже после того, как он был оглушен ударом в висок табакеркой…

Определенную путаницу вносит и то, что в атрибуции табакерки указаны оба брата Зубовых. Тисненная золотом надпись на вкладыше красного сафьяна гласит: «принадлежала Обер-Шталмейстеру графу Николаю Александровичу Зубову». Однако к табакерке прилагается еще и записка на немецком языке, которая в переводе сообщает: «Была при князе Платоне Александровиче Зубове 11 марта 1801».

По свидетельству участника того трагического события, кавалергардского полковника Николая Саблукова, после того как Николай Зубов ударил царя по руке, Павел с негодованием оттолкнул его, «на что последний, сжимая в кулаке массивную золотую табакерку, со всего размаха нанес правою рукою удар в левый висок императора, вследствие чего тот без чувств повалился на пол».

Однако тот же Саблуков приводил и другую версию: «Зубов, будучи сильно пьян, будто бы запустил пальцы в табакерку, которую Павел держал в руках. Тогда император первый ударил Зубова и, таким образом, сам начал ссору. Зубов будто бы выхватил табакерку из рук императора и сильным ударом сшиб его с ног. Но это едва ли правдоподобно, если принять во внимание, что Павел выскочил прямо из кровати и хотел скрыться…».

Как отмечает искусствовед Виктор Файбисович, заведующий сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа, вторая версия не выдерживает критики: по воспоминаниям современников, Павел I терпеть не мог табак. Однако и первая версия вызывает недоумение при попытке связать ее с табакеркой из собрания Эрмитажа: при «нокаутирующем ударе», нанесенном Павлу Петровичу, она бы неизбежно смялась, однако каких‑либо следов деформации на ней нет.

Кроме того, по воспоминаниям Леонтия Беннигсена, еще одного участника заговора и убийства императора Павла I, табакерка в кулаке Николая Зубова была четырехугольной, и один из ее углов нанес императору рану под левым глазом.

По словам Виктора Файбисовича, по всей видимости, подлинную связь эрмитажной табакерки с цареубийством 11 марта 1801 года установить не удастся никогда, и она навсегда останется «легендарным» предметом. Так что вслед за Николаем Саблуковым остается констатировать: «Как бы то ни было, несомненно то, что табакерка играла в этом событии известную роль…».

Читайте также:

Команда молодости нашей. Удостоверение Андрея Громыко хранится в Государственном архиве РФ

«За труды и Отечество»: девиз объединяет дореволюционный и современный орден Александра Невского