День рождения Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, расположенного в южной оконечности Петроградской стороны, напротив Заячьего острова, 29 августа 1703 года. Эта дата связана с важным событием в истории России, когда по личному указанию Петра I на территории Петропавловской крепости было построено уникальное сооружение — Цейхгауз.
Первоначально это было скромное деревянное здание, предназначенное для хранения старинных артиллерийских орудий. Со временем оно было заменено на более прочное кирпичное строение, в которое стали доставлять как отечественные, так и трофейные артиллерийские орудия, обладающие исторической ценностью. Эти орудия хранились «для памяти на вечную славу», что подчеркивало важность их сохранения для будущих поколений. На сегодняшний день музей является не только выдающимся архитектурным объектом, но и одним из крупнейших музеев военного дела в мире. Его экспозиции можно по праву назвать настоящей сокровищницей истории.
Огромные выставочные пространства, занимающие более 17 тысяч квадратных метров, вмещают в себя богатейшие коллекции подлинных образцов техники, которые ставят музей в один ряд с ведущими мировыми площадками, посвященными военной истории. В коллекциях музея находятся обширные собрания артиллерийских орудий, боеприпасов, стрелкового и холодного оружия, а также военно-инженерной техники и средств военной связи. Посетители могут увидеть боевые знамена, образцы военной формы, произведения батальной живописи и графики, а также различные награды и знаки отличия.
Архивные документы, хранящиеся в музее, содержат важные свидетельства об истории развития артиллерии в русской армии и о ратных подвигах защитников Отечества, что делает музей важным источником для изучения военной истории России. Особое внимание стоит уделить живописным, графическим и скульптурным коллекциям, которые впечатляют своей художественной ценностью и разнообразием. Экспозиция музея размещена в 13 залах, что позволяет посетителям подробно проследить историю артиллерии на протяжении нескольких веков — с XIV по XX. Здесь можно познакомиться не только с развитием артиллерийского вооружения, но и узнать о прогрессе инженерных войск и войск связи, начиная с древности и заканчивая современными достижениями.
Таким образом, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи не только сохраняет важные исторические артефакты, но и служит образовательным центром, где каждый желающий может погрузиться в богатую историю военного дела России. Этот музей является неотъемлемой частью культурного наследия страны и привлекает внимание как местных жителей, так и туристов со всего мира, стремящихся узнать больше о военной истории и ее значении для формирования российской идентичности.
Первый зал, с которым мы начнем наше увлекательное знакомство с уникальным музеем Артиллерии, носит название "Военная история России до середины XIX века". Этот зал представляет собой настоящую сокровищницу, в которой собраны материалы, открывающие перед посетителями начальные страницы отечественной военной истории и посвященные первым шагам развития русской артиллерии. В центре внимания зала находится макет кузницы, датируемый X–XI веками, который сопровождается набором кузнечных инструментов, используемых в те далекие времена.
Эти экспонаты позволяют нам наглядно представить, как работали мастера-кузнецы, создавая орудия, которые впоследствии использовались в сражениях. Также в зале можно увидеть образцы вооружения древнерусских воинов, которые были обнаружены в ходе археологических раскопок. Среди этих находок выделяются мечи, наконечники стрел и копий, боевые топоры, булавы, а также кистени — все это является свидетельством военной мощи и мастерства наших предков. Кроме того, в экспозиции представлен комплект вооружения конного воина — кочевника XII–XIII веков.
Этот комплект включает в себя шлем, кольчугу, саблю, удила, стремена, а также наконечники копья и стрел. Ценные артефакты были найдены при раскопках кургана, которые проводились в 1891 году под руководством генерала Николая Ефимовича Бранденбурга, который занимал пост заведующего Артиллерийским музеем с 1872 по 1903 годы. В конце XII — начале XIII веков на Руси начали активно использовать различные метательные и стенобитные машины, которые стали основным боевым средством при обороне и осаде городов. В зале можно увидеть модели таких машин, включая таран XV века, механическую пращу, известную как "веретенища", которая относится к началу XIII века, а также станковый самострел с ползуном, датируемый XIII–XIV веками. Метательные машины использовались в русском войске вплоть до середины XVI века, что подчеркивает их важность в военной стратегии того времени.
