Найти в Дзене
O K

Хлебный дом в музее-заповеднике Царицыно

Хлебный дом в музее-заповеднике Царицыно - самое крупное сооружение баженовского ансамбля. Официальное название Хлебного дома — Кухонный корпус. При возведении дворцового комплекса в усадьбе Царицыно архитектор Василий Баженов решил построить Кухонный корпус в стиле средневекового замка, чтобы хозяйственная постройка гармонично "вписалась" в дворцовый архитектурный ансамбль. По замыслу Баженова - кухни должны были скрываться под маской дворца. Баженов в ходе работы в усадьбе Царицыно с 1778 года неоднократно испрашивал разрешения приступить к строительству Кухонного корпуса, но всякий раз получал распоряжение заниматься другими постройками. Возведение Кухонного корпуса началось лишь весной 1784 года, а строили его чуть больше года, торопились успеть до предстоящего визита императрицы. Баженов при возведении своих построек вникал во все тонкости - не только архитектурные и технические, но и хозяйственно-бытовые. В Кухонном корпусе Баженовым при проектировании здания было запланировано

Хлебный дом в музее-заповеднике Царицыно - самое крупное сооружение баженовского ансамбля. Официальное название Хлебного дома — Кухонный корпус. При возведении дворцового комплекса в усадьбе Царицыно архитектор Василий Баженов решил построить Кухонный корпус в стиле средневекового замка, чтобы хозяйственная постройка гармонично "вписалась" в дворцовый архитектурный ансамбль. По замыслу Баженова - кухни должны были скрываться под маской дворца.

Баженов в ходе работы в усадьбе Царицыно с 1778 года неоднократно испрашивал разрешения приступить к строительству Кухонного корпуса, но всякий раз получал распоряжение заниматься другими постройками. Возведение Кухонного корпуса началось лишь весной 1784 года, а строили его чуть больше года, торопились успеть до предстоящего визита императрицы.

Баженов при возведении своих построек вникал во все тонкости - не только архитектурные и технические, но и хозяйственно-бытовые. В Кухонном корпусе Баженовым при проектировании здания было запланировано восемь специализированных кухонь. Помимо непосредственно кухонь, часть помещений планировалось обустроить под комнаты для хранения столовой утвари и посуды; другие — для проживания служителей и поваров; три комнаты отводились аптекарю и для хранения лекарств. Подвалы здания предназначались для обустройства ледников и винных погребов.
Кухни Хлебного дома должны были разделяться по статусу на «верхнюю кухню» (обслуживавшую стол Её императорского величества и Их Императорских высочеств), «среднюю кухню» (для дежурных кавалеров и статс-дам) и «нижнюю кухню» (для караульных офицеров и камер-юнгфрау). Планировались столы «общей столовой» из трёх классов: 1 — камердинерский и камер-юнкерский, 2 — официантский, 3 — ливрейный (для прислуги). Для каждого из столов предполагался свой штат служителей и набор продуктов.

21 июля 1784 года Баженов докладывал в письме А. А. Безбородко, что подвалы и ледники Кухонного корпуса готовы, а сам он построен до половины первого этажа.

К маю 1785 года здание было почти достроено и закрыто временной крышей. Построили Кухонный корпус в виде исполинского куба с закруглёнными углами. Фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля украсили горельефами в виде каравая с солонкой и эмблемами с вензелями из букв «Х» и «С» («хлеб» и «соль»), отчего Кухонный корпус и получил своё второе название - Хлебный дом. В вензелях на горельефах буква «Х» напоминает скрещённые линейки, что, по мнению многих историков, намекает на принадлежность Баженова к масонам, у которых в качестве тайных масонских символов использовались инструменты строителей и архитекторов.

Одна из легенд, связанных с масонством Баженова, гласит, что в художественном образе Хлебного дома архитектор метафорически отобразил «братскую трапезу масонов». Окна первого этажа изображают высокие стулья братьев, сидящих спиной к наблюдателю, окна второго — фигуры братьев, сидящих напротив, лицом к наблюдателю, а круглые окна между ними и детали карниза — блюда и бокалы.

Екатерина II, приехавшая в Царицыно в первых числах июня 1785 года, при осмотре дворцового комплекса осталась недовольна работой Баженова, по одной из версий - как раз из-за связей архитектора с масонами, которых императрица терпеть не могла, подозревая братство в подготовке дворцового переворота с участием цесаревича Павла. В 1786 году Баженов был отстранён от всех возложенных на него обязанностей. В дальнейшем руководил строительством Царицына Матвей Казаков. В 1787 -1788 годах Кухонный корпус был доделан и покрыт постоянной железной кровлей со скатами по проекту Казакова, отличавшегося от первоначального проекта Баженова, планировавшего здание кухонь закрыть плоской крышей.

