Не помню, как я воспринимала певицу в этом фильме раньше. А наверно, никак. Это же кинокомедия, веселила сама атмосфера ресторана, Вицин: "Он его карнизом..."
Сцена в ресторане начинается под музыку из мультфильма "Дюймовочка", танец с жуком, веселенькая такая мелодия. Мультфильм тоже 64-го года. Атмосфера, шикарная в своей затхлости, теснота, плюшевые шторы, народ ест, официантка всех посылает...
И тут выходит певица - ее показали, что устарела (как и сам ресторан) и над ней тоже надо веселиться, репертуар подобрали - "А мне всего 17 лет..." Не думаю, что она стала бы в реале петь такую песню. Но решили усилить, сделали практически шарж. Все и веселились над ней.
Такая трогательная … А авторы фильма практически издеваются над ней, типа, мумия на сцену вышла. Эта мысль просто красной нитью проходит, даже как то по хамски получилось.
Но раз она поет в этом ресторане, значит, ее пригласили! И она нравится посетителям. Ну да, ресторан второго разряда, как там обозначено, но значит и люди туда, можно предположить, ходили второго разряда. ТЕ, кто не попал в первый. И они ей аплодировали.
Прическа ее молодости, ну и что. В то время не было призывов молодиться. Как видно по этому фильму, пожилых просто списывали в утиль.
Конечно, фильм не об этом! Ни в коем случае, не об эйджизме. Но он тут присутствует!
И даже то, что у нее в руках "Бюллетень" по поиску жилья, в этом фильме характеризует, что ей УЖЕ нет места в жизни вообще. Грубые такие намеки. Лично я помню отношение к пожилым на работе в то время. Меня это, конечно, никак не касалось, но запомнилось.
Ей поставили в вину поиск жилья, что она к своему возрасту не устроена в жизни, НО… простите, в то время многие разъезжались, съезжались. Разные обстоятельства были, у кого то дети женились, внуки пошли, а у кого то и правнуки, все друг у друга на головах.
Вот она и работает, зарабатывает на доплату, чтобы улучшить жилье.
Над чем тут можно так ржать??? Не понимаю.
Может быть, наоборот? Порадоваться за человека надо, что не сложил лапки, не сидит, не плачет, а работает! Да, она мыслит своими стандартами, но не просит же, чтобы ей все дали просто так. Она зарабатывает! Да, она одета, как привыкла раньше - в хорошем вечернем платье (в рестораны раньше ходили в вечерних или праздничных платьях), перчатки длинные. Такое впечатление, что ее комплект тоже как то высмеяли. Не надо праздника...
Эйджизм - проявляется в готовности взаимодействовать на равных началах и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста.
Год выпуска фильма - 64-й. Понятно, что это 60-е, оттепель, внедрялись простые формы во всем, в архитектуре, одежде. Вот и в фильме - пришли студенты, все покрушили, хотелось думать, что они сделают что то интересно-креативное, а получилась простенькая кафешка. Можно же было оставить рестораном, осовременить, на то они и молодые умы, придумали бы что-то грандиозное, но не уровень столовой.
Вот и певица олицетворяет собой уходящую натуру.
В финале другая певица:
Ясно же, что певица такого уровня никогда не будет петь в простой кафешке, в которую превратили «Одуванчик». Мы видим немножко сказку - Лариса Мондрус на подпевках!
В новый ресторан придет чуть более молодая певица, чем ушедшая, но имидж ее будет, как у прежней, только в более простой одежде и манеры будут простыми.
Молодая и красивая и с хорошими вокальными данными пойдет в хороший ресторан, но этого в фильме, конечно же, не показали.
Не могу не вспомнить старуху Шапокляк, это как бы продолжение высмеивания хорошо одетых пожилых женщин.
Сходство Шапокляк и мадемуазель Шанель очевидно. Черное платье прямого кроя, шляпка с плоской тульей, контрастные белые детали – всё как на фотографиях Шанель 1930-х годов.
Мультфильм снят в 1974 году, и образ старухи явно навеян модами прошлого. Кружева, шляпа, сочетание черного с белым. Но ведь, если задуматься, кружева, шляпка и черно-белая гамма это не признаки старомодности - это признаки определенного стиля в одежде. Получается, костюм говорит не только о возрасте, но и о положении Шапокляк. О ее социальном статусе, эстетических предпочтениях и вкусе. Тем более, что рисовали почти с конкретных женщин, собирательный образ. С женщин из „того времени“, со слов художника о старухе Шапокляк.
Как и певицы из фильма "Дайте жалобную книгу!
Здесь тоже некий отсыл к женщинам прошлого. Хороший костюмчик, перчатки, браслет, цветы на пиджаке. И даже манера держаться. Рина Зеленая великолепна!
Жаль, что с исчезновением таких женщин, такого качества одежды исчезли и ателье, которые умели шить одежду подобного уровня. Как я поняла, им утвердили другие лекала.
Кстати, потом, в 70-е, цветы снова стали появляться на одежде.
Небольшое отступление - геронтофобия - "определяется как беспричинная боязнь, ненависть или враждебность по отношению к пожилым людям. Эту боязнь собственного старения и своей смерти можно назвать одной из главных причин возникновения эйджизма и предрассудков по поводу старения. Старики ассоциируются со старением и смертью, поэтому люди, пытаясь дистанцироваться от смерти, замещают свой страх смерти стереотипами и предрассудками по отношению к пожилым", что мы и увидели в этом фильме!!!
Кроме боязни старения, существует ещё одно мнение о том, что молодость и молодые лучше, а старость и старые хуже. Это мнение отражается в поляризации видения этими возрастными группами друг друга.
Ничто не меняется с годами.