Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

Городская легенда

С самого появления у человека тяги к изучению окружающего мира, стали появляться различные мистические объяснения событиям, которым не смогли дать логического определения. Даже современные реалии и города не смогли избежать появления различным легендам. Городская легенда (амер. англ. urban legend) или городской миф (брит. англ. urban myth) – современная разновидность легенды (мифа): короткая и на первый взгляд правдоподобная, хотя обычно не соответствующая действительности история, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность. Сам термин «городская легенда» в русском языке является калькой с английского словосочетания «urban legend», которое переводится как «байка, выдумка (выдаваемая за правду)». Термин «городская легенда», используемый фольклористами, появился в печати как минимум в 1968 году, когда его использовал Ричард Дорсон. Ян Гарольд Брунванд, профессор английского языка в Университете Юты, представил этот термин широкой публике в серии популярных книг, опу

С самого появления у человека тяги к изучению окружающего мира, стали появляться различные мистические объяснения событиям, которым не смогли дать логического определения. Даже современные реалии и города не смогли избежать появления различным легендам.

Городская легенда (амер. англ. urban legend) или городской миф (брит. англ. urban myth) – современная разновидность легенды (мифа): короткая и на первый взгляд правдоподобная, хотя обычно не соответствующая действительности история, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность.

Сам термин «городская легенда» в русском языке является калькой с английского словосочетания «urban legend», которое переводится как «байка, выдумка (выдаваемая за правду)».

Термин «городская легенда», используемый фольклористами, появился в печати как минимум в 1968 году, когда его использовал Ричард Дорсон. Ян Гарольд Брунванд, профессор английского языка в Университете Юты, представил этот термин широкой публике в серии популярных книг, опубликованных начиная с 1981 года. Брунванд использовал свою коллекцию легенд «Исчезающий автостопщик: американские городские легенды и их значение» (1981), чтобы подчеркнуть две мысли: во-первых, легенды и фольклор встречаются не только в так называемых примитивных или традиционных обществах, а во-вторых, изучая такие истории, можно многое узнать о городской и современной культуре.

Многие городские легенды представляют собой законченные истории с сюжетом и персонажами. Привлекательность типичной городской легенды заключается в наличии в ней элементов таинственности, ужаса, страха или юмора. Часто они служат поучительным примером. Некоторые городские легенды – это поучительные истории, в которых рассказывается о том, как кто-то вёл себя неподобающим образом и в итоге попал в беду, пострадал или погиб.

Городская легенда является частью современного фольклора, передаваемого путём устной коммуникации или через интернет, невероятным случаем, считающимся настоящим, претендующим на достоверность. Функция – предупреждение о страшной опасности. Нередко городские легенды становятся материалом для заведомо недостоверных публикаций («уток») в жёлтой прессе или, напротив, возникают на основе подобных публикаций.

Городские легенды могут быть очень опасными, поскольку в условиях паники очередной пересказ «достоверной» истории может подтолкнуть человека или группу людей к агрессии.

Интернет упростил как распространение, так и разоблачение городских легенд. Например, новостная группа Usenetalt.folklore.urban и несколько других веб-сайтов, в первую очередь snopes.com, посвящены обсуждению, отслеживанию и анализу городских легенд. В Министерстве энергетики США была служба под названием Hoaxbusters, которая занималась компьютерным распространением мистификаций и легенд. Самые известные из таких мистификаций известны как крипипасты, которые обычно представляют собой страшилки, написанные анонимно. Хотя большинство из них считаются заведомо ложными, некоторые, например Слендермен, приобрели поклонников, которые в них верят.

