Найти в Дзене
Магистраль

Яна Виндерен (Jana Winderen). Слушая шум океана.

Яна Виндерен, ArtBasel 2019
Яна Виндерен, ArtBasel 2019

Яна Виндерен (Jana Winderen) — художница из Норвегии, получившая образование в области математики, химии и экологии рыб. Она работает в жанре саунд-арта и выводит на поверхность звуковую топографию и богатство океанов, рек, озёр и ледников. Поскольку рыбы, ракообразные, водные насекомые и млекопитающие используют звук для общения, ориентации в пространстве, охоты и встреч в океанах по всему миру, она записала всё: тюленей, дельфинов, горбатых китов, креветок, треску, окуня, рыб-ласточек, летучих мышей и даже коралловые рифы. Её работы реалистичные и эмоциональные работы можно рассматривать как призыв к действию в свете изменения климата и других насущных экологических проблем, о которых мы можем не знать, поскольку они скрыты в морских глубинах.

Яна Виндерен записывает звуки в долине Жу в Швейцарии
Яна Виндерен записывает звуки в долине Жу в Швейцарии

Яна Виндерен родилась в 1965 году в Будё, Норвегия, где выросла среди лесов, гор и морей. В детстве она читала книги о Туре Хейердале, норвежском путешественнике и этнографе, который изучал зоологию, ботанику и географию. Каждое лето она проводила у моря со своим дедушкой Ларсом Виндереном, врачом по профессии и идеалистом в плане защиты суши и прибрежных районов. Он часто рассказывал ей о растениях и животных. Она многому научилась у него, а также у своей матери, которые вместе были настоящими защитниками окружающей среды. Кроме того, там, в месте, где она жила зимой, было озеро, которое вот-вот должно было погибнуть из-за разрастания водорослей. Позже её очень расстроило и разозлило решение правительства построить плотину гидроэлектростанции там, где в Норвегии жили саамы и паслись северные олени. Яна Виндерен даже написала статью о рыбе, которая путешествует по планете в поисках пары, встречает других рыб и жалуется на разливы нефти. По всем этим причинам она хотела стать морским биологом, чтобы проводить исследования в океане, в частности изучать млекопитающих, таких как тюлени и киты. А потом она начала изучать искусство, потому что всегда любила рисовать, но окружающая среда была её главным интересом на протяжении всей жизни.

Яна Виндерен записывает звук с помощью гидрофонов в районе Силвер-Бэнк в Карибском море
Яна Виндерен записывает звук с помощью гидрофонов в районе Силвер-Бэнк в Карибском море

После изучения математики, химии, биохимии и экологии рыб в Университете Осло в 1993 году Виндерен получила диплом по изобразительному искусству в Голдсмитском колледже при Лондонском университете, где она начала работать со скульптурой. В это время решила, что больше не может создавать объекты, которые «впоследствии окажутся на свалке»

Я не хотела быть частью этого коммерческого процесса покупки, продажи и хранения объектов, которые впоследствии окажутся на свалке. Я хотела работать с нематериальным. Звук — это материя. Звук — вполне материальная среда, но на самом деле он не занимает никакого места, и я использую своё записывающее оборудование повторно и беру вещи напрокат. Надеюсь, что, когда я уйду, на планете останется меньше вещей. Я бы предпочла, чтобы у людей был опыт, который они могли бы унести с собой и с которым они могли бы ассоциировать себя, а не чтобы у них был какой-то предмет, за который не обязательно платить, чтобы его получить.

Яна Виндерен считает, что очень важно уделять больше внимания окружающему миру и живым существам, а также тому, как на них влияет звук.

Все эти звуки вызывают у нас стресс на подсознательном уровне, и я хочу сказать, что мы, сами того не осознавая, сливаем все эти звуки в воду. Невероятно, что мы позволяем этому происходить вокруг нас. Но дело ещё и в том, как мы воспринимаем эти звуки, и в нашей человеческой позиции. Мы постоянно получаем информацию отовсюду. Мы фильтруем реальность. Я думаю, пришло время «упереться пальцем в землю», как говорят в Норвегии, то есть перестроиться или заземлиться, чтобы вернуться к реальности.
Запись гидрофона в Гудзоне. 28 января 2022 года
Запись гидрофона в Гудзоне. 28 января 2022 года

Во всех её проектах первостепенную роль играет исследование, в котором Уиндерен опирается на местный опыт, чтобы выявить и погрузиться в реальные проблемы, существующие в конкретном месте и только после этого приступить к установке записывающего оборудования. Затем она тщательно продумывает, какую лучше выбрать форму для своей работы: в виде многоканальной художественной инсталляции, радиопрограммы, живого концерта или саундтрека к фильму.

Чтобы получить полную аудиоинформацию, она использует качественное предварительное усиление для максимально детальной и точной записи звуков, а также четыре гидрофона, записывающих на разных каналах, которые улавливают широкий частотный спектр под водой, микрофон Soundfield формата B, который записывает шумы над водой, например шум самолётов, и ультразвуковые детекторы, которые делают доступными для изучения условия окружающей среды, не слышимые человеческим ухом без посторонней помощи, например ультразвук, который находится за пределами нашего возможностей нашего слуха, но с помощью которого многие виды млекопитающих и насекомых общаются между собой. Она понижает частоту до диапазона, воспринимаемого человеком. Используя архив звуков, собранных за многие годы, она смешает их с новыми записями и создаёт удивительные звуковые коллажи.

Я часто мыслю категориями историй, слоёв и разделов, путешествий, а также подъёма и спуска в глубинах воды. Первый слой описывает более обширные территории с меньшей частотой и большим охватом, а последующие слои приближают изображение и фокусируются на деталях. Я представляю себе пути миграции различных видов из холодных регионов, где тает лед, в более теплые районы, где происходит наводнение, и то, с чем они сталкиваются по пути, например, с военными гидролокаторами и сейсмическими испытаниями, что делает чрезвычайно проблематичным встречу или навигацию.
Яна Виндерен записывает звуки в долине Жу в Швейцарии
Яна Виндерен записывает звуки в долине Жу в Швейцарии

В 2011 году она получила премию «Золотая Ника» в номинации «Цифровая музыка и звуковое искусство» за релиз Energy Field на фестивале Ars Electronica в Линце. Вооружившись четырьмя гидрофонами 8011 DPA, всенаправленными микрофонами DPA 4060, микрофоном с параболическим отражателем Telinga и цифровым жёстким диском Sound Devices 744T, Яна Виндерен исследовала и записывала звуки дикой природы, которые особенно важны для понимания сложности и хрупкости морских экосистем. Записи были сделаны во время экспедиций в Баренцево море (к северу от Норвегии и России), Гренландию и Норвегию, в глубокие расщелины ледников, во фьорды и в открытый океан. Затем эти элементы были отредактированы и наложены друг на друга, чтобы создать мощный описательный звуковой ландшафт. Открытые пространства Гренландии, северные ветры, вороны и собаки на ледяном ландшафте создают атмосферу для этих тревожных, но динамичных композиций. В подборку вошли звуки ракообразных и рыб, таких как треска, пикша, сельдь и минтай, записанные во время их охоты, брачных игр или ориентации в окружающей среде. В результате получается мощное, завораживающее путешествие в невидимый звуковой мир ледяного севера.

