Крупнейший в мире оптовый город-рынок Иу (Yiwu) — один из значимых внешнеторговых центров Китая, где ежедневно проводятся тысячи сделок, а товары отсюда поставляются в две сотни стран и регионов. И это не просто торговая площадка, а полноценная логистическая и финансовая экосистема с автоматизированными складами и прямыми международными железнодорожными линиями. А с секретами ее невероятного экономического успеха помог пресс-тур, организованный Генеральным консульством Китая в Петербурге для ведущих средств массовой информации Северо-Запада России.
Восточный базар XXI века
Еще десять лет назад здесь не было ни одного торгового центра, а современный Иу — это мегаполис округа Цзяньхуа провинции Чжэцзян с населением 1,8 миллиона человек, небоскребами и метро. Смею предположить, что и большинство петербуржцев об этом городе прежде не слышали, но наверняка в доме у каждого из них найдется что‑то из этого удивительного места — одежда, кухонная утварь, бижутерия, игрушки… Читатель, наверное, уже представил себе колоритный восточный базар под открытым небом с купцами, коробейниками и зазывалами. На самом деле главный рынок в Иу — это современный пятикилометровый комплекс, который работает без выходных (исключение — праздничные дни Китайского нового года) в формате выставочного центра. Он состоит из отдельных многоэтажных зданий или дистриктов (корпусов/секторов), соединенных между собой переходами. На сегодняшний день дистриктов пять — шестой, самый большой, в процессе строительства. Для того чтобы легче было ориентироваться, дистрикты делятся в зависимости от ассортимента. В одном представлены игрушки, сувениры, товары для праздников, бижутерия, в другом — упаковка, сумки и чемоданы, товары для кухни и дома, дальше — канцтовары, спорттовары, косметика…
Международный торговый центр был основан в 1982 году. Его нынешняя торговая площадь 4,7 миллиона квадратных метров, на которых размещаются более 70 тысяч стендов. Ассортимент предлагаемых товаров — около 1,8 миллиона наименований. В центре работают свыше 200 тысяч сотрудников, а ежедневный поток клиентов — более 210 тысяч. Несмотря на огромные площади комплекса, торговых мест для всех в нем не хватает, поэтому в разных частях города созданы отдельные торгово-оптовые центры и даже целые кварталы: тканей, платков и шарфов, дверей, комплектующих для бижутерии… Есть даже отдельная улица буддийских сувениров. Стоит отметить, что Иу специализируется на массовых товарах небольших производителей и торговых компаний. Уникальных и люксовых товаров, а также известных брендов здесь вы не найдете.
Есть особенности и по алгоритму купли-продажи. Просто прийти на рынок и купить что‑то в розницу за наличные не получится. В шоурумах представлены только образцы, а оформление товара, оплата, проверка качества оптового заказа и его доставка — целая наука. Да и найти нужный товар с наскока получается не у всех. Для этого в Иу работает целая армия профессиональных посредников из разных стран, которые помогают сориентироваться в этом торговом квесте. Для информации: в провинции Чжэцзян проживают более 13 тысяч иностранных предпринимателей, более 2730 зарубежных компаний из 89 стран открыли здесь свои представительства.
Мне удалось пообщаться с сотрудниками одной из российских компаний с головным офисом в Екатеринбурге. Соотечественники начинали свою деятельность в Иу в 2000 году, базируясь в небольшой квартире. Сейчас в респектабельном офисе сотня сотрудников, в большинстве своем это переводчики с функциями менеджеров, которые обрабатывают запросы из России. «Мы не только принимаем заявки, ищем и отправляет готовые товары. Мы их русифицируем, делаем для них упаковку и инструкции, — рассказывает руководитель отдела разработок Евгения Антипина. — Также у нас есть отдел, где с нуля разрабатывают и производят товары под российские интересы. Мы ориентируемся на тренды, сейчас, например, это лабубу. При этом стараемся эти тренды создавать, влияя на рынок. Для этого находим что‑то интересное и отправляем в Россию».
