Приветствую всех из по-осеннему продрогшего Подмосковья!
В последнее время тема урбан туризма стремительно набирает обороты: все больше и больше людей стремятся испробовать очарование и адреналин давно покинутых мест. Не знаю как вы, но я всей душой люблю всевозможные заброшки, покинутые храмы и обветшалые усадьбы. Стараюсь их посещать при первом удобном случае для того, чтобы испытать на себе неизбывную грусть умирания, эстетику остановившегося времени и непомерную тяжесть чьих-то отсчитанных часов жизни. Так на днях прогулялась с собаками (а это занятие полезно не только в физическом и эмоциональном плане👌) по остаткам единственной дореволюционной фабрики моего милого уютного городка в Подмосковье и наткнулась на такой интересный объект в виде подземного тоннеля, уходящего под землю.
Кладка из старинного кирпича, остатки кованых петель на месте входа - все говорит о том, что он вел к чему то ценному, запираемому и, возможно, даже бывшему под охраной.
По близости расположены два интересных исторических объекта:
Остатки шелкокрутильной фабрики и знаменитый на всю Россию Ново-Иерусалимский монастырь, о загадках и легендах о кладах которого я как-то готовила целую статью, где помимо прочего упоминала о не одном подземном ходе из него👇
С этой местной достопримечательностью связана городская легенда, о существующем подземном ходе к монастырю, выходящем непосредственно здесь, на берегу реки Истра. Подземный ход из монастыря отыскали еще в далеком 1977 году и провели его обследование, однако он был завален уже через 50 метров от монастырских стен. Это обстоятельство а так же проведенный среди читателей опрос, склонили меня к мысли, что все же таинственный заброшенный старинный лаз это остатки старинного завода по производству шелковых тканей, от которого до найденного загадочного строения рукой подать. Пролистав свои публикации, к великому стыду своему обнаружила, что толковых развернутых статей о таком значимом для Истры, а вернее Воскресенска (до 1931 года), месте я еще не готовила. Поэтому срочно исправляюсь 👌
Воскресенская шелкокрутильная фабрика, построенная в далеком 1908 году на личные средства купца Давида Сергеевича Нерсесова, была по меркам своего времени сравнительно небольшим предприятием. Здания фабрики были возведены по проекту популярного в начале прошлого века архитектора И.И. Поздеева. К сожалению, их фотографий до сегодняшнего времени не сохранилось. Чего только стоят сохранившиеся до наших дней руины огромной суконно ткацкой фабрики, построенной в начале 19 века в близлежащей Павловской слободе Подмосковья по личному указанию самого Павла 1, на которой полтора века назад трудилось свыше 2000 человек,
или фамильное предприятие господина Цурикова в соседнем Иваново под аналогичным названием, о которой я как то рассказывала.
На фоне этих громадин, вдобавок сохранившихся не в пример лучше, ныне почти утраченная дореволюционная промышленная заброшки кажется почти ничтожной, но тем не менее подземные ходы, склады и будка сторожа заставляет воображение рисовать любопытную картину прошлого. Однако некогда для Истры это было градообразующее предприятие, обеспечивавшее работой не одну сотню человек, ибо это было единственный признак промышленности для уездного Воскресенска.
В плане своего создания и оборудования это был самый дорогостоящий объект всей округи и городской глава заслуженно гордился этим. Для налаживания производственного процесса и обучения рабочих руководством фабрики были выписаны Итальянские специалисты, дабы обеспечить высокое качество производимой продукции.
Воскресенская шелкокрутильная фабрика в связи с кровавыми событиями 1917-1918 годов и последовавшей за революцией Гражданской войной просуществовала совсем не долго. После жестокого государственного переворота владельца подмосковного производства купца Давида Нерсесова по доброй традиции тех лет раскулачили (что с ним стало и выжил ли история стыдливо умалчивает), поставки сырья шелка прекратились и фабрика закрылась, простояв пустующей вплоть до 1922 года. В связи с намеченным планом по восстановлению страны после пережитых потрясений нужно было срочно восстанавливать промышленность поэтому производственные мощности царской России пришлись как нельзя кстати.
Как и следовало ожидать, после революции профиль бывшей шелкопрядильной фабрики меняется с буржуазного, на рабоче крестьянский. Теперь здесь начинается пошив сорочек, нижнего белья и накладных манжетов-воротничков. Тут мне сразу вспоминается мой 1-й класс, когда ещё была советская школьная форма и каждую неделю бабушка терпеливо отпарывала, стирала, гладила и снова пришивала эти ненавистные атрибуты школьной жизни, которая мне разонравилась в силу живости характера исключительно быстро😂
В 30-е годы на фабрике происходит расцвет, расширение мощностей, строятся новые склады, часть которых сохранилась до сих пор, а число рабочих увеличивается до 500 человек. Вокруг успешного предприятия вырастает целый фабричный район, частично сохранившийся и до наших дней. Об этом свидетельствуют названия двух маленьких улочек, охватывающих территорию бывшей фабрики с двух противоположных сторон: Фабричная и Пролетарская. Лет десять назад сгорел двухэтажный деревянный барак, построенный для рабочих в 30е годы сразу за пределами текстильной фабрики. Гуляя по его выгоревшим развалинам, сдвинутым трактором в сторону, среди мусора и хлама нашла глазами пару монеток (если не изменяет память, номиналом в 1 и 2 копейки) тридцатых годов, что свидетельствует о достаточно бурной кипевшей здесь жизни.
К сожалению жестокие годы войны 1941-1945 фабрика не выдержала: практически все здания были разрушены массированными авиаударами немецко-фашистских захватчиков. А после ее завершения фабрику решили не восстанавливать, слишком мелкой она была в масштабах огромной и сильной страны под названием Советский Союз , не вписываясь в любимый стиль Иосифа Сталина под названием «даешь гигантизм!».
Вместе с фабрикой потихоньку почти полностью исчезала и Фабричная улица, оказавшаяся на самой городской окраине. Здесь когда-то проживал рабочий фабричный люд, оставив после себя зияющие колодцы, колючую проволоку и бетонные столбы оград, а заодно и ряд восхитительных старинных выгребных ям, полных старинного стекла, флаконов орлянок, элементов конской сбруи и пуговиц. От некогда большой улицы осталось лишь несколько старинных домов, используемых ныне под дачи.
Единственные уцелевшие от фабрики здания: складских помещений и проходной, стоящее в аккурат на древней дороге, пролегавшей из Воскресенска в Сычевки. Маленький домик красного кирпича, построенный с чувством и на века, постепенно разрушается, используясь частыми прохожими как мусорка, сортир и убежище на случай дождя. Вокруг просматривается несколько заросших фундаментов исчезнувших цехов, старинный фабричный парк из тополей, так густо заросший кустарником и ежевикой, что не пройти. Да загадочный подземный ход, ведущий в беспросветную мглу.
В стране, где повсеместно стоят бесхозные и медленно разрушаются федеральные памятника архитектурного наследия и культуры, смешно требовать восстановления таких объектов, тем более свои новые заводы на территории города Советская власть все же построила (Углемаш), а после перестройки на территорию города пришли западные инвесторы крупных производств.
Прекрасно все понимая умом, мне все равно грустно и больно сжимается сердце, когда я прохожу мимо этой неприметной заброшки, для многих являющейся просто частью окружающего пейзажа без истории и перспектив.
Всегда ваша Морозова❤️🩹