Найти в Дзене

Куда правильно дышать в вокале? Вокальные мифы.

Ох, вот этот вечный спор: «куда правильно дышать — в живот, в диафрагму или в тазовое дно?» 🙈 Когда я училась, была аксиома: в ключицы дышать нельзя, верхнее дыхание — зло. Только живот! Только расширяй рёбра и держи их раскрытыми всё пение. И, конечно же, качай диафрагму — почувствуй её, натяни, прокачай. И вот тогда, мол, появится та самая магическая «опора». (спойлер: я её тогда так и не нашла). Про «опору» я обязательно напишу отдельный пост — тема очень спорная в современном вокальном мире. Сейчас в современном вокале ответ куда проще: дышим расслабленно и ЕСТЕСТВЕННО (физиологично). Всё. Никакой магии и специальных схем. Если у человека дыхание сильно зажато: вдох поверхностный, короткий, тревожный. Тогда полезно подключить дыхательные практики, пилатес, умный фитнес. Просто чтобы тело научилось дышать свободнее. Но это не про «живот или диафрагму» в частности — это больше про снятие зажимов и восстановление природной функции. Важно помнить: тело должно быть максимально расслабл
Оглавление

Ох, вот этот вечный спор: «куда правильно дышать — в живот, в диафрагму или в тазовое дно?» 🙈

Меня зовут Катарина, я уже 9 лет преподаю вокал взрослым совершенно разного уровня. Использую только научные, анатомические подходы к голосу.
Меня зовут Катарина, я уже 9 лет преподаю вокал взрослым совершенно разного уровня. Использую только научные, анатомические подходы к голосу.

Когда я училась, была аксиома: в ключицы дышать нельзя, верхнее дыхание — зло. Только живот! Только расширяй рёбра и держи их раскрытыми всё пение. И, конечно же, качай диафрагму — почувствуй её, натяни, прокачай. И вот тогда, мол, появится та самая магическая «опора». (спойлер: я её тогда так и не нашла).

Про «опору» я обязательно напишу отдельный пост — тема очень спорная в современном вокальном мире.

Современный взгляд

Сейчас в современном вокале ответ куда проще: дышим расслабленно и ЕСТЕСТВЕННО (физиологично). Всё. Никакой магии и специальных схем.

Когда стоит обращать внимание на дыхание?

Если у человека дыхание сильно зажато: вдох поверхностный, короткий, тревожный. Тогда полезно подключить дыхательные практики, пилатес, умный фитнес. Просто чтобы тело научилось дышать свободнее. Но это не про «живот или диафрагму» в частности — это больше про снятие зажимов и восстановление природной функции.

Важно помнить: тело должно быть максимально расслабленным. Любой зажим в теле сразу отражается на звуке — и это критично.

-2

Почему контроль дыхания мешает

Представьте: во время пения вы уже следите за кучей вещей. Где язык? Где гортань? Челюсть расслаблена? Какой звук берём — громкий или тихий? Плюс музыка: фразы, акценты, эмоции, подача. А если ещё и контролировать, куда вдохнули… система подвиснет.

И самое главное: в обычной жизни мы и так всё время управляем дыханием вместе со звуком. Мы говорим громче или тише, мягче или резче, и организм сам подстраивает дыхание под задачу. Мы уже умеем работать связкой «звук + воздух», это встроено в нас с рождения. В вокале то же самое: управляем характеристикой звука (мягкая атака, твёрдая атака и т.д.), и дыхание само подстраивается.

А как обстоит дело с песнями?

Здесь часто встречается ещё один миф: высокие ноты нужно «толкнуть» воздухом, поднажать животом или диафрагмой. На деле всё наоборот.

Слишком сильный толчок воздуха дестабилизирует голосовой аппарат. Голосовые складки получают резкий «удар» и не выдерживают. Да, спустя годы тренировок можно научиться дозировать это усилие, но большинству певцов оно только мешает.

На практике высокие ноты берутся не большим количеством воздуха или его толчком, а за счёт работы голосового аппарата: смыкания, натяжения, компрессии. А вот «толкающие» верха, гипервоздушные и с першением — это частая проблема моих учеников, которые приходят после таких советов «поднажми на живот». Этот миф реально вредный и опасный.

Что мы тренируем в песнях? Мы тренируем распределение воздушного потока на различных звуках. Для каких-то приемов его нужно минимальное количество (например, белт), а где-то нужно много (субтон, фальцет). И важно уметь равномерно распределять воздух по фразе. И, повторюсь, тренируется это не дыхательными упражнениями, а упражнениями в связке со звуком.

И так же банально мы тренируем навык вдоха в ритме песни, в паузах между словами и фразами. Так, чтобы не задыхаться и не опаздывать в ритм. Но без паники, это тренируется прямо на практике.

А нужно ли уметь задерживать дыхание надолго?

О, этот миф живёт вечно! Многие думают: «если я смогу задерживать дыхание на минуту, то и спою лучше». На деле пение — это не соревнование фридайверов. 😅

В вокале важнее не как долго ты держишь воздух, а как грамотно его дозируешь. Можно спокойно выдержать длинную фразу даже с небольшим вдохом — если не сливать воздух в никуда. А если набирать лёгкие до отказа и держать, звук чаще всего наоборот становится зажатым.

Итог

Правильного места для вдоха нет. Никакой волшебной таблетки. Дышим мы расслабленно и естественно. Никаких толчков и "поднажатий" воздухом.

Воздух всегда рассматриваем только в связке со звуком. Потратить время на дыхательные упражнения можно и вне урока вокала, если очень хочется.

Пение
3339 интересуются