Евгения категорически не разделяет распространенное у нас мнение, ставящее под сомнение качество товаров китайского производства. «Любая торговая компания ориентируется на спрос. Десять лет назад в Россию действительно отправляли самые дешевые и, соответственно, не самые качественные товары. Сейчас качество товаров, которые идут в Россию, намного выше. Кроме того, из‑за ужесточения контроля на границе товары низкого качества без сертификатов перевезти через границу практически невозможно», — объясняет она.
В Иу жить — по-китайски говорить
Евгения работает в компании уже одиннадцать лет. «Когда я впервые приехала в Иу, здесь не было даже дороги от аэропорта и ни одного торгового центра. Сейчас это самый настоящий мегаполис, здесь работают и живут иностранцы со всего мира, — вспоминает она. — Если до пандемии здесь в основном базировались предприниматели из Латинской Америки, Индии и арабских стран, то сейчас в Иу активно привлекают специалистов из США и Европы. Что находит отражение на местной инфраструктуре — в городе появилось много европейского, в частности, рестораны, известные бренды».
Подобные компании для русских сотрудников, как родной дом и в прямом, и в переносном смысле. Им предоставляют служебные квартиры, полностью приспособленные для комфортного проживания. Коллеги не только вместе работают, но и проводят досуг, отмечают праздники, дружат, создают семьи, но есть и смешанные браки. «Русские девушки с большим удовольствием выходят замуж за китайцев, — улыбается Евгения. — Китайские мужчины очень заботливые, они готовят, занимаются с детьми. На улицах можно часто увидеть парочки, где мужчина несет женскую сумочку. Дети как из русских, так и из русско-китайских семей ходят в местные детские сады и школы. Малыши очень быстро осваивают китайский язык, потому что он проще для детского восприятия. Бывает, что ребенок русскоязычных родителей даже лучше говорит на китайском, чем на русском. При этом китайцы очень открыты для коммуникации, даже если вы не знаете языка, они постараются объясниться с помощью жестов. Английского местные жители, особенно в небольших городах, не знают».
Но как бы русским, которые живут и работают в Китае, эта страна ни нравилась, к некоторым вещам приходится привыкать. Например, к тому, что здесь нет понятия личного пространства, а явное проявление естественных физиологических моментов — норма. А еще китайцы громко разговаривают — это связано с тем, что они живут в шумной среде, и громкая речь необходима для того, чтобы их услышали или даже заметили. В общественных местах местные жители громко чихают, сморкаются и плюются. Но если для иностранцев плевок на улице может показаться грубым или антисанитарным, то для китайцев это необходимая функция организма, ведь, согласно традиционной китайской медицине, глотать мокроту вредно для здоровья. Ну а за столом даже на официальном приеме можно услышать аппетитное чавканье, ведь если ты не чавкаешь, то как остальные поймут, что тебе вкусно?
Вкус скорпиона с ночного рынка
Приобрести что‑то в розницу и за наличку в Иу тоже все‑таки можно, но только на знаменитом ночном рынке. Да-да, торговля в этом городе не прекращается даже после захода солнца. Ночной рынок разворачивается на улице Саньтин в районе Биньван с семи-восьми вечера и шумит до восхода солнца. Это тусовка простых местных жителей (рабочих с фабрик, обслуги, охранников, дворников, официантов), трудовых мигрантов и любопытствующих иностранцев — командированных и туристов.
На 350 метрах более чем 800 мобильных торговых прилавков, на них горы товаров — одежда, сумки, носки, ремни, обувь, игрушки. Как безвестных производителей, так и украшенные поддельными логотипами мировых брендов. Всю эту «фирму» отдают за копейки. У меня на глазах покупатель ненароком смахнул с неустойчивой витрины флакон французских духов, и драгоценный парфюм разбился вдребезги. Хозяйка безразлично махнула рукой и… достала из спортивной сумки новый флакон.
