Найти в Дзене
Неспешно по миру

Елизавета Кругликова: Прекрасная дама с космической скоростью

Прекрасная дама с космической скоростью, она пересечет море в трюме грузового судна, откроет мастерские в Париже и Петрограде, станет одной из ключевых фигур российской графики. По примеру Элеоноры Аквитанской, будет вдохновлять поэтов, возвращать корону пьедестал своему детищу (гравюре), создавать технологии и  художников и пестовать всех, кто обратится за помощью. Выставка Елизаветы Сергеевны Кругликовой — знаменитой когда-то музы Монпарнаса — открылась в Третьяковской галерее, чтобы вернуть из полузабытья имя талантливой художницы, умевшей увлекать и помогать. Париж и «Монпарнас» приобретали сакральный смысл для всех, кто был знаком и обогрет Елизаветой Кругликовой. Ей было 30, когда в 1895-м она перебралась в мировую столицу художественной жизни. Через пять лет о ее мастерской знали все. Позднее ее назовут музой Монпарнаса, а пока о собраниях в ее мастерской пишут в газетах.  Например, в 1910 г.: «Каждую субботу в доме выдающейся художницы и гравера мадемуазель Е. Кругликовой прохо
Оглавление

 ГТГ. На экспозиции Е. Кругликова и вокруг
ГТГ. На экспозиции Е. Кругликова и вокруг

Прекрасная дама с космической скоростью, она пересечет море в трюме грузового судна, откроет мастерские в Париже и Петрограде, станет одной из ключевых фигур российской графики. По примеру Элеоноры Аквитанской, будет вдохновлять поэтов, возвращать корону пьедестал своему детищу (гравюре), создавать технологии и  художников и пестовать всех, кто обратится за помощью.

Выставка Елизаветы Сергеевны Кругликовой — знаменитой когда-то музы Монпарнаса — открылась в Третьяковской галерее, чтобы вернуть из полузабытья имя талантливой художницы, умевшей увлекать и помогать.

Е. Кругликова Продам хлеб — куплю заем свободы. 1917
Е. Кругликова Продам хлеб — куплю заем свободы. 1917

Париж и «Монпарнас»

Париж и «Монпарнас» приобретали сакральный смысл для всех, кто был знаком и обогрет Елизаветой Кругликовой. Ей было 30, когда в 1895-м она перебралась в мировую столицу художественной жизни. Через пять лет о ее мастерской знали все. Позднее ее назовут музой Монпарнаса, а пока о собраниях в ее мастерской пишут в газетах.  Например, в 1910 г.: «Каждую субботу в доме выдающейся художницы и гравера мадемуазель Е. Кругликовой проходят интересные доклады по истории искусства, которые читает М. Бо. Эти встречи, на которые приходят только избранные, привлекают большое количество художников и писателей». (Впоследствии господин Бо повторил свой курс в Сорбонне.)

Аналогичный вечер у Кругликовой Рене Гиль в 1904 г. описывал Бальмонту в самых изысканных выражениях, сохраняя «нежное, восхищенное, очень личное воспоминание».

Е. Кругликова Петергофские фонтаны. 1925
Е. Кругликова Петергофские фонтаны. 1925

Рю де Буассоннад, 17 — по этому адресу очень быстро образовался всем известный русский культурный центр. Субботы Елизаветы Кругликовой противопоставляли литературно-артистическому салону Ивана Щукина, в то же время ориентированному на лиц с положением и связями. В мастерской Кругликовой двери были открыты всем: светилам искусства и науки, революционерам, журналистам, участникам дягилевской труппы и просто туристам.

Е. Кругликова Под каштанами. Корсика. Фрагмент. 1903
Е. Кругликова Под каштанами. Корсика. Фрагмент. 1903

Она увлекала за собой, носила мужской костюм и отчаянно курила. Основала художественную школу и общество взаимопомощи творческой интеллигенции, назвав его в соответствии с расположением мастерской — «Монпарнас» (теперь она с полным правом могла бы называться Музой «Монпарнаса», но не задумывалась о таких глупостях).  Увлекалась Гогеном (увидев его работы в Понт-Авен, изменила свой стиль, чего не одобрил папА и лишил содержания), дружила с Матиссом, Мунком, «Красным графом» — Алексеем Толстым и цветом русской поэзии Серебряного века (цвет регулярно разрождался одами в ее часть).

