Найти в Дзене
Парадная гостья

Краденое солнце дома Дубинского: грустная история уникального витража

Оглавление

Сегодня познакомимся с одним из самых знаменитых витражей в Петербурге. В народе его называют «Восходящее солнце». Он находится в доходном доме на пересечении Большой Пушкарской и Введенской улиц.

Ремонт во зло

К сожалению, слава к этому витражу пришла не по радостному поводу. В 2017 году коммунальщики заменили его «брата-близнеца» стеклопакетом. Как писали петербургские СМИ,исторические окна погрузили в грузовик и увезли на свалку. Все прямо по Корнею Чуковскому и его «Краденому солнцу». Только виноват здесь далеко не крокодил...

Витраж заменили на стеклопакет в 2017 году. Фото: Парадная гостья
Витраж заменили на стеклопакет в 2017 году. Фото: Парадная гостья

Возмущенные жители дома обратились в региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

«Вполне возможно, что витражи находятся не на помойке, как уверяют в ЖКС, а у кого-нибудь на даче», – заметила тогда в беседе с «Фонтанкой» член президиума петербургского отделения ВООПИК Анна Капитонова.

Дело в том, что доходный дом не имеет охранного статуса. КГИОП заявил, что искать «Восходящее солнце» не собирается. Как и наказывать виновных.

Пожалуй, единственное положительное в этой истории – что скандал все же заставил коммунальщиков задуматься. Нет, утерянный витраж так и не нашли (во всяком случае не нашла такой информации в СМИ). Но когда в 2023 году ремонт Дамокловым мечом навис над соседней парадной, где сохранилось теперь единственное «Восходящее солнце», в ЖКС заверили, что окно последнего этажа не тронут. Слово свое сдержали – витражом по-прежнему можно любоваться.

Что мы уже потеряли?

Это редкий образец витража с пейзажной вставкой. Фото: Парадная гостья
Это редкий образец витража с пейзажной вставкой. Фото: Парадная гостья

Авторы проекта «Витражи Петербурга» отметили, что в парадной этого дома – редкий образец витража с пейзажной вставкой.

«Этот мотив характерен для декоративного искусства начала ХХ века. В композиции, созданной в технике свинцово-паечного витража, присутствуют цветные и бесцветные стекла различных типов и фактур, такие как опалесцентные желтого, зелено-коричневого и синего цветов; голубое, зеленое различных оттенков, желтое, кафедральное бесцветное, с фактурами «Muranese», «Pattern B», волнистое «Ondoyant», мелкорифленое и другие», – рассказали специалисты.

Не все знают, что раньше на лестницах этого дома можно было встретить витражные окна с еще одним мотивом. Они находились между первым и вторым этажами и изображали пейзаж с ручьем под деревьями.

Утерянный витраж с ручьем. Фото А. Б. Филиппова из архива К. К. Севастьянова
Утерянный витраж с ручьем. Фото А. Б. Филиппова из архива К. К. Севастьянова

Вероятно, последний раз исторические окна можно было увидеть еще в 2013 году. В наши дни этот вариант витража утерян на обеих лестницах.

Смотреть во все стороны

Чтобы увидеть сохранившийся витраж, вам нужно зайти в дверь с Большой Пушкарской улицы и подняться на самый последний этаж.

От глубины лестничного пролета кружится голова. Фото: Парадная гостья
От глубины лестничного пролета кружится голова. Фото: Парадная гостья

Высота дома вас впечатлит. К счастью, сейчас здесь работает лифт. У меня же даже голова немного кружилась, когда заглядывала в лестничный пролет.

По дороге наверх обязательно обратите внимание на цветочный узор ограды перил. И на исторические деревянные двери в квартиры.

Исторические двери. Фото: Парадная гостья
Исторические двери. Фото: Парадная гостья

На первом этаже гостей тоже ждет сюрприз. Речь про дореволюционные печи. Как пишут пользователи сайта Citywalls, их облицовка, вероятно, была изготовлена на Русско-Богемском керамическом заводе.

Как полюбуетесь печами – поднимите голову наверх. Потолки в вестибюле тоже непростые.

Потолок вестибюля. Фото: Парадная гостья
Потолок вестибюля. Фото: Парадная гостья

Еще один вопрос

Кому же мы должны быть благодарны за такую красоту в Петроградском районе? Вопрос хороший и даже немного риторический.

Известно, что здание было построено в начале ХХ века – в 1910 году. Архитектором выступил Михаил Дубинский – ученик Леонтия Бенуа.

Дубинский первоначально занимался декоративным убранством дворцов и особняков. В 1909 году перешел к монументальной застройке, участвовал во многих конкурсах на лучший проект. Работал в основном стиле неоклассицизма. К которому, наверное, стоит отнести и наше здание. Однако ряд краеведов причисляют его к модерну.

Дом вызывает споры - неоклассика или модерн? Фото: Парадная гостья
Дом вызывает споры - неоклассика или модерн? Фото: Парадная гостья

А вот о заказчике этого доходного дома совсем ничего неизвестно. Есть лишь догадка одного из пользователей Citywalls (он ссылается на справочник «Весь Петербург») – о том, что это мог быть потомственный почетный гражданин Афанасий Коротков. По его словам, Афанасий Петрович хозяйствовал здесь до самой революции.

Версия довольна правдоподобна. Коротков и Дубинский уже сотрудничали при строительстве другого дома в Петербурге. Его можно увидеть на Серпуховской улице – под номером 14. Там потолок еще любопытнее.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

А за фасадом дома на пересечении Введенской и Большой Пушкарской улиц таится витраж-сирота, потерявший всех своих «родственников». Надеюсь, его не только удастся сохранить, но и однажды отреставрировать – специалисты отмечали, что сейчас на нем следы въевшейся грязи.

📍Адрес: Большая Пушкарская улица, 13

Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал «Парадная гостья», чтобы увидеть больше интересных петербургских лестниц.

Поддержать мой проект можно здесь. Буду вам очень благодарна!

А теперь предлагаю заглянуть в удивительный дом Леопольда Кенига на улице Блохина. Это одна из доминант Петроградского района.