Найти в Дзене
Обломки ДЕРЖАВЫ

Спецвагон «Столыпин»

Вагон «столыпинский», Кругом решёточки, Конвой из Вологды, Не до чечёточки! Вагон «столыпинский», Не до бутылочки, А из Бутырочки - До пересылочки. 📖 Михаил Танич 📖 В статье речь пойдёт о специальном железнодорожном вагоне для перевозки спецконтингента (осуждённых и подследственных). На официальном языке «спецвагон» (далее – СВ). Неофициальные названия: «Вагонзак», «Зэквагон», «Столыпин», «Столыпинский вагон». «Вагонзак», «Зэквагон» – терминология 20-х – 60-х годов, когда официально использовался термин «заключённые» или «з/к» – в просторечии «зэк» (имелись в виду заключённые под стражу). Впоследствии официальный термин был заменён на «осуждённые» и «подследственные». 👀 В неофициальных документах, особенно в литературе, до сих пор используется термин з/к. В этой статье спецконтингент для удобства мы будем именовать з/к «Столыпинским» СВ окрестили «сидельцы» или з/к. Хотя эти два вагона (СВ и Столыпинский) по-разному устроены и имеют абсолютно разное предназначение. «Столыпинский в
Оглавление
Вагон «столыпинский», Кругом решёточки,
Конвой из Вологды, Не до чечёточки!
Вагон «столыпинский», Не до бутылочки,
А из Бутырочки - До пересылочки.

📖 Михаил Танич 📖

Специальный железнодорожный вагон

В статье речь пойдёт о специальном железнодорожном вагоне для перевозки спецконтингента (осуждённых и подследственных). На официальном языке «спецвагон» (далее – СВ). Неофициальные названия: «Вагонзак», «Зэквагон», «Столыпин», «Столыпинский вагон».

«Вагонзак», «Зэквагон» – терминология 20-х – 60-х годов, когда официально использовался термин «заключённые» или «з/к» – в просторечии «зэк» (имелись в виду заключённые под стражу). Впоследствии официальный термин был заменён на «осуждённые» и «подследственные».

👀 В неофициальных документах, особенно в литературе, до сих пор используется термин з/к. В этой статье спецконтингент для удобства мы будем именовать з/к

«Столыпинским» СВ окрестили «сидельцы» или з/к. Хотя эти два вагона (СВ и Столыпинский) по-разному устроены и имеют абсолютно разное предназначение. «Столыпинский вагон» - обычный вагон низкого класса для перевозки граждан. СВ – вагон, специально оборудованный решётками для перевозки спецконтингента. Спецвагон значительно моложе «Столыпина». Ещё во времена Великой отечественной войны перевозка з/к осуществлялась в теплушках. Я так и не нашёл, когда же начали выпускать цельнометаллические спецвагоны. Но учебный СВ, списанный и приспособленный для занятий с караулами и закреплённый за взводом автора, был выпущен в 1952 году.

Листайте…

Столыпинский вагон

«Столы́пинский ваго́н», стандартный железнодорожный вагон для перевозки крестьян из центральных губерний Российской империи в Сибирь и на Дальний Восток. Появление было связано с активным переселенческим движением в рамках столыпинской аграрной реформы. Первоначально для транспортировки использовались теплушки, но они не отвечали требованиям к перевозке людей. В связи с чем в 1908 году по заказу Управления железных дорог Министерства путей сообщения Российской империи на основе пассажирского вагона 3-го класса был специально разработан пассажирский вагон 4-го класса вместимостью до 40 человек. Вдоль одной стороны вагона располагался широкий проход с багажными полками; с другой стороны – купе с 3 ярусами полок для лежания и дополнительными откидными. Вагон был оснащён 2 санузлами. Отапливался 2 дровяными печами, имелось освещение и вытяжная вентиляция.

«Столыпинский» вагон
«Столыпинский» вагон

Схемы спецвагона

Речь в статье пойдёт о СВ, используемом для перевозки в восьмидесятые годы прошлого столетия. В те годы автору довелось служить в одной из двух частей ВВ МВД СССР, занимавшихся только конвоированием з/к и не охранявшим зоны (в/ч 7455 в городе Ташкенте и в/ч 7456 в г. Москве). Так уж получилось, что в одной из частей автор служил, а в другой неоднократно бывал в командировках. Поэтому о спецвагоне знает не понаслышке.

👉 При описании СВ для удобства будем пользоваться первой схемой

Для интересующихся ниже ↓ приведены схемы имеющихся в настоящее время «на вооружении» УФСИН спецвагонов.

Листайте…

Спецвагон

СВ представляет обыкновенный железнодорожный вагон со всеми его коммуникациями. Различие только в кузове СВ и его начинке.

Одна сторона вагона оборудована по всей длине окнами, закрытыми решётками. На другой стороне в местах размещения камер идёт сплошная стена. Окнами оборудованы только туалеты, купе и служебное помещение проводника, кухня караула, купе начальника караула и купе состава караула.

Вид спереди и сзади. Листайте...

Помещения спецвагона

Спецвагон от тамбура до тамбура условно делится на 3 локальные зоны: служебные помещения, караульное помещение, место несения службы (условно назовём его «зона»).

Служебные помещения

1 Тамбур со стороны служебных помещений предназначен для состава караула и проводника.

2 Туалет служебный предназначен для состава караула и проводника

3 Служебное помещение проводника (может быть разделён на 2 отсека – техническое помещение и купе проводника).

4 Кухня состава караула. В 80-х годах кухню топили дровами.

14 Служебный коридор. Помещение, которым беспрепятственно пользуются проводник и повар караула во время приготовления пищи. Может быть оборудован титаном для приготовления кипятка.

15 Котельное помещение. Предназначено для отопления вагона. Доступ имеется только у проводника и НК для контроля за действиями проводника.

Караульное помещение

Караульное помещение (коридор, купе НК, купе караула) отделено от служебного коридора и коридора перед камерами запираемыми дверями.

5 Купе начальника караула оборудованное двумя мягкими полками, столом с встроенным сейфом для оружия, нумератором для личных дел з/к. Напротив купе НК, в верхнем углу над дверью в служебный коридор располагается зеркало, размещённое под специальным углом, чтобы НК мог со своего места видеть, что происходит в коридоре перед камерами. Современные СВ оборудованы камерами, выведенными на монитор НК.

Листайте…

6 Купе состава караула оборудовано шестью полками и местом над дверью для вещей, прозванном у конвойников «собачником». Седьмое, самое тёплое место для отдыха в купе караула.

13 Коридор караульного помещения. Напротив купе караула в коридоре имеется откидное сиденье для бодрствующего караульного.

Листайте…

«Зона»

«Зона» отделена от караульного помещения и рабочего тамбура запираемыми дверями, дверь в сторону караульного помещения с прозрачным стеклом.

7 Малая камера (их четыре) имеет 3 деревянные полки, расположенные на одной стене слева от входа в камеру. Норма посадки в малую камеру 5 человек: 3 места сидя на нижней полке, по одному для лежания на второй и третьей полке. При перевозке до 4 часов в малую камеру допускается сажать дополнительно 1 з/к. Одна из малых камер оборудована дополнительной закрывающейся наглухо металлической дверью. Названия этой камеры: «Карцер», «Бокс», «Девятка».

Листайте…

8 Большая камера (их пять) имеет шесть полок по 3 с каждой стороны камеры. Средняя полка оборудована опускающейся полкой, которая соединяет левую и правую полки и образует единую площадку. Норма посадки в большую камеру 12 человек: 6 сидя, 4 на единой средней полке, 2 на верхних полках. При перевозке до 4 часов в большую камеру допускается сажать ещё 4 з/к. В нынешних нормах на второй полке большой камеры разрешено располагать только 3 человека.

Листайте…

👀 Таким образом, норма посадки в СВ: до 80 з/к на любой срок перевозки (4х5+5х12) и до 104 з/к на срок перевозки до 4 часов (4х6+5х16).

9 Туалет «зоны». Предназначен для вывода з/к в целях отправления естественных надобностей.

11 Коридор перед туалетом «зоны». Место бодрствующего караульного в период отправления естественных надобностей з/к.

Туалет, коридор перед туалетом «зоны»
Туалет, коридор перед туалетом «зоны»

12 Коридор «зоны». Место несения службы часового и бодрствующего помощника начальника караула (ПНК).

10 Тамбур со стороны «зоны» предназначен для посадки-высадки з/к в период загрузки-выгрузки в начальном-конечном пункте маршрута и на обменных пунктах в пути следования. В шкафах этого тамбура хранились дрова для кухни.

Состав караула

В состав караула входят: НК (начальник караула), 2 ПНК (помощник НК), 4 караульных, повар. Повар во время движения службу не несёт, отвечает за приготовление пищи. В период загрузки-выгрузки в начальном-конечном пункте маршрута повар выставляется на пост с обратной стороны вагона у сцепки (см фото ↓).

Итого 8 человек. При дальних перевозках, в период усиления боевой службы или стажировки новых сотрудников состав караула может быть увеличен вплоть до 12 человек. Таким караулом пришлось однажды руководить автору, дополнительно были: стажёр НК, стажёр ПНК, 2 стажёра караульных.

Службу в «зоне» выполняет дежурный ПНК (второй ПНК в это время отдыхает) и часовой на посту 1 у камер, бодрствующий караульный в коридоре у купе караула. Бодрствующий караульный в период вывода в туалет осуществляет совместно с ПНК вывод. В период усиления службы (стажировки новых караульных) на посту 2 у малых камер несёт службу ещё один часовой, усиливающий караул.

⭐ Если вам понравилась статья, все работы автора здесь 👇👇👇

📅 08.10.2025 ✒ WaldSchrat

🔰 Комментарии, содержащие ненормативную лексику и оскорбления, удаляются, а авторы блокируются. Комментарии авторов канала «Обломки ДЕРЖАВЫ» заблокированы цензурой