Типы легенд

Современные сказки

Современными сказками являются истории, основанные на модернизированных сказках и легендах, которым может быть уже много сотен и даже тысяч лет. Классический сюжет переносится на современные условия. Рыцаря на белом коне заменяет успешный бизнесмен на престижном автомобиле, а Золушку – бедная, но симпатичная провинциалка или дурнушка, которая становится красавицей и также выходит замуж за «сказочного принца». Как правило, такие истории затрагивают классические темы: любовь, смерть, болезнь или войну, концовка – «добро» всегда побеждает «зло», «хэппи-энд» и т. п. В сказке обязательно присутствует элемент волшебства: волшебный помощник (Баба-Яга, в современности – подруга или гадалка и пр.) или предмет (клубочек, шапка-невидимка и пр.), который является принципиальным жанровым признаком.

Бывальщины, былички

Бывальщины, былички – это истории, рассказываемые от лица участников или знакомых участников событий, как реальные происшествия. Обязательно указание конкретных лиц, участвующих в событиях. Исключает волшебство, но описывает событие, в котором человек сталкивается с проявлением или персонажем сверхъестественного мира. Цель подобных быличек/бывальщин – научить подрастающее поколение правилам общения с миром сверхъестественного. В рассказе всегда обязательно указывается не некое место, а совершенно конкретное, известное и рассказчику и слушателю. Это создаёт эффект правдоподобности (это обязательный жанровый признак). Подавляющее большинство городских легенд относится именно к современным вариантам быличек/бывальщин. Поэтому термин «легенда» является некорректным.

Криминальные истории

Как правило, рассказывают об успешных преступниках и о неспособности полиции им противостоять. Типичным представителем такого рода историй является история об идеальном преступлении. Преступник в такой истории может внушать как ужас (беспощадный мафиози, маньяк), так и уважение или зависть (в качестве сильной и удачливой личности, успешно противостоящей «системе», враждебной «человеку с улицы»). Вместе с тем криминология знает реальные случаи превращения уголовных дел в городские легенды, например, Фишер или «Дело о подмосковных казино».

Истории о правительственных заговорах

Часто навеянные шпионскими фильмами истории о сверхсекретных правительственных заговорах. К ним относятся мифы о радикальных социальных экспериментах, заговорах крупных корпораций, инопланетянах, мировом правительстве, Четвёртом рейхе и так далее. Часто абсурдные и ничем не подтверждённые, они вызывают большой интерес у части слушателей и читателей.

Мифы о секретных технологиях

Обычно включает в себя информацию о засекреченной технологии в собственной стране или стране, которая является вероятным противником. Сюда можно отнести, например, мифы о существовании технологий, с помощью которых возможно менять гравитационное поле в планетарных масштабах либо влиять на процессы в земной коре. Нередки мифы, повествующие о каких-либо высокотехнологичных машинах, которые будто бы стоят или стояли на вооружении определённых стран. Например, легенда о том, что нацистская Германия достигла серьёзных успехов в разработке «летающих тарелок» или о психотронном оружии, якобы способном с помощью некоего излучения заставлять людей совершать те или иные поступки или внушать им какую-либо идеологию. Также существует миф о технологиях, позволяющих изменять погодные условия или даже вызывать землетрясения.

Мифы о похищениях людей

В качестве похитителей выступают инопланетяне, преступники или тайные организации (тут возможны определённые реальные предпосылки). Популярные мифические сюжеты – похищение «на органы», сверхсекретные эксперименты или обряды сатанистов.

Истории, основанные на аномальных явлениях

Значительная часть городских легенд основывается на страхе или непонимании аномальных явлений. Повествуют о встречах людей с инопланетянами, призраками или полтергейстом.

Воздействие индустрии

Массовое механизированное и автоматизированное производство, особенно продуктов питания. Наиболее известные легенды – про утонувшего в закваске для кваса (пива) человека, полностью растворившегося (вариант – в сиропе для кока-колы на профильном заводе), про извлечённые из колбасы и пельменей крысиные хвосты либо фаланги пальцев с маникюром или кольцами.

Обхождение с техникой

Основаны на боязни или непонимании всё более сложной техники. Обычно повествуют о женщинах, представителях стран третьего мира и других людях, которых можно заподозрить в непонимании современного технического прогресса. Классическая история такого рода – история о домашних животных в микроволновой печи и крокодилах в канализации. Часто существуют также юмористические версии таких историй.

