Найти в Дзене
Георгий Тележко

Антиномия №4: субъективность vs объективность

Этот текст - о формировании линии жизни. В любом моменте времени, несмотря на его продолжительность, стремящуюся к нулю, можно предположить внутреннюю структуру: до центра его симметрии располагается интегральная причина, а после центра – интегральная цель. То есть мировая линия чего бы то ни было, представляющая собой последовательность моментов времени его существования – это непрерывная трансформация причин в цели. Линию жизни (в физике - мировую линию) можно уподобить движению санок по очень длинному склону с переменной крутизной и с разными препятствиями по ходу движения. А этими санками может в какой-то степени управлять это самое "что бы то ни было", назовём его "рулевой". Но может и не управлять, а просто катиться, как получится. Среди вышеупомянутых таинственных причин есть как "полезные" сторонние воздействия (которые "рулевой" может использовать для достижения своих целей), так и "мешающие" (которые могут быть использованы кем-то ещё для достижения уже своих целей). Эти чужи

Этот текст - о формировании линии жизни.

В любом моменте времени, несмотря на его продолжительность, стремящуюся к нулю, можно предположить внутреннюю структуру: до центра его симметрии располагается интегральная причина, а после центра – интегральная цель. То есть мировая линия чего бы то ни было, представляющая собой последовательность моментов времени его существования – это непрерывная трансформация причин в цели.

Линию жизни (в физике - мировую линию) можно уподобить движению санок по очень длинному склону с переменной крутизной и с разными препятствиями по ходу движения. А этими санками может в какой-то степени управлять это самое "что бы то ни было", назовём его "рулевой". Но может и не управлять, а просто катиться, как получится.

Среди вышеупомянутых таинственных причин есть как "полезные" сторонние воздействия (которые "рулевой" может использовать для достижения своих целей), так и "мешающие" (которые могут быть использованы кем-то ещё для достижения уже своих целей). Эти чужие цели проявляются обычно как побочный эффект от движения к своим целям в виде непредусмотренных или неизбежных предусмотренных, но допустимых следствий (как энтропия или инфляция). То есть цели худо-бедно достигаются, но не так точно, быстро и легко, как думалось. Но если просто бесцельно катиться, то может оказаться так, что ваши санки полностью окажутся под управлением более предприимчивого "рулевого"...

В общем, в зависимости от удельного веса целей на разных отрезках мировой линии, "рулевых" условно можно разделить на субъекты и объекты. Чем большую роль в формировании мировой линии "рулевого" играют его цели, тем выше его субъектность, суверенность и всякое такое. Субъекты с более высокой субъектностью могут управлять субъектами с меньшей субъектностью, что и делают хозяева домашних животных.

Тут возможно появление некоторых иллюзий. Объекты неживой природы, как нам кажется, субъектностью вообще не обладают. В привычных пределах изменения условий они ведут себя предсказуемо, откуда возникает представление о законах природы. Это хорошо, и мы пользуемся благами научного метода познания, управляя тем, чем мы научаемся управлять. Плох соблазн возвысить объективность до абсолюта.

Это часто приводит к низведению роли рядового "рулевого" до объекта действий разнообразных причин, мол, все мы – участники причинно-следственных связей, объекты законов природы, общества, жертвы неумолимой статистики, рабы Божьи и т.д. - то есть ничем не рулим. А это позволяет более осведомлённым "рулевым" использовать таких нас в качестве аксессуаров своих средств передвижения для достижения своих целей.

Другая сторона медали состоит в том, что возвеличение сведущего "рулевого" выше уровня его реальной субъектности, не важно, самим "рулевым" или его окружением, равно как и низведение им всего и вся до уровня объектов его воли, тоже не выглядит хорошей идеей. Неучтённые побочные эффекты до добра не доводят.

Простейшая модель того, о чём было выше, - это принцип Гюйгенса-Френеля, показывающий, как распространяется волна, например, световая. Для нас в этом принципе важно, что все точки, до которых дошло волновое возбуждение (то есть в точку прибыл какой-то виртуальный фотон-"рулевой"), становятся источниками сферических волн (то есть "рулевой" в этой точке может повернуть куда угодно), а интерференция этих волн в условиях помех со стороны среды приводит к изменениям её формы из-за разнообразных манёвров фотонов-"рулевых". А если помех нет – то фотоны продолжают свой путь по прямой, как автомобили на многополосной магистрали, сохраняя форму фронта волны.

В общем, едем аккуратно, следим за состоянием своих саней, не выпускаем руля из рук и не переоцениваем ни роли статистики, ни степени своего суверенитета!