Кроме того, здесь представлены три древнейших образца артиллерийских орудий, которые были изготовлены в конце XIV — начале XV веков. Одним из самых интересных экспонатов является западноевропейская бомбарда, относящаяся к началу XV века, которая установлена на деревянном станке, реконструированном в XIX веке. Также в экспозиции находятся две казнозарядные пищали, датируемые концом XIV — началом XV века. Особый интерес вызывает пищаль большего размера, которая была поднята со дна Балтийского моря у берегов Дании в 1852 году. В том же году датский король Фредерик VII подарил это орудие императору Николаю I. В Артиллерийский музей эта пищаль поступила в 1876 году из Царскосельского арсенала.
В 1889 году, во время празднования 500-летия русской артиллерии, проходившего в стенах Артиллерийского музея, именно эта пищаль стала "первой русской пушкой", что подчеркивает ее почетное место в истории отечественной артиллерии. Этот зал не только знакомит посетителей с историей военного дела на Руси, но и позволяет глубже понять, как развивалась артиллерия и какие технологии использовались в разные исторические эпохи. Каждый экспонат здесь рассказывает свою историю, и вместе они создают целостную картину военной истории нашей страны до середины XIX века.
К середине XV века в России начинает активно развиваться производство и использование ручного огнестрельного оружия. В витрине, где представлены образцы вооружения русских воинов, можно увидеть три ствола ручных пищалей, датируемых концом XIV — началом XV веков. Эти экземпляры считаются одними из самых ранних образцов русского ручного огнестрельного оружия. Два из представленных стволов имеют калибр 12,5 миллиметров и служили прообразами для будущих кавалерийских карабинов и пистолетов, которые предназначались для вооружения конницы. Они демонстрируют, как развивались идеи о мобильности и огневой мощи на поле боя.
Одним из наиболее выдающихся образцов русской артиллерии XV века является бронзовая пищаль, отлитая мастером по имени Яков в 1491 году. Этот экземпляр представляет собой единственный датированный памятник русского бронзового пушечного литья того времени, который сохранился до наших дней и наглядно иллюстрирует уровень мастерства и технологий, достигнутых в России в области артиллерийского производства. С началом XVI века в русских летописях начинает появляться термин «пушкарь», что указывает на появление в российском войске специалистов, обученных стрельбе из артиллерийских орудий. Ранее для обслуживания пушек в боевых условиях привлекались мастера, которые их изготавливали.
Это свидетельствует о значительном прогрессе в организации военного дела и необходимости в специализированных кадрах. Качество артиллерийских орудий и снарядов значительно возросло. Одним из ярких примеров этого является гауфница (гаубица), отлитая в 1542 году мастером Игнатием. Эта гауфница привлекает внимание не только своими техническими характеристиками, но и красотой отделки, что подчеркивает высокий уровень мастерства русских литейщиков того времени. Гауфницы использовались для стрельбы как ядрами, так и каменным дробом, что расширяло их боевые возможности. Одним из самых значительных событий, связанных с русскими артиллеристами, стало их участие в Ливонской войне, о чем свидетельствует картина художника В. Нечаева, изображающая подвиг русских пушкарей под Венденом.
В зале музея, который посвящен военной истории России, выставлены два уникальных орудия, которые принимали активное участие в Ливонской войне, важном военном конфликте, который разразился в XVI веке. Первое из них — это пищаль, отлитая мастером Богданом в 1563 году. Эта пищаль использовалась во время осады Полоцка, одного из ключевых событий Ливонской войны. Орудие, созданное из качественного металла, отличалось высокой прочностью и мощью, что делало его незаменимым в боевых действиях того времени. Второе орудие, представленное в этом зале, — осадная пищаль под названием «Инрог», которая была отлита в 1577 году мастером Андреем Чоховым. Это орудие также применялось в ходе Ливонской войны, а позднее — в Смоленской войне. Судьба «Инрога» оказалась весьма интересной и насыщенной событиями.
Во время Смоленской войны, которая проходила с 1632 по 1634 год, это орудие было захвачено польскими войсками и вывезено в город Эльбинг. Там оно находилось до тех пор, пока в 1703 году город не был захвачен шведами в ходе Северной войны, которая длилась с 1700 по 1721 год. После взятия Эльбинга шведские войска вывезли «Инрог» в Стокгольм, где орудие было распилено на три части. В 1723 году, по инициативе шведского купца Иогана (или Ягана) Прима, ствол орудия был доставлен в Россию. Петр Великий, будучи заинтересованным в восстановлении исторических артефактов, отдал приказ мастеру Семену Леонтьеву из Санкт-Петербургского арсенала спаять ствол «Инрога». За свою работу Леонтьев получил щедрое вознаграждение — по 7 рублей серебром за каждый пуд веса орудия, что свидетельствует о высоком статусе и ценности этой работы.
