Найти в Дзене

Музей-заповедник "Гатчина". Большой Гатчинский дворец

Государственный музей-заповедник «Гатчина» представляет собой уникальный комплекс, который охватывает обширную территорию Гатчинской усадьбы, включая великолепные пейзажные парки и величественный дворец, созданные в конце XVIII века. Этот период связан с деятельностью первого владельца усадьбы, графа Григория Григорьевича Орлова, а также с развитием усадьбы при престолонаследнике Павле I, ставшим её следующим значимым владельцем. После свержения монархии и приходом к власти большевиков в 1917 году, в соответствии с указом Временного правительства, был основан музей-заповедник, который объединил в себе дворцово-парковый комплекс. Для первых посетителей Гатчинский дворец открыл свои двери в мае 1918 года, и с тех пор он стал важной культурной и исторической достопримечательностью. Однако в годы Великой Отечественной войны, когда страна переживала тяжелые испытания, усадьба и её парки подверглись значительным разрушениям и повреждениям. Ландшафтные сооружения, которые были созданы с боль

Государственный музей-заповедник «Гатчина» представляет собой уникальный комплекс, который охватывает обширную территорию Гатчинской усадьбы, включая великолепные пейзажные парки и величественный дворец, созданные в конце XVIII века. Этот период связан с деятельностью первого владельца усадьбы, графа Григория Григорьевича Орлова, а также с развитием усадьбы при престолонаследнике Павле I, ставшим её следующим значимым владельцем. После свержения монархии и приходом к власти большевиков в 1917 году, в соответствии с указом Временного правительства, был основан музей-заповедник, который объединил в себе дворцово-парковый комплекс.

Большой Гатчинский дворец
Большой Гатчинский дворец
Гатчина. Большой Гатчинский дворец
Гатчина. Большой Гатчинский дворец

Для первых посетителей Гатчинский дворец открыл свои двери в мае 1918 года, и с тех пор он стал важной культурной и исторической достопримечательностью. Однако в годы Великой Отечественной войны, когда страна переживала тяжелые испытания, усадьба и её парки подверглись значительным разрушениям и повреждениям. Ландшафтные сооружения, которые были созданы с большим трудом, также пострадали от боевых действий. Только в 1976 году началась масштабная реставрация, направленная на восстановление утраченной красоты и исторической ценности Гатчины. Этот процесс потребовал много времени и усилий, и в результате главные экспозиции музея были вновь открыты для публики в 1985 году, приурочив это событие к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Кухонное каре дворца. Вид с Сигнальной башни. Фото автора.
Кухонное каре дворца. Вид с Сигнальной башни. Фото автора.
Арсенальное каре. Вид с Сигнальной башни. Фото автора.
Арсенальное каре. Вид с Сигнальной башни. Фото автора.

Сегодня площадь Музея-заповедника составляет внушительные 146 гектаров, на которых сосредоточены главные достопримечательности Гатчины. Здесь можно увидеть не только сам дворец, но и разнообразные парковые ландшафты, которые привлекают туристов и местных жителей своим очарованием и исторической значимостью. Гатчина по-прежнему остается важным культурным центром, где можно погрузиться в атмосферу прошлого и насладиться красотой природы.

Плац перед Большим Гатчинским дворцом. Фото автора.
Плац перед Большим Гатчинским дворцом. Фото автора.

На месте современного Гатчинского дворца когда-то находилась мыза - небольшое поместье с земельным участком, которое принадлежало князю Борису Куракину. Это место, расположенное в живописной местности, в 1765 году было выкуплено Екатериной II, которая решила сделать его подарком своему фавориту, графу Григорию Орлову. Этот человек был не только любимцем императрицы, но и отцом её внебрачного сына, графа Алексея Бобринского. Подарок в виде усадьбы был не просто знаком внимания, но и выражением благодарности, поскольку Григорий Орлов сыграл важную роль в организации дворцового переворота, который и привел Екатерину II к власти. Строительство дворца началось в 1766 году, всего через год после покупки мызы.

Фото автора.
Фото автора.

Природа этого места, с его живописными рельефами и родниковыми озерами, соединенными протоками и речками, предоставила уникальные возможности для создания великолепного пейзажного парка. Этот парк стал настоящим украшением усадьбы, а центром всего этого великолепия стал сам дворец, который поражал своей архитектурной красотой и оригинальностью. Возведение и отделка загородного дома продолжались почти пятнадцать лет. Изначально дворец задумывался как охотничий, так как его владелец, князь Орлов, был заядлым охотником. Это увлечение определило не только стиль и оформление интерьеров, но и саму концепцию здания, которое должно было служить не только местом для отдыха, но и удобной базой для охоты.

Памятник императору Павлу I. Установлен на четырёхгранном фигурном постаменте из финского гранита на плацу перед Большим Гатчинским дворцом в Гатчине 1 августа 1851 года. Фото автора.
Памятник императору Павлу I. Установлен на четырёхгранном фигурном постаменте из финского гранита на плацу перед Большим Гатчинским дворцом в Гатчине 1 августа 1851 года. Фото автора.

