Найти в Дзене
Геннадий Юдин

Вспоминая гениев слова

На Первом канале прошёл концерт, посвящённый 130-й годовщине со дня рождения самого народного поэта России Сергея Есенина. Тема концерта меня порадовала, не часто со сцены звучат такие стихи. Но в то же время был малость обескуражен, что стихи Есенина читают как-то легковесно и просто. Убрана драматичность, да и голоса читающих мне показались слабыми – не для бунтаря и хулигана Москвы. Песни на гениальные стихи Сергея тоже звучали без особого накала, у нынешних актёров нет в жизни трагедий, всё гладко, всё хорошо. Я очень давно слушал голос Есенина, как он читал свои стихи, с надрывом, с трагизмом. В частности, монолог Хлопуши, из поэмы «Емельян Пугачёв». Или его стихотворение «Мир таинственный». Его чтение, полное трагизма и драмы, навсегда отпечаталось во мне. Пусть для сердца тягучее колко,
Это песня звериных прав!..
…Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав. Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуного недруга
Раздирают на части клы

На Первом канале прошёл концерт, посвящённый 130-й годовщине со дня рождения самого народного поэта России Сергея Есенина. Тема концерта меня порадовала, не часто со сцены звучат такие стихи. Но в то же время был малость обескуражен, что стихи Есенина читают как-то легковесно и просто. Убрана драматичность, да и голоса читающих мне показались слабыми – не для бунтаря и хулигана Москвы. Песни на гениальные стихи Сергея тоже звучали без особого накала, у нынешних актёров нет в жизни трагедий, всё гладко, всё хорошо.

Я очень давно слушал голос Есенина, как он читал свои стихи, с надрывом, с трагизмом. В частности, монолог Хлопуши, из поэмы «Емельян Пугачёв». Или его стихотворение «Мир таинственный». Его чтение, полное трагизма и драмы, навсегда отпечаталось во мне.

Пусть для сердца тягучее колко,
Это песня звериных прав!..
…Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.

Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуного недруга
Раздирают на части клыки.

О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты, я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.

С таким надрывом стихи Есенина мог читать только Владимир Высоцкий. И также трагично спел он свою «Охоту на волков», потрясая жителей СССР болью за травлю и убийство сильных и красивых жителей степей и лесов.

Из-за елей хлопочут двустволки —
Там охотники прячутся в тень, —
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.

Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука:
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.

В этих песнях поэты встретились,

Выразив вселенскую жалость и сочувствие убитым и беззащитным.

И как прожить долго и счастливо с такой болью?

Жизнь — обман с чарующей тоскою, написал Сергей Есенин, и почему-то эта истина сопровождает меня всю жизнь. Она правильна в любой ситуации, в любом возрасте…

Есенина и Высоцкого теперь вспоминают концертами. Их стихи звучат уже не так драматично, а совсем мирно и, я бы сказал, невзрачно, но всё же хорошо, что и так – нет сейчас гениев в поэзии и даже трагедии не разрывают сердца людей напополам.