Привет, ценители искусства!
Как и обещала, мой обзор выставки, приуроченной к 75-летию Калининградского отделения Союза художников, которая проходит сейчас в Историко-художественном музее.
Юбилейная выставка объединила более 200 работ: от живописи и графики до керамики, ювелирных изделий и декоративно-прикладного искусства.
Зал просторный, светлый, и в нем разместилось множество работ — очень разных по настроению, смыслам и их отсутствию. Уверена, что каждый найдет здесь что-то для себя. Особенно интересно будет тем, кто любит находить неожиданные ракурсы в привычном и знакомом. На выставке есть работы с локальными топонимами, но поданы они через призму нетривиального взгляда художника.
Теперь обо всем по порядку.
При входе в зал вас сразу накрывает волна сочных, ярких цветов с полотна Полины Чижевской «Игорёк, домой. Лето». В этой картине есть что-то от творчества Марка Шагала, и даже название вызывает определенную параллель — у Марка Захаровича есть работа «Дорога домой». Впрочем, это внутреннее чувство сходства нисколько не умаляет самостоятельности творчества Полины Чижевской — самобытного, яркого, с абсолютно узнаваемым авторским стилем, лежащим в русле постмодернистской цитатности.
На выставке экспонируется ещё одна работа художницы - "Вольные птицы", богатая на смыслы и интерпретации картина, но оставлю интригу. Сходите, посмотрите, поговорите с художником через искусство.
Далее натюрморты Валерия Морозко — это, скажу я вам, отдельный разговор. Работы этого мастера, особенно его многослойные натюрморты с отсылками и пасхалками к разным сферам, — больше чем просто натюрморты. Это настоящее философское и культурологическое высказывание, облеченное в художественную форму. Я невероятно люблю его палимпсестные натюрморты, с которыми можно познакомиться в Музее изобразительных искусств на постоянной экспозиции «Калининград-Кёнигсберг: мост над временем».
Следом — две работы Петра Торопова под названием «Беседа». Одна — монументальное панно, другая — скульптура. Обе прекрасны своей выверенной композицией, лаконичностью образов, точностью и изяществом линий, что отсылает к традициям структурного минимализма. И название резонирует с настроением: разговор с тобой, с художником, с миром, с вечностью. Масса интерпретаций, и каждый зритель найдет свою.
Работа Юрия Булычева «Всем странствующим» с религиозным сюжетом, написанная в 2022 году, вновь наводит на мысль, что живем мы в страшное время. Картина интересна, с одной стороны, упрощением и схематизацией фигур, а с другой — нелинейной композицией: одно действие и персонаж как бы накладываются на пространство и время другого. Я по крайней мере считываю здесь отсылки к русскому авангарду.
Нежный, почти иллюзорный пейзаж Нелли Смирнягиной «Прусско-русская улочка» (2009) снова погружает в мифологическое пространство, где «было» и «стало» переплетаются в сознании художника как нечто единое — а так оно и есть. На фасаде здания угадывается ангел. И снова думаешь о «Жене керосинщика» (реж. Кайдановский, 1988), где сцена с русским и немецким ангелом в Кафедральном соборе — одна из сильнейших.
Не менее прекрасен пейзаж косы Юрия Смирнягина. Тоже с налетом романтизма и флером мифологического, сказочного, придуманного, но все же реального пространства.
А работа «Бабушка и кошка» Юрия Смирнягина попала мне прямо в сердце. Но это, возможно, профессиональная деформация, так как сцена разворачивается на фоне старинной двери периода историзма (конец XIX века). Работа написана так, как будто бы это видел ребенок, но в этом и есть ее ценность. Уметь писать во взрослом возрасте по-детски, сохраняя примитивисткую непосредственность, — это дар.
Яркие, мастеровитые архитектурные наброски Елены Ксенофонтовой. Очень рада была увидеть ее работы, давно не посещала ее выставок. Последнее, что помню, — как я курировала её персональную выставку акварелей «Мерцающая Пруссия» во Фридландских воротах. Это был далекий 2014 год. Акварели Елены Ксенофонтовой призрачны, эфемерны и невероятно эмоциональны для зрителя, на грани фигуративности и абстрактности.
Без долгих объяснений просто скажу, что очень понравился «Собор Канта ночью» Ильи Керницкого. Сочетание контрастных цветов, экспрессия — все это заставляет обратить на себя внимание, и не зря.
Роза Ткаченко с работой «Энергия города» заставляет отпустить контроль и логику, раствориться в объятиях краски, которая колористически мастерски перетекает по холсту, лишь намекая на очертания улиц, домов, машин. Светлая палитра расслабляет и очаровывает, и вам уже нравится этот город, его энергия; вы представляете что-то свое, но обязательно теплое, комфортное… В этом и сила лирической абстракции: не дать готовый концепт, а лишь направить.
Живописная работа Ольги Комаровой «Натюрморт со скульптурой» сама подобна скульптуре — пастозный мазок «импасто», почти вибрирующая, рельефная и густая поверхность холста, где материальность красочного слоя становится главным субъектом. Впечатляет.
И еще десятки имен и картин, которые заслуживают вашего внимания: прекрасные работы a la prima Елены Ананьеной; декоративная живопись, отсылающая в детство, — натюрморт Нины Крымовой; узнаваемые и очень авторские работы Льва Шерстяного (у меня они ассоциируются с венецианским шармом и средневековой панельной живописью, как, кстати, и работы Владимира Ульянова). А вот отсылки к постмодернизму — почти что Джексон Поллок и его "живопись действия" — это работы Андрея Руссова «Танец без музыки» и "Мгновение".
Закончу графикой Николая Батакова — Мастера с большой буквы. Это уровень мирового искусства. Увидеть его работы стоит обязательно. Многослойные, аллегорические, сложные, закодированные сюжеты, выполненные с невероятным мастерством в искусстве гравюры, где символический язык требует от зрителя интеллектуального соучастия.
Рекомендую!
Выставка работает до 20 ноября 2025 года.
Калининградский областной историко-художественный музей.