Страх перед полицией и спецслужбами

Истории, основанные на страхе перед полицией/милицией, а также перед представителями спецслужб (ФСБ, ФБР, ЦРУ, Моссад, в прошлом перед КГБ, Гестапо). В странах с высоким уровнем преступности курсируют также истории о криминальных авторитетах, контролирующих ту или иную территорию.

Суеверия

На них основываются многие легенды, такие как Бермудский треугольник, HMS Friday и «чёрный кот».

Городская мифология

Городская мифология является важным элементом локальной истории и географического образа города. Уральские города-заводы имеют свою специфическую мифологию. Мифология городов послужила основой создания отдельного направления фантастики.

Крокодилы в канализации (англ. sewer alligator) – популярная в США городская легенда об огромных крокодилах или аллигаторах, живущих в старинных канализационных системах больших городов и, в особенности, в Нью-Йорке.

Модель хищного крокодила-людоеда, разинувшего пасть, высунувшись из канализационного люка. Такие рептилии существуют только в фильмах ужасов
Модель хищного крокодила-людоеда, разинувшего пасть, высунувшись из канализационного люка. Такие рептилии существуют только в фильмах ужасов

Легенда родилась в конце 50-х годов XX века, когда писатель Роберт Дейли опубликовал книгу «Мир под городом» (англ. World Beneath the city), в которой он описывает случай, рассказанный ему 84-летним отставным суперинтендантом нью-йоркской канализации по имени Тедди Мей: в 1930-х годах суперинтедант начал получать донесения о крокодилах, живущих в тоннелях. Сначала эти жалобы рассматривались как фантазии или пьяный бред свидетелей, но вскоре суперинтендант, самолично спустившись в туннели, убедился, что мелкие крокодилы (размером с крупную ящерицу, то есть около шестидесяти сантиметров) действительно прижились в Нью-Йорке, несмотря на то, что зимой в канализацию попадает снег и лёд с улиц. Также имели место случаи обнаружения более крупных особей (до двух метров). После этого крокодилы были уничтожены путём использования крысиного яда.

Несмотря на то, что с тех пор свидетельств существования крокодилов в Нью-Йорке никто не обнаружил, легенда регулярно обыгрывается в фильмах, книгах и СМИ. Легенда рассматривается скептиками как маловероятное событие, так как в США аллигаторы живут в южных штатах, как правило, не приживаясь в районах севернее Северной Каролины; американские крокодилы же еще более теплолюбивы. Эти рептилии в Нью-Йорке предположительно попали в канализацию с кораблей из Флориды. Однако даже миссисипские аллигаторы недостаточно холодовыносливы. Маленькие по размеру аллигаторы из рода кайманов, каких якобы видели свидетели, там также не встречаются и не могут похвастаться особой устойчивостью к холоду.

-3

В южных же штатах, где аллигаторы и крокодилы были до недавнего времени внесены в Красную книгу, случаи попадания этих рептилий в канализацию уже никого не удивляют. Однако в сравнительно современных городах Флориды, таких как Майами, канализационные системы, как правило, сделаны из труб малого диаметра, – в отличие от подземных туннелей, популярных в городах, построенных в XIX веке и начале XX века, поэтому вероятность существования крупных рептилий в таких системах гораздо меньше.

Согласно легенде, в южных штатах США до сравнительно недавнего времени (по крайней мере, до 1960-х годов) мелкие аллигаторы были популярны в качестве домашних животных наподобие черепах или аквариумных рыбок. Однако эти рептилии быстро растут и, как только животное начинало создавать владельцам проблемы, оно часто спускалось в унитаз, что для аллигатора не представляло особенной опасности. Аллигаторы, будучи существами неприхотливыми и всеядными, якобы приживались в канализации, питаясь насекомыми и различными отбросами. Однако, вопреки мифу, такие рептилии никогда не образовывали канализационных колоний, в отличие от крыс, так как аллигаторы не размножаются до достижения полутора-двухметровой длины, что занимает несколько лет, в течение которых вероятность обнаружения и поимки рептилии ассенизаторами более чем достаточна. В среднем, властями Нью-Йорка отлавливается от двух до четырёх аллигаторов в год, которые, как правило, оказываются чьими-то выброшенными домашними животными. Большинство таких рептилий обнаруживается в прудах, но иногда их вылавливают и из ливневой канализации[7].

