Найти в Дзене

Практикум по итоговому сочинению: от тезиса к аргументу

Итоговое сочинение требует от выпускника не только знания литературных произведений, но и умения логично выстраивать свои мысли, формулировать тезисы и подкреплять их убедительными аргументами. Разберём ключевые шаги, которые помогут превратить простое изложение материала в глубокое рассуждение. Что такое тезис и как его сформулировать? Правильно сформулированный тезис — это основа всего сочинения. Рассмотрим пример: Ученик пишет:
«Всем хорошо известно, что в обществе существуют законы, которые необходимо исполнять... Но существуют ещё и нравственные законы. Они нигде не прописаны, за их нарушение никто не накажет. Их выработало человечество на протяжении всей своей истории». Комментарий:
В этом фрагменте есть «зерно» тезиса, но оно недостаточно чётко сформулировано. Ученик констатирует факт, но не даёт собственного понимания явления. Гораздо эффективнее начать с определения: «Нравственный закон — это внутренний ориентир человека, основанный на общечеловеческих ценностях: добре, справ

Итоговое сочинение требует от выпускника не только знания литературных произведений, но и умения логично выстраивать свои мысли, формулировать тезисы и подкреплять их убедительными аргументами. Разберём ключевые шаги, которые помогут превратить простое изложение материала в глубокое рассуждение.

Что такое тезис и как его сформулировать?

Правильно сформулированный тезис — это основа всего сочинения. Рассмотрим пример:

Ученик пишет:
«Всем хорошо известно, что в обществе существуют законы, которые необходимо исполнять... Но существуют ещё и нравственные законы. Они нигде не прописаны, за их нарушение никто не накажет. Их выработало человечество на протяжении всей своей истории».

Комментарий:
В этом фрагменте есть «зерно» тезиса, но оно недостаточно чётко сформулировано. Ученик констатирует факт, но не даёт собственного понимания явления. Гораздо эффективнее начать с определения:

«Нравственный закон — это внутренний ориентир человека, основанный на общечеловеческих ценностях: добре, справедливости, сострадании. В отличие от правовых норм, его исполнение зависит не от страха наказания, а от личной ответственности каждого».

Такой подход сразу задаёт направление рассуждения и облегчает подбор литературных примеров.

Как перейти от пересказа к анализу?

Одна из самых частых ошибок — подмена анализа пересказом сюжета. Избежать этого помогут следующие приёмы:

1. Используйте микровыводы
После каждого примера кратко резюмируйте, что он доказывает в контексте вашего тезиса.
Пример: «Этот пример подтверждает, что погоня за богатством не всегда делает человека счастливым, а иногда приводит к трагическим последствиям».

2. Применяйте синтаксические средства рассуждения

Вводные слова: во-первых, итак, таким образом, с одной стороны;

Сложноподчинённые предложения: «потому что», «чтобы», «несмотря на то что».

3. Показывайте причинно-следственные связи

Пересказ: «Герой рассказа А. Платонова „Юшка“ терпит издевательства со стороны детей и взрослых».

Рассуждение: «Герой рассказа А. Платонова „Юшка“ терпит издевательства, ПОТОМУ ЧТО он считает, что так люди выражают свою любовь к нему».

4. Используйте клишированные конструкции

«Автор обращает внимание на то, что…»

«Писатель уверен, что…»

«Этот эпизод подчёркивает…»

5. Задействуйте вопросно-ответную форму
«Джон Ив стал прекрасным врачом. А что случилось со Стильтоном? Он разорился и попал в больницу, в которой работал Джон».

Как раскрыть аргумент?

1. Избегайте общих формулировок
Если в произведении говорится о мести, это не значит, что оно подойдёт к любой теме. Важно, чтобы аргумент точно соответствовал тезису.

2. Аргумент должен подтверждать тезис

Тема: «Что такое месть?»

Тезис: «Месть — это разрушающая сила».

Аргумент: литературный пример, иллюстрирующий, как месть губит личность.

3. Количество аргументов
Можно ограничиться одним аргументом, но дать его комплексный анализ. Не стоит перегружать сочинение примерами — это часто приводит к поверхностности.

4. Качество аргумента

Используйте только те произведения, которые вы действительно читали.

Не пересказывайте сюжет, а анализируйте его в контексте темы.

Обязательно подводите микровыводы.

Примеры удачных аргументов

Тема: Согласны ли Вы с мыслью, что мечтать надо о великом?

Тезис: Мелкая мечта ограничивает человека, лишает его стремления к развитию.

Аргумент:
«В рассказе „Крыжовник“ А.П. Чехов показывает, как мелкая мечта может погубить человека духовно. Николай Иванович всю жизнь стремился к одной цели — завести имение и выращивать крыжовник. Он копил деньги, лишая себя самого необходимого, и его мечта сбылась. Однако вместо счастья она привела к ограниченности и духовной нищете. Герой превратился в обывателя, довольного своей „маленькой радостью“, и утратил интерес к чему-то большему».

Тема: Согласны ли вы с высказыванием Р. Роллана „Добро — не наука, оно действие“?

Тезис: Высшая форма гуманизма — готовность пожертвовать собой ради других.

Аргумент:
«Эту мысль утверждает М. Горький в рассказе „Старуха Изергиль“ на примере Данко. Герой взял на себя миссию спасения племени и повёл людей через лес к свободе. В трудную минуту он не поддался злости, а вырвал из груди пылающее сердце, чтобы осветить им путь. „Что сделаю я для людей?“ — этот вопрос становится символом истинного служения добру».

Успех итогового сочинения зависит от умения чётко формулировать тезисы, логично выстраивать рассуждение и подкреплять его качественными литературными аргументами. Используйте предложенные приёмы — и ваша работа станет не только формально правильной, но и глубокой, убедительной.