Найти в Дзене

Конспект урока на тему: "Подходы к измерению информации"

Раздел 1. Информационная деятельность человека. Тема 2: «Подходы к измерению информации» Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный (лекция + практика + дискуссия). Цели урока: 1. Познакомить студентов с основными подходами к измерению информации. 2. Разобрать алфавитный, вероятностный и содержательный подходы. 3. Научиться применять формулы для расчета количества информации. Ход урока 1. Организационный момент (2–3 мин) 2. Теоретическая часть (25–30 мин) 2.1. Понятие информации и ее измерение Информация – это сведения об окружающем мире, которые можно передавать, хранить и обрабатывать. Подходы к измерению информации: 1. Алфавитный подход (технический) – измеряет объем данных без учета смысла. 2. Вероятностный подход – учитывает вероятность появления сообщения. 3. Содержательный подход – оценивает информацию через ее значимость для получателя. 2.2. Алфавитный подход i=log2N где i – количество бит на символ, N – мощность алфавита. 2.3. Веро

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Тема 2: «Подходы к измерению информации»

Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный (лекция + практика + дискуссия).

Цели урока:

1. Познакомить студентов с основными подходами к измерению информации.

2. Разобрать алфавитный, вероятностный и содержательный подходы.

3. Научиться применять формулы для расчета количества информации.

Ход урока

1. Организационный момент (2–3 мин)

  • Приветствие, проверка присутствующих.
  • Краткое введение в тему: информация окружает нас повсюду, но как ее измерить?

2. Теоретическая часть (25–30 мин)

2.1. Понятие информации и ее измерение

Информация – это сведения об окружающем мире, которые можно передавать, хранить и обрабатывать.

Подходы к измерению информации:

1. Алфавитный подход (технический) – измеряет объем данных без учета смысла.

2. Вероятностный подход – учитывает вероятность появления сообщения.

3. Содержательный подход – оценивает информацию через ее значимость для получателя.

2.2. Алфавитный подход

  • Основан на подсчете количества символов в сообщении.
  • Основные понятия:
  • Алфавит – набор символов, используемых в языке.
  • Мощность алфавита (N) – количество символов в алфавите.
  • Бит – минимальная единица информации (0 или 1).
  • Формула для определения количества информации в одном символе:

i=log2N

где i – количество бит на символ, N – мощность алфавита.

  • Пример:
  • Алфавит из 32 символов → i=log232=5бит/символ.

2.3. Вероятностный подход

  • Информация зависит от вероятности события: чем менее вероятно событие, тем больше информации оно несет.
  • Формула Шеннона:

I=−log2p

где I – количество информации, p – вероятность события.

  • Пример:
  • Вероятность выпадения "орла" при подбрасывании монеты p=0.5.
  • I=−log20.5=1 бит.

2.4. Содержательный подход

  • Информация оценивается по ее важности для получателя.
  • Качественный подход, сложно формализуемый.
  • Пример:
  • Сообщение "Завтра экзамен" для студента несет больше информации, чем для человека, не связанного с учебой.

3. Практическая часть (15–20 мин)

Задание 1.
Дано: алфавит из 64 символов. Сколько бит информации несет один символ?
Решение:

i=log264=6 бит

Задание 2.
Сообщение содержит 100 символов (алфавит – 16 символов). Каков его информационный объем?
Решение:

1. i=log2​16=4 бит/символ.

2. Объем: 100×4=400 бит (или 50 байт).

Задание 3.
Событие имеет вероятность 0,125. Сколько бит информации оно несет?
Решение:

I=−log20.125=3 бита

4. Закрепление материала (10–12 мин)

Дискуссия:

1. Какой подход точнее: алфавитный или вероятностный? (Зависит от задачи: алфавитный – для хранения, вероятностный – для передачи.)

2. Почему содержательный подход не используют в компьютерах? (Компьютеры не понимают смысл, только данные.)

Мини-тест (устно):

1. Алфавит имеет 128 символов. Чему равен ii? (7 бит)

2. Событие имеет вероятность 25%. Сколько бит информации оно несет? (2 бита)

5. Итог урока и домашнее задание (5 мин)

Итог:

· Алфавитный подход измеряет объем данных.

· Вероятностный – учитывает неожиданность события.

· Содержательный – оценивает значимость информации.

Домашнее задание:

1. Решить задачи:

o Сообщение занимает 4 КБ. Сколько символов в нем, если алфавит состоит из 256 символов?

o В озере 12500 рыб, из них 250 – караси. Сколько бит информации в сообщении "Поймали карася"?

2. Написать эссе (5–7 предложений): "Какой подход к измерению информации наиболее полезен в вашей будущей профессии?"

Литература:

1. Учебник "Информатика" для СПО, глава "Теория информации".

2. Статья К. Шеннона "Математическая теория связи".

Рефлексия:

· "Что было самым сложным? Где могут пригодиться эти знания?"

Приложения (если осталось время)

· Демонстрация: Расчет объема книги в битах (алфавитный подход).

· Сравнительная таблица подходов:

-2