Поезд-призрак – серия городских легенд, повествующих о случаях наблюдения якобы призрачных поездов или локомотивов (чаще всего – паровозов).

-4

Итальянский поезд-призрак

На территории постсоветского пространства известна версия легенды, которую популяризирует Николай Черкашин – капитан первого ранга в отставке, журналист и философ.

В его рассказе фигурирует итальянский трёхвагонный туристический состав, который в 1911 году совершал очередной прогулочный рейс. В районе входа в тоннель (утверждается, что это был только что открытый самый большой в мире тоннель) в странном, вязком, непонятно откуда появившемся тумане поезд пропал вместе со всеми пассажирами. Более подробная версия легенды утверждает, что два человека из числа пассажиров успели покинуть поезд, и история о вязком тумане, вызвавшем у всех находившихся в поезде приступ паники, известна с их слов. Также после этого случая тот самый тоннель по решению железнодорожных служб был заложен камнями, а в годы войны уничтожен авиабомбой. Эта легенда распространена на Западе среди разного рода любителей мистики, датой исчезновения поезда называется 14 июля 1911 года, название и местоположение тоннеля нигде и никогда не уточняется, кроме того общего сообщения, что он находился «в Ломбардии». Итальянские газеты за 1911 год никак не отмечают это событие, которое, случись оно в реальности, должно было бы вызвать панику в Италии и сенсацию во всем мире.

За прошедшее с 1911 года время состав, похожий по описанию на пропавший, якобы неоднократно видели в разных частях света.

В частности, в 1955 году путевой рабочий Пётр Григорьевич Устименко под Балаклавой (Крым) якобы видел поезд, проходящий по насыпи, на которой давно были демонтированы рельсы. Паровоз и вагоны были явно иностранного производства и выглядели довольно примитивно; состав двигался совершенно беззвучно, однако каким-то образом ему удалось раздавить не заметивших его кур. Казалось, в составе не было ни одного живого человека, шторы в вагонах были занавешены. Свидетель этого происшествия утверждает, что он в этот момент был трезв и осознавал происходящее. В тот же день произошёл взрыв на линкоре «Новороссийск».

Такой же по описанию состав был якобы замечен учёным Василием Лещатым в 1991 году в Полтавской области Украины, на переезде в селе Заваличи. Сам Лещатый, если верить ряду источников, вскочил на подножку того поезда и с тех пор исчез. Впрочем, существование в Полтавской области такого переезда ставится под сомнение.

В Интернете на сайтах, специализирующихся на мистике, и в частных блогах неоднократно встречается история о наблюдении поздней осенью 1994 года на станции Половина (Иркутская область) после 23:00: некий молодой человек якобы видел, как рядом с ним медленно проехал старинный поезд с надписью крупными латинскими буквами жёлтого цвета. Свидетель запомнил кондуктора в коричневой униформе и шапке с околышем, на нём был воротничок, пристёгнутый к сорочке. Также он заметил несколько человек в окнах вагонов. Прибытие поезда не объявлялось, поезд шёл по чужому пути.

В одной из статей, посвящённых данной легенде, говорится о том, что якобы в 1840-х годах в Мексике неизвестно откуда объявились 104 человека. Их сочли сумасшедшими, поскольку все они утверждали, что прибыли из Италии на поезде. Автор статьи предположил, что это были пассажиры поезда-призрака, «провалившегося» в прошлое, которые не сумели покинуть состав.