Императрица Екатерина II неоднократно наведывалась в Гатчину вместе со своей свитой, чтобы лично следить за ходом строительства. Эти визиты были важны для неё, так как она хотела убедиться, что все идет по плану и что её подарок будет действительно достойным и впечатляющим. С каждым годом дворец становился всё более величественным, а окружающий парк наполнялся новыми элементами ландшафтного дизайна, создавая атмосферу гармонии и уюта. Гатчинский дворец стал не только символом личных отношений Екатерины II и Григория Орлова, но и важным архитектурным памятником, который вобрал в себя лучшие традиции своего времени. Его строительство и последующее обустройство отразили не только вкусы и предпочтения императрицы, но и дух эпохи, в которой он был возведён.

Фото автора.
Фото автора.

Да, собственная роскошная резиденция всегда была заветной мечтой графа, и поэтому он с большим энтузиазмом и вдохновением приступил к реализации этого грандиозного проекта. В сотрудничестве с императрицей они приняли решение пригласить знаменитого архитектора из Италии – Антонио Ринальди. Этот талантливый мастер уже успел зарекомендовать себя благодаря своим выдающимся работам, таким как строительство монастыря Святого Августина в Риме, а также его участие в создании третьего Исаакиевского собора и Мраморного дворца. Кроме того, он работал над множеством других архитектурных объектов в Царском Селе и Ораниенбауме, что делало его идеальным кандидатом для выполнения столь ответственной задачи.

Парадный вход в центральный корпус Большого Гатчинского дворца, где находились парадные залы и где ожидали приёма императора, в том числе происходил развод караула охраны дворца.
Парадный вход в центральный корпус Большого Гатчинского дворца, где находились парадные залы и где ожидали приёма императора, в том числе происходил развод караула охраны дворца.

Одновременно с возведением великолепного дворца был создан английский пейзажный парк, который стал одним из первых подобных парков в России. Этот парк, с его изящными аллеями и живописными ландшафтами, был призван подчеркнуть красоту окружающей природы и служил идеальным местом для прогулок и отдыха. Однако, несмотря на все эти великолепия, блестящему вельможе Григорию Орлову не суждено было насладиться своей новой усадьбой — он скончался в начале 1783 года, так и не успев увидеть завершение всех работ. После его смерти императрица Екатерина II приняла решение выкупить Гатчинскую мызу у наследников графа Орлова. 6 августа 1783 года она передала усадьбу своему сыну, великому князю Павлу Петровичу, который вскоре полюбил это место и стал проводить здесь много времени.

Аллегорические фигуры Благоразумия и Бдительности украшают вход во дворец со стороны плаца. Статуи венецианских скульпторов XVIII в. Джованни Мария Морлайтера и Джованни Маркиори. Фото автора.
Аллегорические фигуры Благоразумия и Бдительности украшают вход во дворец со стороны плаца. Статуи венецианских скульпторов XVIII в. Джованни Мария Морлайтера и Джованни Маркиори. Фото автора.

Ринальди разработал проект, в котором удивительным образом сочетались элементы русской загородной усадьбы и стиль английского охотничьего замка. Это гармоничное сочетание стилей стало основой для создания Гатчинского дворца, который впоследствии стал первым и единственным замком в окрестностях Санкт-Петербурга. Строительство началось практически сразу после приобретения земли, однако процесс продвигался довольно медленно. Дворец удалось довести до уровня карниза лишь к 1768 году, а работы над фасадом начались только в 1770 году и затянулись на целых два года. Внутренние работы были завершены к 1771 году, и о ходе строительства напоминала специальная доска из меди, на которой была выгравирована дата начала и окончания строительства: "Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года".

Мемориальная доска музейным работникам. Фото автора.
Мемориальная доска музейным работникам. Фото автора.
Аллегорические фигуры Благоразумия и Бдительности. Фото автора.
Аллегорические фигуры Благоразумия и Бдительности. Фото автора.

Таким образом, к 1781 году все работы были завершены, и перед современниками предстал великолепный дворец, напоминающий итальянское палаццо. Его фасады были облицованы натуральным камнем – пудостским известняком, что придавало зданию особую элегантность и солидность. Архитектурное решение Гатчинского дворца состояло из трех взаимосвязанных частей. Центральный корпус, высотой в три этажа, стал основным элементом всей композиции. С обеих сторон от него располагались две пятигранные башни, которые придавали дворцу уникальный средневековый шарм и атмосферу загадочности.

Фото автора.
Фото автора.