Здесь же, между рядами, прямо в толпе художники пишут портреты с натуры, делают маникюр и даже выбивают тату. И все‑таки главная изюминка ночного рынка — гастрономические ряды с легендарными деликатесами китайской уличной еды, которую готовят, как говорится, не отходя от кассы. Куриные лапки, огромные креветки в кляре, черепахи, лягушки, скорпионы, тараканы, свиные копыта, черепа каких‑то неведомых животных, конечно же, экзотические фрукты и десерты. Неподготовленных посетителей вся эта гастрономическая экзотика шокирует, но завсегдатаи рынка с аппетитом уплетают блюда за обе щеки. Впрочем, отправляя нашу делегацию на ночную прогулку по этому рынку, Као Цзин, вице-мэр города Иу, настойчиво рекомендовал обязательно что‑нибудь попробовать, гарантировав, что это безопасно. «Раньше на ночных рынках действительно было опасно, прежде всего в плане антисанитарии, — подтвердила Евгения. — Но после пандемии Китай кардинально изменил политику общественного питания. Сегодня ночные рынки проверяют очень строго, и они действительно не представляют опасности, как прежде. Сотрудники нашей компании регулярно посещают ночной рынок в Иу, дегустируют местные деликатесы, в том числе скорпионов и тараканов, без каких‑либо неприятных последствий».
Вначале были перья
Феномену успешной торговой экономики Иу остается только удивляться и завидовать. Ведь еще два десятка лет назад это был неизвестный населенный пункт вдали от моря и границ с другими государствами, где главным занятием местных жителей было сельское хозяйство, причем далеко не в самых идеальных для этого условиях (местный климат подходит лишь для выращивания сахарного тростника и чая). Но совсем не случайно именно этот городок был выбран как экспериментальный для внедрения рыночной экономики. Торговля в этих местах всегда играла важную роль.
В XVII веке здесь промышляли коробейники, которые с бамбуковыми корзинами, наполненными швейными принадлежностями и кусками коричневого тростникового сахара, ходили по окрестным деревням, обменивая этот незатейливый товар на куриные перья, которые можно было выгодно продать как сырье для производства подушек, перин, щеток и опахал для смахивания пыли. В начале XVIII века здесь появились зачатки оптовых рынков, однако с основанием в 1949 году Китайской Народной Республики свободный рынок официально запретили. Частные лоточники считались капиталистами и подвергались со стороны властей жестоким репрессиям. Но они все равно продолжали торговать нелегально, и именно эта деятельность заложила основу для будущего Иу.
После экономических реформ Дэн Сяопина в 1978 году рынок Иу возродился, став одним из первых свободных в истории КНР. Его неофициальным основателем считают бедную крестьянку, мать пятерых детей по имени Фэн Айцянь. В мае 1982 года женщина пришла во двор уездного комитета партии Иу, эмоционально пожаловалась на свою трудную жизнь и задала прямой вопрос, почему безработных селян, которые приходят в город торговать, прогоняют и штрафуют. И была услышана — секретарь парткома округа Иу Се Гаохуа отправил рабочую группу для исследования ситуации. Уже в сентябре было принято решение, которое в те времена оценивалось как идущее вразрез с общественным мнением: открыть в Иу рынок мелких товаров и официально разрешить крестьянам заниматься торговлей. Вскоре на улице Хуцинмэнь появился первый официальный рынок мелких товаров, лоточники надели спецодежду и нагрудные значки и встали перед прилавками как работники государственных магазинов…
Уезжая из этого удивительного города, я купила себе памятный сувенирный магнитик с надписью Yiwu, что немаловажно, сделанный именно в Иу. Как, впрочем, и многие другие магнитики с названиями многочисленных стран и городов нашей планеты. А в самолете, увозящем меня из Иу, было разноцветно и шумно. Кого только не было — арабы, индусы, афроамериканцы, турки, много русских. И теперь я знала, что это не туристы, а предприниматели и торговцы, которые занимаются поставками в свои страны китайских товаров.
ФОТО freepik.com/ИНФОГРАФИКА Анны ВАНЕЕВОЙ
Читайте также:
Кокшайский романс в городе корабелов: чем удивляет туристов город Звенигово?
Поднебесная становится ближе: вступил в силу безвизовый режим для поездок россиян в Китай