История с экспрессом Лондон-Глазго

Также на территории постсоветского пространства известна другая городская легенда о перемещении поезда во времени. Якобы, в 1912 году, в железнодорожном экспрессе, следовавшем из Лондона в Глазго, в присутствии двух пассажиров (инспектора Скотленд-Ярда и молодой медицинской сестры) в вагоне на сиденье около окна со страшным криком возник пожилой мужчина, одетый в старинный костюм и держащий кнут в руке. Мужчина представился как Пимп Дрейк, извозчик из деревни Четнем. Через несколько минут мужчина исчез, однако в купе остались его кнут и шляпа. Расследование, проведенное инспектором, вывело на запись в церковной книге 150-летней давности, в которой рассказывалось о случае с извозчиком из деревни Четнем по имени Пимп Дрейк, который попал внутрь «дьявольского экипажа» и после этого сошёл с ума.

Поезд-призрак в Московском метро

Известно много городских легенд, связанных с подземными сооружениями, в том числе метрополитеном. Среди легенд о Московском метрополитене, в частности, имеется легенда о поезде-призраке, который неоднократно появляется после полуночи на Кольцевой линии. Он движется по направлению против часовой стрелки. По легенде в 1962 году один поезд пропал вместе с пассажирами и машинистом глубоко под землёй на Кольцевой линии, во время следования от одной станции к другой. Поезд (иногда уточняется – явно старой конструкции) заполнен пассажирами, в кабине можно увидеть машиниста в советской форме 1940-50-х годов. Состав останавливается почти на каждой станции, но лишь изредка открывает двери. Приближаться к открытым дверям поезда, тем более входить в него, крайне опасно; те, кто пытается сделать это, исчезают навсегда. По объяснению диггеров, Кольцевая линия переживает своё прошлое раз за разом вот уже долгие годы, и те живые, что попадают в поезд по ошибке, становятся частью прошлого. Иногда рассказы о призрачном поезде обрастают ещё более жуткими подробностями и разными вариантами.

Происхождение легенды может быть связано с тем фактом, что через Кольцевую линию часто следуют пустые транзитные поезда с других линий (в том числе и более старых типов, чем используются на Кольцевой), например, на техобслуживание в другое депо, тогда как остальные детали сознательно или бессознательно могли быть дорисованы очевидцами или при пересказе. Официальных документов, подтверждающих легенду, нет. Работники метрополитена опровергают достоверность легенды, однако признают, что на Кольцевой линии после полуночи периодически срабатывает автоматика, как будто на путях находится «лишний» поезд.

Слендермен (англ. The Slender Man, Slenderman – «Тонкий (Тощий) Человек»), также Слендер (англ. Slender), Оператор (в Marble Hornets) – персонаж, созданный участником интернет-форума Something Awful в 2009 году в подражание персонажам городских легенд. В качестве интернет-мема Тонкий человек приобрёл широкую известность, породив ряд рассказов, образцов фан-арта и косплея, а также став персонажем компьютерных и мобильных игр и фильмов ужасов.

-5

Тонкий человек выглядит как очень высокий бледный гуманоид с неестественно длинными, сгибающимися произвольным образом конечностями и иногда чёрными гибкими щупальцами или придатками, растущими из спины; одна из самых ярких его черт – абсолютная безликость. Он носит чёрный похоронный костюм с белой рубашкой, из-за которого его можно принять за правительственного агента или одного из «людей в чёрном». На фан-артах нередко встречается его изменённый образ, отличный от первоначального, и изображаться он может с иной комплекцией, строением тела, цветом кожи и элементов одежды. Некоторые исследователи даже склонны разделять эти образы на наиболее реалистичный «классический» (который обычно описывают якобы сталкивающиеся с ним люди; в англоязычных вики такое направление называют surgism) и «фанатский», в котором персонаж предстаёт скорее в качестве интернет-мема, нежели городской легенды. В первую очередь Тонкий человек – похититель, в частности, детей, которых он забирает туда, где их никогда больше не находят.