На одной из башен, расположенной на южной стороне, были установлены часы, которые служили не только практическим, но и эстетическим элементом. На противоположной, северной башне, возвышался громоотвод, который, безусловно, добавлял функциональности и защищал здание от возможных природных катаклизмов. Таким образом, Гатчинский дворец стал не только архитектурным шедевром, но и символом стремления к гармонии между природой и искусством, а также олицетворением мечты графа о великолепной резиденции, которая бы стала настоящим украшением русского пейзажа.

Фото автора.
Фото автора.

Центральное здание усадьбы, представляющее собой трехэтажный корпус, выделялось своими высокими пятигранными башнями, которые придавали ему величественный и внушительный вид. Этот главный корпус был соединен с одноэтажными флигелями, имеющими квадратную форму в плане, при помощи изящных дугообразных крыльев. Флигели, в свою очередь, имели внутренние дворы, что создавало атмосферу уединенности и спокойствия. Полуциркульные галереи служили связующим звеном между центральным зданием и служебными постройками, такими как кухонный и конюшенный флигели. Каждое из этих сооружений дополнительно украшали восьмиугольные башни, что добавляло архитектурной композиции оригинальности и гармонии.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Под руководством архитектора Винченцо Бренны в 1796-1798 годах дворец подвергся значительной перестройке: парадные залы были заново отделаны в соответствии с модными тенденциями того времени, а вокруг появились регулярные сады, парковые павильоны, а также величественные каменные ворота и мосты. Перед дворцом был устроен огромный плац, который стал местом для проведения военных парадов, что подчеркивало статус резиденции как важного военного и административного центра. После того как Павел I взошел на престол в 1796 году, Гатчина была преобразована в императорскую резиденцию. Современники описывали ее как неприступную крепость, окруженную мощными бастионами, глубоким рвом и караульнями, а также полосатыми шлагбаумами, что придавало ей дополнительный оттенок строгости и защищенности.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Смерть Павла I в 1801 году привела к тому, что Гатчина перешла в руки его вдовствующей супруги, императрицы Марии Федоровны. Затем, в соответствии с ее завещанием, составленным 21 января 1827 года, Гатчинский дворец вместе со всеми угодьями был передан "в вечное владение" императору Николаю I и его потомству мужского пола. Завещание сохранилось и хранится в Государственном архиве Российской Федерации. Оно подчеркивало значимость усадьбы как важного элемента императорской истории и наследия, а также свидетельствовало о том, что Гатчина продолжала оставаться важным местом в жизни российской императорской семьи. Так Гатчина, с ее великолепной архитектурой и живописными парками, стала не только символом власти, но и местом, где переплетались судьбы нескольких поколений российской знати.

Проход во внутренний двор Арсенального каре. Фото автора.
Проход во внутренний двор Арсенального каре. Фото автора.

Во время правления императора Николая I началась масштабная перестройка Гатчинского дворца, в результате которой он приобрел тот облик, который сохранился до наших дней. В процессе реконструкции было принято решение разобрать до основания Кухонное и Арсенальное каре, а затем возвести их заново. Это решение было вызвано тем, что прежние помещения не соответствовали современным требованиям удобства и комфорта, которые предъявлялись к таким важным государственным резиденциям. Согласно модным тенденциям того времени, в Арсенальном каре были созданы как парадные, так и личные апартаменты для императорской семьи. Это позволило обеспечить необходимый уровень уюта и функциональности, соответствующий статусу монаршей семьи.

Внутренний двор Арсенального каре дворца. Фото автора.
Внутренний двор Арсенального каре дворца. Фото автора.
Памятник императору Александру III, открытый в июне 2021 года во внутреннем дворе Арсенального каре Гатчинского дворца. Фото автора.
Памятник императору Александру III, открытый в июне 2021 года во внутреннем дворе Арсенального каре Гатчинского дворца. Фото автора.

В Кухонном каре также произошли значительные изменения: домовая церковь была полностью перестроена, что свидетельствовало о стремлении создать более удобные условия для духовных нужд обитателей дворца. В Центральном корпусе, в память об императоре Павле I, было решено сохранить в неприкосновенности его покои и парадные интерьеры XVIII века. Однако и здесь не обошлось без изменений. Внутренние работы включали замену устаревшей системы отопления, что значительно улучшило комфорт проживания.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Паркеты были отремонтированы, а в некоторых парадных залах появилась новая мебель, скульптуры и драпировки, что придавало помещению более современный и роскошный вид. Все этапы этого грандиозного строительства, которое длилось с 1844 по 1856 годы, курировал талантливый зодчий Р. И. Кузьмин. Его профессионализм и внимание к деталям позволили не только сохранить историческое наследие, но и адаптировать дворец к новым требованиям времени. Таким образом, Гатчинский дворец стал не только символом императорской власти, но и образцом архитектурного искусства, которое сочетает в себе элементы старины и новшества.

Вид на Гатчинский дворец со стороны парка. Фото автора.
Вид на Гатчинский дворец со стороны парка. Фото автора.

Уважаемые читатели, мы начали знакомство с Государственным музеем-заповедником "Гатчина". Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.