Найти в Дзене
Мир спецтехники

Romet Chart: «Польский Simson» — неудавшаяся надежда и символ эпохи перемен

Romet Chart — это, возможно, самый амбициозный и в то же время самый противоречивый мопед, выпущенный польским заводом Zakłady Rowerowe Romet (PREDOM-ROMET) в Быдгоще. Появившись на закате Польской Народной Республики, «Чарт» (в переводе — «Борзая») должен был стать современным, «взрослым» мопедом, способным конкурировать с лучшими образцами из Восточной Германии (Simson) и Чехословакии (Jawa). К сожалению, его жизненный цикл пришелся на годы политической и экономической трансформации, что сделало его редким, но очень желанным объектом коллекционирования. В конце 1980-х годов завод Romet остро нуждался в обновлении модельного ряда. Успешные, но устаревшие «Komar» и «Kadet» уже не соответствовали требованиям времени. Конструкторы поставили перед собой цель создать мопед, который: Именно из-за своей надежности, внешнего вида и технических характеристик он часто получал прозвище «польский Simson» — по аналогии с популярными немецкими мопедами. _____________________________________________
Оглавление
Romet Chart 210
Romet Chart 210

Romet Chart — это, возможно, самый амбициозный и в то же время самый противоречивый мопед, выпущенный польским заводом Zakłady Rowerowe Romet (PREDOM-ROMET) в Быдгоще. Появившись на закате Польской Народной Республики, «Чарт» (в переводе — «Борзая») должен был стать современным, «взрослым» мопедом, способным конкурировать с лучшими образцами из Восточной Германии (Simson) и Чехословакии (Jawa).

К сожалению, его жизненный цикл пришелся на годы политической и экономической трансформации, что сделало его редким, но очень желанным объектом коллекционирования.

Рождение надежды: Взгляд на Запад и Восток

В конце 1980-х годов завод Romet остро нуждался в обновлении модельного ряда. Успешные, но устаревшие «Komar» и «Kadet» уже не соответствовали требованиям времени. Конструкторы поставили перед собой цель создать мопед, который:

  1. Напоминал бы мотоцикл: В отличие от «Komar» или «Kadet» с их велосипедными рамами, «Chart» получил высокий, спортивный силуэт и длинную мотоциклетную двухместную седушку.
  2. Имел мотоциклетную коробку передач: Вместо архаичного двухступенчатого механизма, переключаемого на руле, «Chart» получил 3-ступенчатую коробку, управляемую ножной лапкой, как на настоящем мотоцикле.

Именно из-за своей надежности, внешнего вида и технических характеристик он часто получал прозвище «польский Simson» — по аналогии с популярными немецкими мопедами.

__________________________________________________________________________________________

Партнером канала Мир спецтехники является компания "Глобал Импорт" - официальный дистрибьютор техники LiuGong в РФ. Глобал Импорт предлагает в России полный модельный ряд дорожно-строительной техники LiuGong.

Узнать больше о технике LiuGong вы можете на сайте компании Глобал Импорт www.liugong-vostok.ru или по тел: 8 800 222 65 77.

__________________________________________________________________________________________

Основная модель: Chart 210 (1988–1994)

Серийное производство модели Romet Chart 210 началось в 1988 году, всего за год до падения коммунистического режима.

  • Годы выпуска 1988−1994 (пик производства пришелся на 1988−1990)
  • Двигатель Тип 023 (одноцилиндровый, двухтактный)
  • Объем двигателя 49,8 см3
  • Мощность 1,7 л. с.
  • Трансмиссия 3-ступенчатая, ножное переключение
  • Колеса 17 дюймов (в отличие от 16 дюймов у «Кадета»)
  • Особенности Классическая телескопическая вилка, полноценный бак, приборная панель в стиле мотоцикла.

Противоречивая судьба

Несмотря на внешнюю современность, «Chart» столкнулся с серьезными проблемами, вызванными переходом к рыночной экономике:

  1. Качество и доступность запчастей: Из-за распада производственных связей и банкротства Romet (которое последовало в 1990-е годы), качество последних партий упало, а запчасти к уникальным агрегатам «Chart» стали дефицитом, в отличие от унифицированных деталей для «Komar».
  2. Низкий тираж: Производство Chart'а было относительно недолгим. За весь период было выпущено около 80 000 экземпляров (для сравнения, «Komar» исчислялся миллионами), что делает его одним из самых редких массовых польских мопедов.
  3. Конкуренция: После 1990 года польский рынок заполонил дешевый подержанный транспорт из Западной Европы, что быстро вытеснило дорогую и уже неконкурентоспособную отечественную продукцию.

Наследие: возрождение Chart в XXI веке

Хотя оригинальный «Chart 210» стал артефактом, бренд Romet был возрожден в XXI веке. Современный Romet, сохраняя традиции, вернул имя «Chart» для новых моделей.

  • Romet Chart 50 (Современный): Мопед с дизайном, стилизованным под «голый байк» (naked bike) 90-х. Он оснащен современным, более экологичным 4-тактным двигателем (49 см3), 4-ступенчатой механической коробкой передач и передним дисковым гидравлическим тормозом.
  • Romet Chart 125: Полноценный легкий мотоцикл (на который, в Польше, можно получить права категории «B»). Он оснащен 124 см3 двигателем мощностью около 10,7 л. с. и достигает скорости 90 км/ч.

Таким образом, если оригинальный Romet Chart 210 стал символом упущенных возможностей польской промышленности конца 80-х, то его современный тезка — это дань уважения той амбициозной машине, которая мечтала стать настоящим мотоциклом.