Неотъемлемой частью образа Слендермена является абсолютная неопределённость и неясность его намерений. Каноничной версией его происхождения, природы и целей остаётся, как ни парадоксально, полное её отсутствие, то есть о том, откуда он произошёл, был ли кем-то другим раньше и зачем ему похищать людей, никто не знает.

-6

В некоторых источниках могут излагаться различные гипотезы, от удобоваримых до откровенно абсурдных, но следует помнить, что ни одна из них не является официальной теорией, поскольку таковой попросту нет. Именно неопределённость и пугает людей больше всего, поскольку никто не может с уверенностью сказать, что Тонкий человек делает с жертвой после похищения. Помимо этого, учитывается и присущая ему неотвратимость, которая делает его схожим со смертью, так как противостоять ему невозможно и в большинстве случаев жертва может себе помочь только бегством.

Считается, что Слендермен – превосходный телепат, вследствие отсутствия большинства органов чувств и, соответственно, гипертрофированного шестого чувства, а в Marble Hornets ему приписывалась возможность стирать, редактировать человеческую память и манипулировать людьми, превращая их в марионеток. Как правило, похищенные им дети за несколько дней до исчезновения начинали видеть кошмары с ним. Также существует мнение, что Тонкий человек «чувствует», когда о нём говорят или думают, и пытается по возможности найти и забрать этих людей. В играх, созданных по мотивам этой легенды, отмечалось его влияние на электронные фото- и видеоустройства, которые по приближении начинали выдавать сильные помехи. Он способен телепортироваться, удлинять своё тело, руки, изменять их количество и даже превращать в щупальца. Неизвестно, есть ли у него ещё какие-либо способности, хотя нередко его появление сопровождалось густыми туманами.

Судя по всему, Тонкий человек не слишком активен в плане передвижения: обычно он скромно стоит вдалеке, иногда со склонённой набок головой, и не предпринимает внешне агрессивных действий, практически нигде он не описывается бегущим и даже ходит довольно редко, предпочитая перемещаться с помощью телепортации за пределом обзора наблюдателя. При попытке схватить кого-либо он использует руки, щупальца или старается ввести жертву в ступор с помощью гипноза. Часто в историях упоминается сильная головная боль, которую испытывали люди при установлении с ним зрительного контакта.

Места его «обитания» – преимущественно леса, в которых он может очень удобно замаскироваться под дерево, и заброшенные здания. Он нападает на одиноких людей, которые после исчезают, так, что не находят ни их тел, ни каких-либо следов их пребывания, правда, Victor Surge писал, что нескольких пропавших обнаруживали насаженными на деревья в лесу Стейнмен (англ. Steinmen Woods). Тонкому человеку также свойственна манера стучать и подглядывать по ночам в окна (на любом этаже).

31 мая 2014 года две двенадцатилетних девочки заманили свою одноклассницу Пэйтон Лейтнер в лес, мотивируя это игрой в прятки. В самый неожиданный момент они напали на подругу и нанесли 19 ножевых ранений. Несмотря на это, Пэйтон чудом удалось выжить: она сумела добраться до ближайшей тропы, где её обнаружил проезжавший мимо велосипедист. Девочка провела в больнице шесть дней, после чего смогла вернуться к учёбе.

Нападавшие оправдывали свой поступок попыткой понравиться Тонкому Человеку, о котором прочли в интернете. Они заявили, что боялись, что Слендермен убьёт их родных. Из показаний в суде выяснили, что подруги якобы общались «с Волан-де-Мортом и Черепашкой-Ниндзя». У девочек было диагностировано психическое заболевание. Автор Слендермена Эрик Кнудсен в интервью сказал, что искренне соболезнует пострадавшей.