Имя Андрея Чохова, талантливого русского мастера пушечного и колокольного дела, занимает особое место в истории России. Считается, что он родился около 1545 года и прожил до 1629 года, более шестидесяти лет своей жизни он посвятил работе на московском Пушечном дворе. За это время он отлил множество замечательных орудий и колоколов, а также воспитал целое поколение учеников, которые продолжили его дело. На сегодняшний день сохранилось двенадцать крупных орудий, отлитых Чоховым, из которых семь находятся в экспозициях музея, что делает эту коллекцию одной из самых значительных. В зале музея также можно увидеть три орудия, созданные Чоховым: уже упомянутую осадную пищаль «Инрог», мортиру «Егуп», отлитую в 1587 году, и так называемую «мортиру Самозванца», отлитую в 1605 году. Эти орудия являются образцом выдающегося мастерства русских оружейников того времени.
Интересно отметить, что в XVI веке, помимо отливки орудий из бронзы, в России начали также изготавливать орудия из чугуна. Этот период характеризуется нарастанием относительного единообразия в производстве орудий и четким разделением их по видам и типам, в первую очередь в зависимости от длины и калибра. К концу XVI века в русской артиллерии насчитывалось не менее двух тысяч орудий, что свидетельствует о значительном развитии военной техники в это время. В зале музея также представлены две железокованые казнозарядные пищали, которые являются образцом выдающегося мастерства русских оружейников-артиллеристов XVI века. Эти орудия не только эффективны в бою, но и представляют собой произведения искусства, в которых мастерство и технологии того времени нашли свое отражение.
Особое внимание привлекает выставленный в специальных шкафах холодное, защитное и огнестрельное оружие, которое использовалось русской армией в XVI и XVII веках. В шкафу, где собрано холодное и защитное оружие, можно увидеть множество интересных экспонатов, среди которых выделяются лук с набором стрел, боевые топоры, копья, рогатины, кольчуги и юшманы — это разновидность кольчатого доспеха, который был популярен в XV и XVI веках. Также здесь находятся такие уникальные предметы, как шестоперы и перначи. Эти орудия, представляющие собой своеобразные булавы, отличаются друг от друга: шестопер состоит из шести металлических пластин, а пернач — из десяти, и оба они служили символами власти и военного достоинства своих владельцев.
Что касается стрелкового оружия, то особое внимание заслуживают две фитильные ручные пищали XVI века, которые оснащены боковым спуском в виде кнопки. Такие пищали, сохранившиеся в своем оригинальном виде, встречаются довольно редко, поскольку в XVII веке большинство из них были переделаны в более современные кремневые аналоги. В XVI веке русские оружейные мастера начали изготавливать так называемые винтовальные пищали, которые имели винтовые нарезы внутри канала ствола. Это нововведение значительно увеличивало как дальность, так и точность стрельбы, хотя следует отметить, что процесс зарядки нарезного оружия занимал гораздо больше времени по сравнению с гладкоствольными образцами. В шкафу со стрелковым оружием можно увидеть одну винтовальную пищаль, относящуюся ко второй половине XVII века, которая представляет собой замечательный пример мастерства оружейников того времени.
Кроме того, в этом же шкафу находится интересный образец комбинированного оружия — топорик, созданный в XVII веке, рукоять которого выполнена в виде пистолета с кремневым замком. Этот уникальный предмет демонстрирует высокую степень изобретательности и креативности мастеров, которые стремились объединить в одном изделии несколько функций, что было весьма актуально в условиях боевых действий того времени. Каждый из этих экспонатов не только привлекает внимание своим внешним видом, но и рассказывает о богатой истории и традициях русской армии, о том, как развивалось оружейное дело и какие технологии использовались в разные исторические эпохи. Эти предметы являются не просто орудиями для боя, но и важными артефактами, которые помогают понять, как жили и сражались люди в XVI и XVII веках, какие ценности они имели и как они воспринимали мир вокруг себя.
Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение знакомства с музеем Артиллерии в следующих публикациях! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.