Сегодня познакомимся с одним из самых знаменитых витражей в Петербурге. В народе его называют «Восходящее солнце». Он находится в доходном доме на пересечении Большой Пушкарской и Введенской улиц.
Ремонт во зло
К сожалению, слава к этому витражу пришла не по радостному поводу. В 2017 году коммунальщики заменили его «брата-близнеца» стеклопакетом. Как писали петербургские СМИ,исторические окна погрузили в грузовик и увезли на свалку. Все прямо по Корнею Чуковскому и его «Краденому солнцу». Только виноват здесь далеко не крокодил...
Возмущенные жители дома обратились в региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).
«Вполне возможно, что витражи находятся не на помойке, как уверяют в ЖКС, а у кого-нибудь на даче», – заметила тогда в беседе с «Фонтанкой» член президиума петербургского отделения ВООПИК Анна Капитонова.
Дело в том, что доходный дом не имеет охранного статуса. КГИОП заявил, что искать «Восходящее солнце» не собирается. Как и наказывать виновных.
Пожалуй, единственное положительное в этой истории – что скандал все же заставил коммунальщиков задуматься. Нет, утерянный витраж так и не нашли (во всяком случае не нашла такой информации в СМИ). Но когда в 2023 году ремонт Дамокловым мечом навис над соседней парадной, где сохранилось теперь единственное «Восходящее солнце», в ЖКС заверили, что окно последнего этажа не тронут. Слово свое сдержали – витражом по-прежнему можно любоваться.
Что мы уже потеряли?
Авторы проекта «Витражи Петербурга» отметили, что в парадной этого дома – редкий образец витража с пейзажной вставкой.
«Этот мотив характерен для декоративного искусства начала ХХ века. В композиции, созданной в технике свинцово-паечного витража, присутствуют цветные и бесцветные стекла различных типов и фактур, такие как опалесцентные желтого, зелено-коричневого и синего цветов; голубое, зеленое различных оттенков, желтое, кафедральное бесцветное, с фактурами «Muranese», «Pattern B», волнистое «Ondoyant», мелкорифленое и другие», – рассказали специалисты.
Не все знают, что раньше на лестницах этого дома можно было встретить витражные окна с еще одним мотивом. Они находились между первым и вторым этажами и изображали пейзаж с ручьем под деревьями.
Вероятно, последний раз исторические окна можно было увидеть еще в 2013 году. В наши дни этот вариант витража утерян на обеих лестницах.
Смотреть во все стороны
Чтобы увидеть сохранившийся витраж, вам нужно зайти в дверь с Большой Пушкарской улицы и подняться на самый последний этаж.
Высота дома вас впечатлит. К счастью, сейчас здесь работает лифт. У меня же даже голова немного кружилась, когда заглядывала в лестничный пролет.
По дороге наверх обязательно обратите внимание на цветочный узор ограды перил. И на исторические деревянные двери в квартиры.
На первом этаже гостей тоже ждет сюрприз. Речь про дореволюционные печи. Как пишут пользователи сайта Citywalls, их облицовка, вероятно, была изготовлена на Русско-Богемском керамическом заводе.
Как полюбуетесь печами – поднимите голову наверх. Потолки в вестибюле тоже непростые.
Еще один вопрос
Кому же мы должны быть благодарны за такую красоту в Петроградском районе? Вопрос хороший и даже немного риторический.
Известно, что здание было построено в начале ХХ века – в 1910 году. Архитектором выступил Михаил Дубинский – ученик Леонтия Бенуа.
Дубинский первоначально занимался декоративным убранством дворцов и особняков. В 1909 году перешел к монументальной застройке, участвовал во многих конкурсах на лучший проект. Работал в основном стиле неоклассицизма. К которому, наверное, стоит отнести и наше здание. Однако ряд краеведов причисляют его к модерну.
А вот о заказчике этого доходного дома совсем ничего неизвестно. Есть лишь догадка одного из пользователей Citywalls (он ссылается на справочник «Весь Петербург») – о том, что это мог быть потомственный почетный гражданин Афанасий Коротков. По его словам, Афанасий Петрович хозяйствовал здесь до самой революции.
Версия довольна правдоподобна. Коротков и Дубинский уже сотрудничали при строительстве другого дома в Петербурге. Его можно увидеть на Серпуховской улице – под номером 14. Там потолок еще любопытнее.
А за фасадом дома на пересечении Введенской и Большой Пушкарской улиц таится витраж-сирота, потерявший всех своих «родственников». Надеюсь, его не только удастся сохранить, но и однажды отреставрировать – специалисты отмечали, что сейчас на нем следы въевшейся грязи.
📍Адрес: Большая Пушкарская улица, 13
Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал «Парадная гостья», чтобы увидеть больше интересных петербургских лестниц.
Поддержать мой проект можно здесь. Буду вам очень благодарна!
А теперь предлагаю заглянуть в удивительный дом Леопольда Кенига на улице Блохина. Это одна из доминант Петроградского района.