Девочек судили как взрослых, дав им 65 лет лишения свободы. В августе 2017 года одна из заключённых, Анисса Вейер, признала вину, но сказала, что не несёт ответственности, по причине безумия. После этого её отправили на трёхлетнее лечение в психиатрической клинике; 21 декабря 2017 года окружной судья Майкл Борен увеличил этот срок до 25 лет. Чуть позже на госпитализацию отправили и подругу Аниссы – Морган Гейзер, также признавшую свою вину, дабы избежать заключения. Как зачинщица нападения, Морган получила срок лечения не более 40 лет.

Свинорылые женщины

«Свинорылая дама». Эстамп, прилагавшийся к выпуску еженедельной лондонской газеты The Illustrated Police News от 7 января 1882
«Свинорылая дама». Эстамп, прилагавшийся к выпуску еженедельной лондонской газеты The Illustrated Police News от 7 января 1882

Рассказы о свинорылых женщинах – жанр западноевропейского фольклора, возникший в Нидерландах, Англии и Франции в конце 1630-х годов: легенды о богатой даме, наделённой обычным человеческим телом и рылом (или головой) свиньи.

Хотя истории о свинорылых женщинах отличаются в деталях, сюжет их в целом типичен. Беременная женщина благородного происхождения, встретив на улице нищенку с детьми, прогоняет её и при этом тем или иным образом сравнивает детей нищенки со свиньями. За что подвергается проклятиям, и, когда дело доходит до рождения ребёнка, рождается девочка, здоровая и прекрасно развитая во всех отношениях, за исключением того, что вместо лица у неё – свиное рыло.

Ребёнок растёт здоровым, но его поведение отчасти напоминает повадки свиней. Девочка ест из серебряного корытца, а когда говорит, речь её напоминает хрюканье. Единственный ребенок своих родителей, она должна унаследовать большое состояние, но её родители обеспокоены тем, что будет с ней после их смерти. Они пытаются либо найти мужчину, который согласится жениться на ней, либо пожертвовать свои капиталы приюту, который обязался бы пожизненно за ней ухаживать.

Несмотря на то, что возникла эта городская легенда почти одновременно в Нидерландах, Англии и Франции, широкое распространение и известность она получила только в Англии, а затем ещё в Ирландии. В 1861 году Чарльз Диккенс обратил внимание на долговечность веры в свинорылых женщин в Англии, отметив, что «в любом поколении, пожалуй, была леди со свиной мордой».

Несмотря на широкое распространение легенд о людях в зверином обличии, до XVII века в Европе не появлялись истории о свинорылых людях. В 1829 году статья в «Ежеквартальном журнале науки, литературы и искусства» упоминала циркулировавшую в Париже в 1595 году подобную легенду, но утверждала, что никаких деталей или доказательств она при этом не имела. Начало распространения легенды в Англии относят к концу 1639 года.

Наиболее ранняя версия легенды сохранилась в нидерландской брошюре о жительнице Амстердама по фамилии Якобс. В 1621 году с ней якобы приключилась описанная выше история, в результате чего её дочь родилась с головой свиньи.

Теория о происхождении легенды была предложена издателем Робертом Чемберсом в 1864 году. Согласно этой теории, в начале XVII века на самом деле родился ребёнок с дефектом лица, делающим его похожим на свиное рыло, и дефектом речи, напоминающим хрюканье. Тератология – наука, изучающая врождённые уродства отдельных органов и целых организмов, была тогда в зачаточном состоянии, и была широко распространена теория так называемого материнского впечатления (о том, что мысли беременной женщины и события в её жизни могут повлиять на внешний вид её будущих детей). Вполне возможно, что рождение ребёнка с дефектами внешности привело к созданию образа нищенки в качестве возможного объяснения появления этих дефектов, с более поздними добавлениями или искажениями издателей.

Исследователи XXI века, в свою очередь, предполагают, что миф о свинорылой женщине возник как сочетание двух более ранних историй. Средневековая нидерландская легенда о Маргарите из Хеннеберга рассказывает о богатой аристократке, которая прогнала нищую женщину с её детьми-близнецами и была за это обречена на рождение 365 детей. В аналогичной французской народной сказке дворянка назвала детей нищенки «поросятами» и впоследствии сама разродилась помётом из девяти свинок.