Некоторое время, пока строился новый Большой дворец, Кухонный корпус использовался по своему прямому назначению; здесь же размещались хозяйственные службы царицынской усадьбы в начале XIX века.

В 1849 году архитектор Василий Дрегалов по распоряжению императора Николая I создал проект переделки Хлебного дома под лечебницу - богадельню. В 1852 году в корпусе открылась больница для крестьян дворцового ведомства, но функционировала она недолго, до 1859 года; богадельня в Хлебном доме так и не была открыта. В здании некоторое время проживали царицынские садовники и служители усадьбы. В 1870-х годах непродолжительное время в нескольких помещениях здания располагалось ремесленное училище; а с 1880-х годов около трёх десятков комнат с отделкой стали сдаваться на лето внаём дачникам — Царицыно в то время было популярным дачным местом. В 1920-е годы в Хлебном доме стихийно возникли коммуналки — они заняли обжитую часть здания; другая часть продолжала пустовать, зарастая травой и деревьями. Коммуналки просуществовали до 1970-х годов.

Реставрационные работы в Хлебном доме начались в 1987 году, но из-за финансовых трудностей в 1990-е велись очень медленно. В 2005 - 2006 годах, после того, как музей-заповедник Царицыно стал собственностью города, Хлебный дом был окончательно реконструирован.
О других отреставрированных строениях царицынского архитектурного ансамбля можно прочитать в моей статье
"Фотоотчёт о жарком летнем дне, проведённом в усадьбе Царицыно".

1 сентября 2007 года между Большим дворцом и Хлебным домом был открыт памятник архитекторам Матвею Фёдоровичу Казакову и Василию Ивановичу Баженову работы скульптора Л. М. Баранова и архитектора М. М. Посохина.

Казаков и Баженов на монументе представлены в одежде и причёсках своей эпохи при обсуждения проекта застройки. Василий Баженов изображён со свернутыми чертежами в правой руке, Матвей Казаков — со шпагой и шляпой под мышкой. Между архитекторами представлен миниатюрный металлический макет постройки. Монумент установлен на низком круглом постаменте со ступенькой. Статуи выполнены из бронзы, круглый постамент — из гранита.

На сером гранитном постаменте выделяются тёмные контрастные буквы надписи: «Василий Баженов архитектор Матвей Казаков».

На фасаде Хлебного дома у служебного входа прикреплена памятная вывеска с упоминанием только одного архитектора - Баженова. При реставрации внешний облик Кухонного корпуса сохранили в том виде, который был запланирован Баженовым, но крыша при этом была оставлена покатой, как у Казакова, а не плоской, как в баженовском проекте.

Внутренний двор Хлебного дома при реставрации был перекрыт стеклянным куполом и превращён в атриум.
Латинское слово
atrium означает «помещение, почерневшее от копоти». В первобытные времена в древнегреческих жилищах в атриуме располагался очаг, от которого вокруг и появлялась копоть. В древнеримских жилищах атриумом называли внутренний световой двор, соединённый выходами с остальными помещениями. С тех пор, как световой двор стали закрывать прозрачным куполом, атриум превратился из "помещения, почерневшего от копоти" в центральную гостиную для приёма гостей, и стал наиболее богато обставленной частью дома. Коммерческие здания с атриумами обычно строили в виде магазинов с торговыми галереями. Наглядный пример такого магазина - московский ГУМ. В современных культурных центрах в атриумах часто размещаются выставочные или концертные залы, как например в музее А. С. Пушкина на Пречистенке.

Атриум Хлебного дома тоже используется в качестве концертного зала, а спроектированные Баженовым и построенные в XVIII веке лестницы, как и прежде, ведут из атриума непосредственно в помещения Кухонного корпуса, в которых теперь размещаются основные экспозиции, составленные из коллекций музея-заповедника Царицыно.

Орган в атриуме Хлебного дома
Орган в атриуме Хлебного дома

В 2008 году в атриуме был установлен орган-портатив немецкой фирмы Glotter Gets, и с тех пор под стеклянным куполом Хлебного дома регулярно проводятся концерты органной музыки.

Концертный зал в атриуме Хлебного дома
Концертный зал в атриуме Хлебного дома

Орган-портатив был изготовлен в Германии специально для атриума Хлебного дома, с учётом особенностей акустики зала. Вес органа составляет около 2,2 тонн; в нём 734 трубы, два мануала и 30-клавишная педальная клавиатура.

Последние фотографии сняты 4 октября после концерта "Орган в Царицыне", подробнее о котором я расскажу в своей следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.