Оформление релиза Energy Field, 2011
Оформление релиза Energy Field, 2011

В 2019 году Яна Виндерен в партнёрстве с Audemars Piguet Contemporary создала 22-канальную аудиокомпозицию Describe The Art of Listening: Under Water (Искусство слушать: под водой) для художественной ярмарки Art Basel в Майами-Бич. В ней она использовала звуки, записанные в районе гавани Майами, в Баренцевом море и тропических океанах. Композиция подчёркивает хрупкость наших экосистем, которая ещё больше усугубляется постоянным воздействием человеческих звуков под водой. Деятельность человека в Мировом океане повсеместна и разрушительна. Грузовые и круизные суда, сейсмические пневмопушки, используемые для поиска нефти, забивка свай, промышленная деятельность, военные гидролокаторы, гидроциклы, танкеры и рыболовные суда создают подводное шумовое загрязнение, которое негативно влияет на водную флору и фауну, мешая животным слышать друг друга, общаться, питаться, спариваться и ориентироваться. Уиндерен отмечает, что «движение, которое мы начинаем в одном месте, может оказать влияние на весь мир». В 2022 году проект был переосмыслен и представлен в Школе искусств Колумбийского университета.

Есть звуки эхолокации косаток, афалин, дельфинов, тюленей-бородачей, рыб-жаб, тропических рыб, которые я записала в Таиланде, а также звуки человеческой деятельности, издаваемые самолетами, кораблями и яхтами. Я всегда ожидаю услышать звуки, созданные человеком, потому что они действительно повсюду, даже на Северном полюсе! Я добавила много мангровых зарослей, водорослей и кораллов, чтобы показать, как могло бы быть в Майами. Удивительно, но звуков, издаваемых рыбами, очень мало, но их можно вернуть, потому что в Таиланде есть деревня Чана, где с помощью создания искусственных рифов, не наносящих долгосрочного вреда окружающей среде, удалось вернуть 144 вида рыб после того, как 30 лет назад коммерческое рыболовство опустошило залив. Это вселяет в меня надежду.
Проект "Искусство слушать: под водой" в Школе искусств Колумбийского университета, 2022
Проект "Искусство слушать: под водой" в Школе искусств Колумбийского университета, 2022

Яна Виндерен участвует в международных выставках уже более 25 лет. За последние 15 лет она создала масштабные иммерсивные звуковые инсталляции в известных международных галереях и общественных местах в Азии, Европе, Австралии и Америке. Её работы выставлялись на различных площадках и биеннале: ArtBasel, Майами; Выставка современного искусства в Учжэне, Учжэн; Kunstnernes Hus, Осло; Международная биеннале искусства в Таиланде; Музей Мунка в движении, Осло; ГЭС-2, Москва; Аугартен, Вена; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Гётеборгская художественная биеннале, Гётеборг. Она представляла звуковые инсталляции Ambisonic в таких общественных местах, как: туннель на Парк-авеню, Манхэттен; площадь Эминёню, Стамбул; Трафальгарская площадь, Лондон.

С момента своего первого релиза в 2008 году Яна Виндерен выпускала записи на лейбле Touch Music. Она представляла свои работы в различных форматах: от 7-дюймовых виниловых пластинок и компакт-дисков до кассет и USB-накопителей. Большая часть её каталога доступна в цифровом формате на её странице на Bandcamp.

Яна Виндерен записывает звуки, которые издают мастера на часовом производстве Audemars Piguet в долине Жу, Швейцария.
Яна Виндерен записывает звуки, которые издают мастера на часовом производстве Audemars Piguet в долине Жу, Швейцария.

Яна Виндерен считает, что звуковое искусство — наиболее эффективный способ привлечь внимание к экологическим угрозам.

Для меня важна коммуникация. Одна из причин, по которой я работаю со звуком, заключается в том, что так я могу охватить большую аудиторию. Звук распространяется. Я давала много интервью на BBC и других радиостанциях. Я также много лет сотрудничал с лейблом Touch в Лондоне, которым уже более 35 лет управляют Майк Хардинг и Джон Возенкрофт. У них есть дистрибьюторская сеть по всему миру, поэтому я выпускаю свои работы на виниловых пластинках, компакт-дисках, кассетах, в цифровом формате и на радио. Для меня важно рассказать вам историю с экологическим посылом, потому что это способ донести до вас то, что я считаю важным, и я делаю это с помощью искусства.

Материалы используемые в статье