Найти в Дзене

Карикатуры М.Черемных. Как он раздевал и одевал вождей СССР

Художника Михаила Черемных (1890—1962), со дня рождения которого исполняется 135 лет, можно считать одним из столпов советской карикатуры и плаката. Он был, между прочим, соавтором знаменитого плаката «Тов. Ленин очищает землю от нечисти»: «Тов. Ленин очищает землю от нечисти». Самый известный советский шарж-плакат на В.И. Ленина, художника Виктора Дени по рисунку Михаила Черемных. Похожий рисунок в советской печати 20-х годов (в газете «Беднота») имел ещё одно название «Тов. Ленин за работой».
А вот прямо блестящая по меткости пророческая карикатура Черемных, ясно показывающая истоки позднейшей реставрации капитализма в СССР, которую мы сейчас переживаем: «Мусора-то сколько…»
«Пережитки капитализма. Частнособственнические тенденции. Жажда накопления. Религиозные предрассудки. Суеверия. Рецидивы национализма. Тоска о прошлом».
Понимаешь, почему рабочий, вооружённый совком и метлой, от такого амбре зажал нос... Весь реставрационный букет, душистым ароматом которого мы наслаждаемся уже

Художника Михаила Черемных (1890—1962), со дня рождения которого исполняется 135 лет, можно считать одним из столпов советской карикатуры и плаката. Он был, между прочим, соавтором знаменитого плаката «Тов. Ленин очищает землю от нечисти»:

«Тов. Ленин очищает землю от нечисти». Самый известный советский шарж-плакат на В.И. Ленина, художника Виктора Дени по рисунку Михаила Черемных. Похожий рисунок в советской печати 20-х годов (в газете «Беднота») имел ещё одно название «Тов. Ленин за работой».

А вот прямо блестящая по меткости пророческая карикатура Черемных, ясно показывающая истоки позднейшей реставрации капитализма в СССР, которую мы сейчас переживаем:

-2

«Мусора-то сколько…»

«Пережитки капитализма. Частнособственнические тенденции. Жажда накопления. Религиозные предрассудки. Суеверия. Рецидивы национализма. Тоска о прошлом».
Понимаешь, почему рабочий, вооружённый совком и метлой, от такого амбре зажал нос... Весь реставрационный букет, душистым ароматом которого мы наслаждаемся уже более 30 лет, кропотливо собран по «цветочку», буквально ничего не пропущено, не забыто! :) Правда, тут может быть заслуга не только художника. Как откровенно, хотя и шутливо признавали в журнале «Крокодил» его коллеги по искусству, в подписях к своим картинкам блестящий рисовальщик был не очень силён. «Так работает М. Черемных... Подписи не делается вовсе. Просто, художник приходит к редактору и говорит густым басом:
— Ну, здесь подпишите, что он спрашивает, а он ему отвечает что-нибудь остроумное. Хороший рисунок».

Ниже — подборка рисунков мастера разных лет.

Конец 1927-го, к исключению из партии Льва Троцкого:

-3

1927, декабрь. «Ленин умер, но дело его живёт! Троцкий жив, но «дело» его умерло!»

Обличение зазнавшихся и оторвавшихся от масс бюрократов — вечная тема советской печати и карикатуры:

-4

1928. «На торжестве закладки. — Гм... Мы-то, действительно, «заложили»... А они чего радуются?»

-5

1940—1950-е. «— Ты, папа, плохой отец города!
— Почему?
— Да все говорят, что наш город беспризорный»


Итоги «колхозной революции» в деревне:

-6

1935. «Обедают. У единоличника — коллективно... У колхозника — врозь»

1948-й, в разгаре «борьба с низкопоклонством перед Западом»:

-7

1948. «В магазине. — Как, сказали вы, называются эти ткани?
— Русским языком вам говорят: креп-жоржет, фай-де-шин и тюль марокен»


Увы, шаржи на советских вождей, которые так любил делать Черемных, начиная с шаржа на Ленина (сохранились также его шаржи на Чичерина, Коллонтай, Литвинова, Бухарина, Будённого и других) , уже к середине 1930-х годов стали уходящим жанром.

На этом рисунке 1935 года для обложки №23 «Крокодила» изображены узнаваемые деятели ВКП(б) Арон Сольц и Емельян Ярославский:

-8

1935. «– Ну как, товарищи, попадается что-нибудь?
– Да... Пока мелочь больше идёт... Изредка и средние заваливаются»


Но в печать рисунок не попал. Возможно, он был забракован потому, что Сольц изображён на нём почти голым, прикрытым одной лишь рыбацкой сетью, да и Ярославский голым по пояс, и это сочли фамильярдностью, проявлением неуважения. (Помните, как Остап Бендер в «12 стульях» Ильфа и Петрова переживал ещё в 1920-е годы, удобно ли изображать тов. Чичерина в качестве репинского запорожца, голым по пояс?). Но Михаил Черемных не успокоился и примерно месяцем-двумя позже, уже для номера 28 журнала, переделал картинку, оставив сюжет прежним – ловля «мелочи и средних»:

-9

Здесь Сольц купается одетым в белую рубашку, Ярославского автор тоже целомудренно облачил в такую же рубашку, а полуголым, чтобы сохранить общую атмосферу рыбалки, изображён безымянный рабочий. Но нет, не помогло. В подшивке журнала «Крокодил» за 1935 год этого рисунка автору этих строк найти также не удалось. Видимо, «крупные» решили такой рисунок не публиковать, от греха подальше, чтобы не угодить в какие-нибудь ловчие сети вместе с «мелочью» и «средними». :) Но многим «крупным» в последующие годы это всё равно не помогло...

Взглянув на портрет мэтра советской карикатуры, выполненный его учеником, понимаешь, что упомянутый выше «густой бас» очень подходил ко всему его облику.

-10

Олег Савостюк (1927—2021). Портрет М.М. Черемных. 1987

Написан портрет через добрую четверть века после того, как мастера не стало. Значит — помнили, не забывали...

❗️❗️❗️ Не забывайте подписаться и включить колокольчик 🔔, так как Дзен показывает новые статьи только менее 4% подписчиков, у которых не включены уведомления 🎈