Найти в Дзене
Глагол38

Как в Иркутске переименовали проспект Карл-Маркс-Штадт

Четверть века назад на карте Иркутска появился проспект с новым названием. Говорят, что жители немецкого Хемница обижены до сих пор, что в теперь уже бывшем городе-побратиме Иркутске был переименован проспект Карл-Маркс-Штадт. А вот улица Иркутская в городе Хемнице (бывшем Карл-Маркс-Штадте) до сих пор существует. Увы, не сохранились и те побратимские связи. Позднее у Иркутска появился другой немецкий город-побратим Пфорцхайм. 3 февраля 1997 года городская дума Иркутска приняла решение о переименовании проспекта Карл-Маркс-Штадт в проспект Маршала Жукова. Как тогда написала газета «Иркутск», «людям, по каким-либо причинам недовольным переименованием этой иркутской улицы и ратующим за то, чтобы эти деньги пустить, например, на пенсии и пособия, необходимо напомнить, что пенсии и детские пособия платит государство, федеральный бюджет, а не городская казна». «Хроники Приангарья» напоминают, что проспект Карл-Маркс-Штадт появился в Иркутске в августе 1974 года. Тогда шло активное строитель

Четверть века назад на карте Иркутска появился проспект с новым названием.

Говорят, что жители немецкого Хемница обижены до сих пор, что в теперь уже бывшем городе-побратиме Иркутске был переименован проспект Карл-Маркс-Штадт. А вот улица Иркутская в городе Хемнице (бывшем Карл-Маркс-Штадте) до сих пор существует. Увы, не сохранились и те побратимские связи. Позднее у Иркутска появился другой немецкий город-побратим Пфорцхайм.

3 февраля 1997 года городская дума Иркутска приняла решение о переименовании проспекта Карл-Маркс-Штадт в проспект Маршала Жукова. Как тогда написала газета «Иркутск», «людям, по каким-либо причинам недовольным переименованием этой иркутской улицы и ратующим за то, чтобы эти деньги пустить, например, на пенсии и пособия, необходимо напомнить, что пенсии и детские пособия платит государство, федеральный бюджет, а не городская казна».

«Хроники Приангарья» напоминают, что проспект Карл-Маркс-Штадт появился в Иркутске в августе 1974 года. Тогда шло активное строительство микрорайона Солнечный. Как сообщала «Восточно-Сибирская правда», на пустыре, около новых жилых зданий, была сооружена трибуна. Несмотря на дождь, сюда пришло много иркутян.

Митинг 11 августа, посвященный закладке проспекта Карл-Маркс-Штадта, открыл председатель исполкома городского совета депутатов трудящихся Николай Салацкий: «На этом месте, от верхнего бьефа ГЭС через залив к Байкалу, пройдет один из лучших проспектов Иркутска. Он будет застроен современными многоэтажными зданиями и культурными учреждениями. Это будет проспект, символизирующий нашу дружбу с немецкими друзьями из ГДР».

После этого Салацкий объявил, что решением горисполкома проспекту присвоено имени Карл-Маркс-Штадта. Тогда по приглашению иркутских властей приехал первый секретарь Карл-Маркс-Штадского окружного комитета СЕПГ (правящая в ГДР Социалистическая Единая партия Германии) Пауль Рошер. Ему вручили  символический ключ от проспекта, а затем объявили о присвоении звания «Почетный гражданин города Иркутска».

Так Рошер стал первым иностранным гражданином, который получил это почетное звание. В 2014 году в рамках проекта «Прогулки по старому Иркутску» прошла большая встреча, посвященная 40-летию микрорайона Солнечный и созданию проспекта Карл-Маркс-Штадт, в которой приняли участие те, кто строил проспект и был на той самой, августовской, встрече 1974-го. Пауль Рошер приехал в Иркутск на месяц, он отдыхал на Байкале вместе с супругой и дочерью. Отметим, что немцы не остались в долгу.

Первому секретарю Иркутского областного комитета КПСС Николаю Банникову было присвоено звание «Почетный житель Карл-Маркс-Штадта».

Тогда Карл-Маркс-Штадт был третьим по численности городом Восточной Германии. В те годы в Иркутск приезжали руководители дружественного государства - руководители СЕПГ в 1950-е - начале 70-х Вальтер Ульбрехт и в 1970-80-х годах Эрик Хонеккер, а также музыканты, художники, общественные деятели.

Но в конце восьмидесятых произошел серьезный конфуз. Наши немецкие друзья предложили поставить на проспекте Карл-Маркс-Штадт скульптуру Карла Маркса, уменьшенную в пять раз копию работы скульптора Льва Кербеля, установленную в ГДР. Иркутские власти положительно восприняли идею, даже с восторгом, определили сроки, когда памятник будет смонтирован в городе.

Один немец-энтузиаст три года выращивал на своем участке в ГДР две тысячи морозостойких роз, помещал их в специальные морозильные камеры, чтобы они могли выдерживать температуру от -5 до -10 градусов.

Памятник Карлу Марксу должен был быть установлен перед ДК «Дружба», но наши строители не уложились в установленные сроки. А вот все исполнили в назначенный срок: розы были выращены, памятник отлит из бронзы и доставлен самолетом в Иркутск.

Тогда занимавший пост заведующего отделом зарубежных связей Иркутского обкома партии Борис Васильевич Недашковский позднее вспоминал: «Звонят мне из аэропорта. К вам тут какой-то немец прилетел, привез розы, 2000 штук, сказал, что вы его ждали».

Немец не говорил по-русски, это был рыжий человек средних лет с большой улыбкой. Он не знал, что высаживать розы некуда - строители не подготовили площадку. Дело запахло международным скандалом. Пришлось две тысячи роз высаживать на сквере Кирова, перед зданием обкома КПСС. А памятник Карлу Марксу так и не установили. Сначала голова лежала на складе, а потом нашлись люди, которые продали ее. Ведь она была отлита из бронзы. Это было время, когда Советский Союз приказал долго жить...

Фото 1979 года из соцсети группы «Иркипедия»