В близкий круг входили Борисов-Мусатов, Юон, Петров-Водкин, Голубкина, Остроумова-Лебедева, Бальмонт, Белый, Гумилев, Кропоткин, Бехтерев и Плеханов. Рядом постигали модные художественные манеры легендарные амазонки авангарда: Надежда Удальцова, Любовь Попова, Варвара Степанова, Александра Экстер.

Е. Кругликова За рукоделием. Сер.1890-х
Е. Кругликова За рукоделием. Сер.1890-х

Латинский квартал

Е. С. Кругликовой

Кто знает край, где свой — всех стран школяр?

Где молодость стопой стремится спешной,

С огнем в очах, чела мечтой безгрешной

И криком уст, а уличный фигляр

Толпу зевак собрал игрой потешной?

Где вам венки, поэт, трибун, маляр,

В дыму и визгах дев? Где мрак кромешный

Дант юный числил, мыслил Абеляр?

Где речь вольна и гении косматы?

Где чаще всё, родных степей сарматы,

Проходит сонм ваш, распрей обуян?

Где ткет любовь меж мраморных Диан

На солнце ткань, и Рима казематы

Черны в луне?.. То — град твой, Юлиан!

Всеволод Иванов

Е. Кругликова Цветы с огорода. Фрагмент. 1925.jpg
Е. Кругликова Цветы с огорода. Фрагмент. 1925.jpg

Председателем «Мопарнаса» стал Илья Ильич Мечников, вскоре получивший Нобелевскую премию по физиологии и медицине (его жена была скульптором и работала в мастерской у Кругликовой), секретарем общества — Максимилиан Волошин. (Когда он впервые появился на пороге ее мастерской, то не подозревал о далеко идущих последствиях: в орбите Кругликовой все становились художниками. Поэт получил в руки карандаш и стал… не просто художником, а знаменитым художником.)

М. Волошин. Автопортрет. 1921
М. Волошин. Автопортрет. 1921

Вскоре, если кто-то хотел узнать, как делать гравюру на металле, его немедленно посылали учиться к Елизавете в Париж. С 1902 г. ее бурная деятельность по совершенствованию искусства гравюры не прекращалась ни на минуту. Помешать ей не мог никто. Только Первая мировая, заставшая Кругликову в России и прекратившая ее жизнь на два дома, сократила «зону влияния». Впереди была бурная жизнь революционных лет и преподавание.

Е. Кругликова. Балкон зимой. Чегодаево. 1918
Е. Кругликова. Балкон зимой. Чегодаево. 1918

Любовь к путешествиям

Больше всего (после печатного стана) Елизавета Сергеевна любила путешествовать. Родители когда-то поддались на уговоры отпустить дочь в Грецию «для ознакомления с памятниками старины». Она села на грузовой корабль в Одессе. Бог знает, почему надо было путешествовать в трюме. Но после такого экстрима было ничего не страшно.

Обосновавшись в Париже, она изъездила вдоль и поперек Бретань и Нормандию, Гасконь и Прованс. Пешком путешествовала по Испании (хотя инициатором такого способа передвижения был Волошин, Кругликова поддалась на уговоры и осталась в восторге). Особенно уважала Сардинию и Корсику. Посетила Вену и Берлин, Лондон и Афины.

Е. Кругликова Под каштанами. Корсика. Фрагмент. 1903
Е. Кругликова Под каштанами. Корсика. Фрагмент. 1903

Петроград

Когда наступили сложные времена и выехать по обыкновению (на полгода) в Париж она не могла, Елизавета Сергеевна вспомнила о семейном ремесле: ее дед был портретистом —любителем. В свободное от военной службы время он делал силуэтные портреты. Вскоре один из друзей окрестил ее «очаровательной феей ножниц». Она снова включила «пятую скорость», и забытое искусство стало страшно популярным. (Так же было чуть раньше с монотипией*: технику придумали итальянцы в начале XVII в. и вскоре забросили. Кругликова придумала ее заново и … да, все стали делать монотипию вслед за ней.

