Найти в Дзене
Советский экран

Как актриса Майя Менглет стала изгнанницей и покинула этот мир на чужбине. Судьба «русской Софи Лорен»

Оглавление

1957 год. По всей огромной стране в кинотеатрах крутят новую ленту — «Дело было в Пенькове».

И вот на экране появляется она, молодая актриса Майя Менглет в роли агронома Тони. И происходит чудо.

Буквально на следующее утро эта девушка просыпается не просто известной, а настоящей звездой, иконой, символом нового времени.

Что же в ней было такого особенного?

В ее облике удивительным образом сочетались утонченность, интеллигентность и какая-то совершенно нездешняя, европейская красота.

Это было так непохоже на привычный образ советской героини, что эффект был ошеломляющим. И не только у нас.

Зарубежные журналисты, будто сговорившись, тут же окрестили ее «русской Софи Лорен».

А в Москве ее фотографии смотрели буквально отовсюду — с витрин киосков, со страниц журналов, с плакатов на стенах.

Но что там зарубежная пресса! Ее обаяние пробило даже толстые кремлевские стены.

Сам Генеральный секретарь, могущественный Леонид Ильич Брежнев, признавался: вот она, Майя Менглет, — и есть его личный идеал советской женщины.

Выше признания в той стране, пожалуй, и быть не могло.

Казалось бы, вот он, счастливый билет! Все дороги открыты: снимайся у любого режиссера, пожинай плоды всесоюзной и даже мировой славы, пользуйся благосклонностью самого генсека.

Но она поступила так, как никто не ожидал.

Она, будто отмахнувшись от всей этой блестящей мишуры, выбрала совершенно другой путь.

Не огни софитов и красные дорожки, а тихий, скромный и честный путь служения. Служения одному-единственному театру, который стал ее судьбой.

Именно этот театр, ставший для нее вторым домом, ее убежищем и крепостью, спустя тридцать семь лет верной службы отплатит ей черной неблагодарностью.

Он не просто уволит ее, а цинично и жестоко выбросит на улицу, как ненужную вещь.

И этот удар окажется настолько сильным, что заставит ее навсегда оставить не только родные подмостки, но и страну, тоска по которой будет съедать ее душу до самого последнего дня.

Так что нет, эта история не про оглушительный успех и счастливую судьбу кинозвезды.

Это горькая история о великом предательстве.

О том, как система перемалывает тех, кто ей предан.

И еще — о пожизненной, так и не зажившей ране ностальгии, которую до самого конца хранила в сердце одна из красивейших актрис своего времени, чей путь завершился в изгнании, за тысячи километров от дома.

«Русская Софи Лорен»

Популярность, обрушившаяся на нее после «Дела было в Пенькове», была просто невероятной.

Она взорвала привычные каноны советского экрана.

Ведь Майя совсем не вписывалась в типаж правильных героинь того времени — передовиц производства в косынках или строгих комсоргов в серых костюмах.

В ней чувствовалась порода, тот самый внутренний аристократизм, который невозможно сыграть.

Это было удивительное сплетение истинно русской душевной теплоты и легкого европейского флера, который, как говорили, достался ей от далеких предков-французов.

В этот образ огромная страна влюбилась мгновенно и без памяти.

После фильма вся женская половина Советского Союза ринулась в магазины за беретами, чтобы хоть немного быть похожей «на Тоню из Пенькова».

А мужчины? Мужчины писали ей письма. Не просто письма, а целые мешки писем, которые приходили на киностудию. В каждом — признание в любви, восторги и надежды.

Так Майя Менглет стала живым олицетворением хрущевской «оттепели».

Она была символом новой советской женщины — образованной, тонко чувствующей, мыслящей.

И эта любовь была не только всенародной. Как мы уже знаем, ее шарм и талант пленили и того, кто стоял на самой вершине власти.

Рассказ о ее танце с Леонидом Ильичом Брежневым и вовсе превратился в театральную байку, которую передавали из уст в уста.

Только представьте: кремлевский прием, вся партийная элита, и могущественный генсек, перед которым заискивал весь мир, подходит к ней и, робея, как юноша на первом свидании, приглашает на вальс.

И пусть, как она сама потом с улыбкой вспоминала, танцор из него был никудышный и он безбожно наступал ей на туфли, сам этот жест был красноречивее любых наград.

Это было высшее признание.

Позднее до нее дошли слухи, что Брежнев много раз пересматривал тот самый фильм, открыто восхищаясь ее утонченностью.

Что ж, казалось, после такого оглушительного успеха, да еще и с таким высокопоставленным поклонником, ее кинокарьера должна была взлететь до небес.

Любая роль, любые условия — все должно было быть у ее ног.

Но Майя Георгиевна вновь поступила не так, как все, сделав выбор, который поверг многих в изумление.

Вместо того чтобы, как поступили бы многие на ее месте, ковать железо, пока горячо, и сниматься в одном фильме за другим, она сознательно шагнула в тень.

Она не стала торговать своей славой.

Для нее настоящим искусством была не популярность, а живая сцена, энергия зрительного зала и ежедневный, изнурительный труд над созданием образа.

Сразу после окончания Школы-студии МХАТ она переступила порог Театра имени Станиславского, чтобы остаться в его стенах на долгие, почти сорок лет.

Поймите, она не была тщеславной кинозвездой, для которой важны лишь слава и гонорары. Она была другим человеком.

Майя Менглет была вдумчивой, серьезной, до мозга костей театральной актрисой.

Настоящим патриотом своей сцены, своей труппы.

Она и представить себе не могла, что этот самый театр, которому она без остатка отдаст лучшие годы, однажды отплатит ей за эту верность самым подлым предательством.

Преданный дом

Это ведь был не просто театр, не просто место, куда ходят на работу. Это был ее настоящий дом.

Стены Театра Станиславского были для нее родными в самом прямом смысле этого слова.

Здесь она состоялась как актриса, здесь она сыграла свои лучшие роли.

И здесь же, на этой сцене, рядом с ней всегда был ее муж, замечательный артист Леонид Сатановский.

Они не были просто «звездной парой» или ведущими актерами.

Нет, они были гораздо большим — они были сердцем этого театра, его моральным камертоном, его совестью.

Подумать только, почти сорок лет жизни, вся молодость, вся энергия, весь талант без остатка были отданы этим стенам.

А потом все это рухнуло в одночасье.

Наступили 90-е, и вместе со страной начал меняться, а точнее, ломаться и театр.

На смену старой интеллигентной гвардии пришли совершенно другие люди. Циничные дельцы, которых тогда модно было называть «эффективными менеджерами».

Для этих новых хозяев театр перестал быть храмом искусства.

Он стал просто «бизнес-проектом», коммерческим предприятием, которое должно приносить доход.

Их абсолютно не волновали творчество, репертуарная политика или, уж тем более, судьбы людей, служивших здесь десятилетиями. Только деньги.

В театре и впрямь началась «новая жизнь».

Репетиционные залы и фойе стали сдавать в аренду каким-то фирмам под офисы.

Репертуар скатывался к дешевым комедиям, рассчитанным на самую невзыскательную публику.

Из театра ушло главное — ушел дух творчества, ушло уважение. Их место заняли холодный расчет и тотальное безразличие.

Точкой невозврата, последней каплей стал совершенно возмутительный и унизительный инцидент, который произошел с ее мужем.

Леонид Сатановский, заслуженный артист, человек, который жил этим театром, почувствовал себя плохо. Сердечный приступ заставил его пропустить всего пару репетиций.

Реакция нового режиссера была по-хамски быстрой и показательно жестокой.

Он не стал ждать, пока актер поправится, не проявил ни грамма сочувствия или элементарного уважения к его возрасту и заслугам.

Нет, он тут же, не мешкая, ввел на его роль другого исполнителя — помоложе и, видимо, посговорчивее.

Когда Майя Георгиевна пришла в театр и своими глазами увидела, как на сцене в костюме ее мужа репетирует другой человек, ее возмущению не было границ.

Для нее это был не просто рабочий момент. Это было публичное унижение. Настоящая пощечина. Плевок в душу.

Она немедленно отправилась в кабинет режиссера за объяснениями. Ответ, брошенный ей в лицо, был ледяным и откровенно хамским.

— Решение принято, — отрезал он. — Если вас что-то не устраивает, вы и ваш муж можете быть свободны. Пишите заявления.

Майя Менглет, женщина с обостренным чувством собственного достоинства, терпеть такое не стала.

Прямо там, в его кабинете, она взяла лист бумаги и молча написала заявление. Сразу после нее точно такое же заявление написал и ее супруг.

Они уходили с тяжелым сердцем, но с одной твердой уверенностью.

Они были убеждены, что труппа, их коллеги, люди, с которыми они бок о бок прожили жизнь на одной сцене, не промолчат. Что они поднимутся и встанут на их защиту.

Но чуда не случилось.

Ни один человек не подошел. Никто не сказал ни слова в их поддержку.

Все опустили глаза и промолчали, каждый боялся за свое маленькое место, за свою зарплату.

И это молчание было вторым предательством, куда более страшным, чем хамство нового начальника.

Так, двух легенд театра, двух людей, которые были его символом, просто выставили за дверь их собственного дома.

Выставили, а так называемая «театральная семья» даже не обернулась и не подала им руки на прощанье.

И вот они на улице.

Два народных любимца, два заслуженных артиста, которые в один миг потеряли абсолютно все: профессию, сцену, дело всей жизни, свое будущее.

Это было полное, сокрушительное отчаяние. Они вдруг ясно поняли, что в этой новой России им больше нет места.

Спасительная весточка пришла от детей, которые к тому времени уже обосновались на другом конце света, в Австралии. Они позвали родителей переехать к ним.

Решение об отъезде далось Майе Георгиевне и Леониду Михайловичу с неимоверной болью, это был самый сложный выбор в их жизни.

Нужно понимать, что это была не эмиграция в поисках сытой и красивой жизни, как у многих тогда. Совсем нет.

Это был шаг отчаяния. По сути, это было бегство.

Бегство от предательства, от хамства, от осознания того, что ты больше никому не нужен на своей Родине.

Они не ехали в прекрасное будущее, они бежали из прошлого, которое их растоптало.

Изгнание

Далекая Австралия не распахнула им объятий.

Все было чужим: резкий, незнакомый английский язык, который им, людям старой школы, давался с огромным трудом.

Другие нравы, другой уклад, другая жизнь.

В этом солнечном и благополучном, но абсолютно чуждом мире они чувствовали себя потерянными и бесконечно одинокими.

Дети, конечно, помогали, но у них уже была своя, австралийская жизнь.

А родители, две звезды советской сцены, проводили дни в своей небольшой мельбурнской квартирке, и главной их спутницей стала мучительная, неутихающая тоска по дому.

Ностальгия стала их хронической, неизлечимой хворью.

Она не отпускала их ни на день. Уже оттуда, из Австралии, в одном из немногочисленных интервью, Майя Георгиевна с такой болью в голосе произнесла:

— Мысленно я постоянно возвращаюсь в Москву. Постоянно.

Они жили новостями из России, жадно впитывая любую информацию.

Единственной отдушиной стала небольшая русская община, где можно было поговорить на родном языке.

Они принципиально не отказались от российского гражданства.

И эта тонкая ниточка, сама мысль о том, что в любой момент можно сесть в самолет и вернуться, хоть немного смягчала горечь их изгнания.

В 2012 году она прилетела в Россию в последний раз. Ее позвали на одно из ток-шоу.

И когда зрители увидели эту пожилую, но не утратившую своей элегантности и красоты женщину, когда услышали, с какой пронзительной нежностью и болью она говорит о Москве, о своем театре, о прошлом, всем стало очевидно: она никуда и не уезжала.

Ее тело было в Мельбурне, но душа ее так и не покинула Родину.

Она навсегда осталась там, в заснеженных арбатских переулках, в своей старой московской квартире и, конечно, в той самой гримерке театра, который ее предал, но который она так и не смогла разлюбить.

Последние годы ее жизни прошли в тишине и уединении.

В 2015-м ушел из жизни ее муж, ее верный Леонид, с которым они были вместе больше шестидесяти лет.

После его ухода она осталась совсем одна на чужом континенте. Внуки повзрослели и разлетелись по миру. Рядом оставался лишь старший сын.

Ее сердце остановилось 19 января 2023 года. Ей было 87 лет.

Она покинула этот мир в далеком Мельбурне, на чужой, так и не ставшей родной земле.

Та самая женщина, которая для целого поколения была воплощением истинной русской красоты.

Актриса, в которую была влюблена вся страна, от рабочего до генерального секретаря. В конце своего пути она оказалась изгнанницей.

И свой последний приют нашла за тысячи километров от земли, по которой так мучительно тосковала до последнего своего дня.