Найти в Дзене
O K

Оперный дом в музее-заповеднике Царицыно

Оперным домом в музее-заповеднике Царицыно называют Средний дворец — одно из самых интересных и сложно декорированных сооружений баженовского архитектурного ансамбля. По проекту архитектора Василия Баженова, одобренному Екатериной II, Средний дворец в царицынской императорской резиденции возводился для небольших официальных приёмов и церемоний, домашних спектаклей и придворных увеселений. Строительство Среднего дворца на высоком берегу Верхнего Царицынского пруда началось в 1776 году. При возведении всех баженовских построек новой императорской резиденции использовался кирпич и белый камень - «во вкусе готики». В царицынском архитектурном ансамбле Баженов совместил и средневековую готику, и древнерусское зодчество, и московское барокко. Средний дворец Баженов украсил стрельчатыми готическими башенками и нарядным замысловатым барочным парапетом в виде ажурной аркады в древнерусском стиле с изображением дисков и серпов, символизирующих солнце и месяц. Венчают ажурную аркаду на торцевых

Оперным домом в музее-заповеднике Царицыно называют Средний дворец — одно из самых интересных и сложно декорированных сооружений баженовского архитектурного ансамбля. По проекту архитектора Василия Баженова, одобренному Екатериной II, Средний дворец в царицынской императорской резиденции возводился для небольших официальных приёмов и церемоний, домашних спектаклей и придворных увеселений.

Средний дворец - Оперный дом усадьбы Царицыно
Средний дворец - Оперный дом усадьбы Царицыно

Строительство Среднего дворца на высоком берегу Верхнего Царицынского пруда началось в 1776 году. При возведении всех баженовских построек новой императорской резиденции использовался кирпич и белый камень - «во вкусе готики». В царицынском архитектурном ансамбле Баженов совместил и средневековую готику, и древнерусское зодчество, и московское барокко. Средний дворец Баженов украсил стрельчатыми готическими башенками и нарядным замысловатым барочным парапетом в виде ажурной аркады в древнерусском стиле с изображением дисков и серпов, символизирующих солнце и месяц. Венчают ажурную аркаду на торцевых фронтонах - резные двуглавые орлы, указывающие на императорский статус дворца.

В архитектурном декоре Среднего дворца внимательные наблюдатели находят множество масонских символов: и астрономические знаки, и изображение циркулей и декоративных "лестниц" в простенках готических окон.
Баженов ещё во время обучения в Европе увлёкся идеями масонов, декларирующих стремление преобразить мир к лучшему. Переехав в Москву, Баженов стал тесно общаться с масонами и начал переписываться с руководителем московской ложи Новиковым, выступавшем за передачу власти сыну Екатерины – Павлу. Екатерине, приехавшей в Москву в начале лета 1785 года, доложили о переписке Баженова с масонами, и разгневанная императрица отправилась инспектировать баженовские постройки в Царицыно в дурном настроении, раскритиковала придворного архитектора, отстранила его от должности, а дальнейшие работы в царицынской резиденции поручила его ученику и помощнику Матвею Казакову. После увольнения Баженова работы в Среднем дворце остановились. К тому времени Средний дворец был фактически окончательно готов снаружи, внутри были установлены изразцовые печи, оштукатурены стены, полы были выложены керамической плиткой.

В начале XIX века Царицыно стало популярным местом для загородных прогулок и пикников, но ветшающий Средний дворец не стали обустраивать для нужд отдыхающих, в отличие от соседнего Малого дворца, приспособленного под "Кофейный дом" для знатной публики из высшего общества в 1804 - 1812 годах. Существует несколько путеводителей XIX века по Москве и Подмосковью с планами местности. Средний дворец на плане Царицына 1816 года обозначен уже как «Оперный дом». Вероятно, Средний дворец предполагали всё таки приспособить для проведения концертов и театрализованных оперных постановок, но эти планы не удалось воплотить в жизнь.

Акварель А. Н. Голицына. 1893 год. "Гуляющие в парке у Среднего дворца"
Акварель А. Н. Голицына. 1893 год. "Гуляющие в парке у Среднего дворца"

На акварели А. Н. Голицына Средний дворец в 1893 году изображён в виде роскошной руины, на крыше которой растут кустарники, а в открытых проёмах готических окон зияет пустота. В таком руинированном состоянии Средний дворец чудом простоял ещё почти сто лет - до конца XX века.

В 1986 году в царицынском архитектурном ансамбле начался первый этап реставрационных работ, для проведения которых Министерство культуры СССР выбрало польскую фирму PKZ. Договор на проведение реставрационных работ был подписан с одной стороны - музеем «Царицыно» (в то время — Государственным музеем декоративно-прикладного искусства народов СССР), с другой стороны - варшавским отделением «Мастерских по реставрации памятников старины» Бюро внешней торговли ПНР. Все реставрационные работы в Царицыне проводились по проектам, разработанным архитекторами «Моспроекта».

Ремонтно-восстановительные работы в Среднем дворце начались в 1987 году с исследования состояния исторического здания.

После расчистки дворца от обломков и почвы были изготовлены деревянные перекрытия кровли и новая крыша на стальных конструкциях, покрытых медными листами. В ходе ремонтно-восстановительных работ была проведена реставрация фасадов дворца с восполнением недостающих деталей декора. Внутри здания были реконструированы своды и лестницы, воссозданы интерьеры и оштукатурены стены.

В то же время во дворце были реконструированы печи, уложен пол из мраморных и керамических плит, дубовый паркет с воспроизведением узора XVIII века. Снаружи был сооружён каменный пандус и лестницы.
Глобальные ремонтно-восстановительные работы в Среднем дворце завершились в 1995 году.

В период с 1996 года - по 2006 год, во время проведения реставрационных работ в Хлебном доме, все концерты в музее-заповеднике Царицыно проводились в отреставрированном большом зале Среднего дворца со сводчатым потолком и великолепной акустикой. С тех пор Средний дворец стал заслуженно называться Оперным домом, который начали наконец использовать по назначению.

Ещё одна комплексная реставрация Оперного дома с прокладкой современных коммуникаций была проведена в 2012 - 2014 годах, после чего в отреставрированных интерьерах большого зала, в соседних аванзалах и в комнатах, расположенных в галереях на втором этаже, открылась выставка скульптур из Останкинского дворца, закрывшегося на реставрацию. Выставка скульптур называлась "Дворец во дворце". Скульптуры из Останкинского дворца экспонировались в царицынском Среднем дворце 11 лет. Выставка "Дворец во дворце" завершилась в этом году 29 июня. Подробно об этой выставке я расскажу в своей следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.