Капризная техника подчинялась ей, превращаясь из буйного быка в ласкового теленка. А ученики жаловались: «половину из них [работ – прим. автора] при печатании с доски портишь, часто удача зависит не только от их исполнения на доске, но и от выбора бумаги, и от силы давления пресса…» Однако печать давала «какую-то своеобразную красоту, какой не достигнешь ни маслом, ни акварелью», — писала ученица Кругликовой Екатерина Качура-Фалилеева.

Е. Кругликова. Издание Париж накануне войны в монотипиях, иллюстрация. 1916. В центре сверкает пенсне Волошина
Е. Кругликова. Издание Париж накануне войны в монотипиях, иллюстрация. 1916. В центре сверкает пенсне Волошина

После революции Елизавета Сергеевна осталась в Петрограде. До 1929 г. преподавала на полиграфическом факультете в Академии художеств, превратившемся во ВХУТЕМАС, и являлась главой ленинградской офортной школы. Когда факультет упразднили, она организовала обучение в мастерской при Ленинградском Доме санитарной культуры, чудом добыв офортный стан. Ее квартира снова стала островком радушия, на этот раз для работников искусств Ленинграда, Москвы и других городов.

Е. Кругликова Аничков мост 1925
Е. Кругликова Аничков мост 1925

Коктебель

Летом «работники искусств» традиционно перебирались к Волошину в Коктебель. Кругликова доехала в 1926 г. и немедленно организовала всех на постановку оперетки. В память об этом лете и спектакле «Путями Макса или Саша-паша», где она исполнила роль американского туриста мистера Хью, Максимилиан напишет стихотворение с посвящением:

«Мистеру Хью»

Хорошо, когда мы духом юны,

Хоть полвека на земле цветем,

И дрожат серебряные струны

В волосах и в сердце молодом.

Мир любить, веселием согретый,

Вольных гор синеющий уют,

И чертить немые силуэты –

Беглый след несущихся минут.

Знать лишь то, что истинно и вечно,

Красотою мерить жизнь свою

И над жизнью танцевать беспечно,

Как изящный мистер Хью.

9 сентября 1926. (Елизавете Сергеевне было за 60.)

Е. Кругликова Дрмик Борисова-Мусатова в Тарусе. 1934
Е. Кругликова Дрмик Борисова-Мусатова в Тарусе. 1934

«Я стремилась внушать людям любовь к офорту»

Как Элеонора (королева Аквитании XII в. с буйным нравом, легко совмещавшимся с ролью Прекрасной дамы на протяжении лет семидесяти), — Елизавета Сергеевна создала свою прекрасную страну и воспитала трубадуров, ее воспевающих. Множество ее учеников составили цвет советской гравюры и книжной иллюстрации.

Когда культурная общественность СССР будет массово праздновать 75-летний юбилей художницы (в 1940 г.), она скажет: «Я стремилась внушать людям любовь к офорту, и, кажется, мало кто не интересуется этим теперь.» Глядя на работы на выставке в Третьяковской галерее, сложно не согласиться.

«Елизавета Кругликова и вокруг»

Третьяковская галерея

До 19 октября 2025

Е. Кругликова Уголок Москвы. 1915
Е. Кругликова Уголок Москвы. 1915

P.S. «Хозяйке на заметку»: еще пару недель можно любоваться работами Кругликовой можно в ГМИИ им. Пушкина

По счастливой случайности полюбоваться работами Кругликовой французского периода можно, если оперативно заглянуть на экспозицию «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» (до 15 июня 2026).

Этот период ее творчества мало освещен на выставке в Третьяковке (так как в начале XX века в галерее мало внимания уделялось собиранию гравюр). Зато директор ГМИИ им. Пушкина Николай Ильич Романов был почитателем этого искусства в целом и Елизаветы Сергеевны, в частности. Благодаря его усилиям, в Пушкинском музее появился Гравюрный кабинет с работами Кругликовой, ее соратников и западноевропейских мастеров.

*Монотипия — отпечаток на печатной форме, расписанной маслом.

Текст и фото: Екатерина Щербакова

ТГ канал ТутНеподалеку

Подпишитесь

Читайте еще: