Хороший мультфильм — это не просто набор картинок, песенок и цветастого монтажа. Наличие идей и смыслов способствует воспитанию в юном человеке ценностные ориентиры. Проработанность позволяет и взрослым смотреть такое произведение, показывая им смыслы, недоступные для детей.
Примером такого мультфильма, по-моему мнению, является «Летучий корабль» (1979), который базируется на русско-народной сказке. Эта история, несмотря на кажущуюся простоту, наполнена мистицизмом, символизмом и отсылками к очень давним народным суевериям.
Предлагаю пройти путь трубочиста Вани, который ради любви якшается с нечистой силой, ходит по границе мира живых и мертвых, и в итоге получает желаемое.
Летучий корабль: символ райской благодати
Любой путь героя начинается с инициирующего события, которое и заставляет его пуститься в опасный путь. В нашей истории таковым становится желание Ивана-трубочиста жениться на дочке царя, тем самым спасая её от замужества не по любви, а по расчету. Пара идет на хитрость, придумывая план с летучим кораблем: кто его построит, за того Забава и выйдет замуж.
Таким образом, Забава просит у своего суженного освободить её из оков дворцовой жизни, подарив счастье. Образно это выглядит как путешествие на летучем корабле в счастливое будущее.
Образ летучего корабля появился еще у дохристианских славян. Будучи народом, тесно связанным с торговыми реками, корабли играли огромное значение в их жизни и благосостоянии. А «летучесть» превращала эти ветроходы в символические суда, способные отнести в безопасное, богатое и спокойное место. С приходом христианства с этим местом в сказках будет ассоциироваться Рай.
Начало пути Ивана: нечистая сила
Сказано — сделано: Иван отправляется в путь в поисках возможности построить летучий корабль. Так как это объект фантастический, то мир живых ему тут не поможет. Обращаться нужно к нечистой силе. И первым его помощником становится водяной.
Водяной у славян — это страж и владыка рек, болот и озер. Это опасный и непостоянный помощник.
Такой характер связан с местом его обитания: водоемы смертельно опасны, особенно для детей. Оттого так много пугалок о злых топляках, русалках и болотных монстрах. Многочисленные реки и озера, а уж тем более болота — не место для баловства.
Но водоемы — это и место, дарующее продовольствие и пресную воду. Если ты осторожен и почтителен к природе — водяной одарит тебя, а ежели нет — погубит.
Поскольку Иван проявляет уважение, внимательно слушает и не боится Водяного, тот помогает ему, выдав магические столярные инструменты, с помощью которых и строится желаемый корабль.
Правда, есть одно НО. Водяной властвует над стихией воды и с полетом помочь не в силах. За тайным знанием он отправляя Ивана к Ягам.
Граница миров: между жизнью и смертью
Получить магические силы просто так никому из людей не дано. Такое право нужно заслужить. И возможно это только на пересечении двух миров: живого и неживого. Отсюда все мифические путешествия Иванов Дураков в далекие царства, борьба с Кощеями и тому подобное.
Главным проводником в мир мертвых у славян являлась Яга, которая в том числе может летать на ступе.
Яга — очень яркий персонаж мифологии. Есть огромное количество вариаций её мифа, но суть всегда примерно одна: это страж границы мира живых и мёртвых. Собственно, прозвище «костяная нога» не случайно — одна половина тела Яги принадлежит миру живых, другая — миру мёртвых, оттого нога и не имеет ни плоти, ни кожи.
Дом Яги — это своеобразный таможенный пункт, через который герой может пройти в мир мёртвых. Потому избушка и способна поворачиваться в зависимости от того, в какую сторону нужно пройти. Также избушка часто ассоциировалась с гробом. Кстати, часть славян хоронила своих усопших именно в таких строениях, создавая целые некрополи.
Но вернемся к нашему Ивану, который как раз добирается до обиталища Яг. В мультфильме это игривые женщины, которые устраивают гулянки с частушками и живут в общежитии.
Именно благодаря им Иван узнает волшебные слова, которые и заставят корабль лететь. Но с ними есть одна заковырка, о которой мы поговорим в финале.
Сейчас же миссия выполнена. Иван спешит к Забаве, но становится жертвой Полкана, который крадет корабль, а героя отправляет на дно.
Финальный побег
Ивана спасает Водяной. Круг его путешествия замкнулся, и герой не просто был на границе живых и мертвых — он перешагнул её и вернулся обратно. Обряд инициации произошел, теперь Иван вправе управлять Летучим Кораблем. Но для начала нужно сбежать из замка вместе с царевной.
Иван добирается до девушки. Герои находят интересный путь к свободе: они проходят через трубы и печь. И это не случайно.
Печь на Руси всегда являлась не просто бытовым сооружением в доме. Это инструмент, в том числе магический. Например, широко известен обряд допекания новорожденных: слабого ребенка обмазывали тестом и загружали в печь, чтобы «перепечь» всю хворь и болезни. Этот архаичный и опасный метод по сути является предком современных инкубаторов.
Кстати, именно подобным обрядом Баба Яга инициировала путников. Несмотря на распространенное мнение, в мифах она никогда не ела людей. А через печь осуществляла «перерождение» персонажа, который ступил на путь живых и мертвых.
В мультфильме «Летучий корабль» мы видим преображение Забавы, которая избавляется от всего лишнего из прошлой жизни, буквально пропекая себя. Даже визуально она начинает выглядеть по-другому. Конечно, это можно объяснить и без мистики, так как она просто избавилась от огромной конструкции платья. Но одно другому не мешает.
В то же время все алчные герои мультфильма наказаны за свои деяния. Полкан погибает, так как посягнул на то, на что не имел права: он не прошел обряд инициации, и им движет алчность. Царь же остается без наследницы.
В итоге наша пара попадает на корабль. Произнося магические «Земля, прощай, в добрый путь», они улетают. Но вот куда? А главное, как приземлятся, ведь слов для посадки Иван не знает?
Логического ответа тут не найти, а вот мифологический ответ есть: они отправляются в тот самый Рай, где нет горя и печали. Буквально — они возносятся из бытового мира в куда более возвышенное место любви. Можно трактовать это как путь к вечной жизни, если мы используем христианскую традицию. В любом случае, в приземлении они более не нуждаются, а значит, и слова волшебные не нужны.
Заключение
«Летучий корабль» показывает архетипичную историю пути героя к заветной цели. Мультфильм очень далеко отошел от версии сказки, записанной в сборнике Афанасьева, но при этом картина 1979 года содержит большое количество элементов из народных мифов, благодаря чему и получается изящная структура путешествия.
Есть стереотип, что детские фильмы и мультфильмы не обязаны быть проработанным и глубоким продуктом. Эта пагубная идея привела нас к состоянию, в котором всё чаще на экраны вываливается бессмысленный поток, который ничего за собой не несет и ничему не учит. А с появлением ИИ можно в промышленных масштабах генерировать нейросетевой бред и загружать его на стриминг. Это же детский контент, зачем париться, правда? А потом можно будет пинать на неправильные поколения детей.
Будем надеяться, что у нас есть что-то еще, кроме наследия прошлого, свой «Летучий Корабль» мы, может, уже и не построим...
Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!