Со временем вера в свинорылых женщин ослабела. Последняя значительная печатная работа, объявлявшая их существование подлинным, была опубликована в 1924 году. К середине XX века легенда окончательно утратила популярность и вышла из фольклорного обихода.

«Башня грифонов» («Цифровая башня») – остаток кирпичной трубы котельной, расположенный на 7-й линии Васильевского острова во дворе одной из старейших аптек Санкт-Петербурга (дом № 18), с 1858 года принадлежавшей Вильгельму Пелю (1820–1903) и его сыновьям. Объект культурного наследия регионального значения. Двор посещают люди, которые верят, что башня может исполнять их желания.

-8

Необычный вид и архитектурная изысканность этой дымовой трубы делают её похожей на башню замка, как будто спрятанную от посторонних глаз внутри двора-колодца, что в сочетании с неординарностью личности самого аптекаря Вильгельма Пеля породило вокруг неё немало легенд романтического и мистического свойства. По наиболее распространённой версии, башня была создана при перестройке Пелем своей аптеки во второй половине XIX века. В аптеке располагались мастерские по изготовлению лекарств и доходный дом, а «башня» являлась трубой-вытяжкой химической лаборатории. Частым гостем Пеля был химик Дмитрий Менделеев. Примерная высота башни – 11 метров, диаметр – около 2 метров.

Художник Алексей Кострома 1 мая 1994 года при поддержке энтузиастов установил на башне гигантское яйцо в картонном гнезде и пронумеровал все кирпичи. Яйцо неоднократно сбрасывали, но его возвращали обратно на место, сейчас яйцо утеряно. Неизвестные лица продолжают разрисовывать башню цифрами.

Согласно городской легенде, секреты аптекаря Пеля охраняли грифоны, ютившиеся на башне. Туристам рассказывают, что аптекарь Пель якобы держал в башне тайную лабораторию, в которой пытался преобразовать ртуть в золото, и не только преуспел в этом, но заодно нашёл и «формулу счастья». Бытует мнение, что башня радикально меняет судьбы людей в лучшую сторону, так как некоторые жители соседних домов якобы внезапно становились богатыми и успешными. Другая легенда гласит, что башню охраняют невидимые грифоны, которые боятся солнечного света, а по ночам летают над городом; они будто бы продолжают охранять тайную лабораторию Пеля и его формулу счастья.

Гигантские крысы в метро (крысы-мутанты) – распространенная городская легенда о обитающих в глубинах метрополитена аномально больших крысах, размерами со среднюю собаку, способных, за счет своих размеров и количества, загрызть человека.

В России легенда возникла во времена позднего СССР в среде работников метрополитена. Она являлась распространенной «байкой», согласно которой те или иные сотрудники встречали крыс размером с кошку или собаку и даже вступали с ними в борьбу. Также есть версия, что истории о крысах-мутантах появились благодаря бездомным собакам, которые случайно попадали в тоннели метро или были утеряны беспечными хозяевами. Помимо этого, нельзя исключать влияния романа Джеймса Герберта «Крысы», в котором повествуется о нападении на людей полчищ крыс, возглавляемых двухголовыми мутантами-альбиносами.

Диггер Вадим Михайлов в одном из интервью утверждал, что имеет прямое отношение к появлению истории о гигантских крысах.

Существует множество интерпретаций того, как выглядят гигантские крысы. Они описываются огромными (размером с кошку, собаку или даже свинью) лысыми или покрытыми белой шерстью существами, которые могут слегка светиться из-за действия радиации. Передние зубы длинные и кривые, желтоватого оттенка, лапы хорошо развиты (или наоборот, недоразвиты). Глаза могут светиться в темноте, при этом часто утверждается, что крысы слепы и ориентируются в пространстве при помощи обоняния.