Справа богослужебных книг патр. Никона привнесла множество изменений в московскую богослужебную традицию. Это касается и исправления Требника. Перед большим Московским Собором 1666 г. были озвучены вопросы еп. Вятского Александра о том, что новые обряды в Требнике не похожи ни на те, которые приводит свт. Петр (Могила), ни на те, которые бытовали в московской дониконовской традиции1 . Такое мнение связано не только с тем, что сильно изменились предыдущие чины, но также появились новые. В частности, в первом исправленном московском Требнике, напечатанном в 1658 г., появился чин на освящение печи. Цель данного исследования заключается в рассмотрении структуры этого чинопоследования и сравнении его с возможными источниками, которые могли оказать воздействие на его появление.
Одним из первых исследований чина освящения печи является труд западного литургиста Жака Гоара. В 1647 г. он издал Евхологий, в котором издал тексты на двух языках: древнегреческом и латинском. Кроме богослужебных текстов Ж. Гоар приводит дополнительные сведения, известные ему о некоторых чинах. О чине освящения печи он писал, что он совершается добрыми людьми, чтобы Бог благословил их труды, для этого в молитве они испрашивают благословения Божие с призыванием помощи ангелов и сщмч. Киприана. Также Ж. Гоар отмечал, что в молитве есть путаница со священномучениками Киприанами. Составитель молитвы упоминает сщмч. Киприана Никомидийского, но подразумевается сщмч. Киприан Карфагенский2 . Сведения Ж. Гоара очень ценны, поскольку он был современником патр. Никона и его справы.
Чин освящения печи прокомментировал также архиеп. Вениамин (КраснопевковРумовский)3 . Скорее всего, в первой части своего комментария владыка Вениамин взял за основу мнение Ж. Гоара4 . Вторая часть, о сщмч. Киприане, у архиеп. Вениамина иная. Он писал, что сщмч. Киприан был волшебником, потом стал христианином, поэтому теперь он помогает от волшебства5 .
Источниками для проведения исследования послужили:
- первый редактированный московский Требник (1658);
- греческий Евхологий (1602), поскольку этим изданием пользовались справщики при составлении нового Требника6 ;
- Стрятинский Требник (1606). Данное издание, как книгу, которой использовали справщики, рассматривает В. Новицкий, выпускник дореволюционной Санкт- Петербургской Духовной Академии, в своей выпускной работе7 . В ней сделана попытка перевода греческого Евхология (1602) на церковнославянский язык8 ;
- Требник свт. Петра (Могилы) (1646), поскольку именно это издание было выбрано справщиками как корректурный экземпляр;
- И два корректурных экземпляра: РГАДА БМСТ / СПК № 1760 и ГИМ Син. № 308, в которых обнаруживается чин освящения печи.
Поскольку чин освящения печи впервые появляется в Требнике в 1658 г., возникает вопрос, из какого Требника / Евхология он был заимствован. Или он составлен самими московскими справщиками? Ответ на данный вопрос необходимо начать со сравнения чинов из вышеуказанных изданий.
Таблица
Сравнение чина освящения печи из Требника (1658), Евхология (1602), Стрятинского Требника (1606) и Требника свт. Петра (Могилы) (1646)
Священник берет святую воду и окропляет печь снаружи и внутри, говоря: благословляется пещь сия…5.Сугубая ектения: Помилуй нас, Боже…Сугубая ектения: Помилуй нас, Боже…6.Еще молимся о милости, жизни…Еще молимся о милости, жизни…7.Молитва: Услыши ны, Боже…Молитва: Услыши ны, Боже…8.Священник окропляет печь и всех находящихся в доме.9.Отпуст.Дневной отпуст.
Из таблицы видно, что структура чина на освящение печи, изложенный в греческом Евхологии (1602) и Стрятинском Требнике (1606) совпадает со структурой чина из московского Требника (1658). Есть расхождения с чином из Требника свт. Петра (Могилы). В чине свт. Петра отсутствует указание на совершение водосвятного молебна перед чином освящения, но есть начальный возглас, начало обычное и псалом 142, что отличает его от других редакций. Используется только одна молитва молитва (см. п. 3 таблицы), после чего священник освящает печь с произнесением особой формулы, которой нет в других редакциях. В конце чинопоследования указывается, какой именно отпуст следует произнести.
В корректурных экземплярах Требника чин этот также есть. Первый экземпляр РГАДА БМСТ/СПК № 1760 представляет из себя Требник свт. Петра (Могилы), в который справщики вписывали необходимые правки. Это был, по мнению В. Г. Сиромахи и Б. А. Успенского, первый этап справы13. В этом экземпляре присутствует чин на освящение печи, но в нем не обнаруживается ни одной правки. Второй корректурный экземпляр ГИМ Син. № 308 представляет рукопись, созданную после проведения первого этапа справы14. В ней также находится данный чин, причем дважды: в середине рукописи и ближе ее концу. В этих формулярах есть изменения, которые вносили справщики, но они носят языковой характер. Таким образом, изначально справщики взяли за основу чин из Требника свт. Петра (Могилы), но на следующем этапе заменили его на другую редакцию, которая схожа со схемой чинов из греческого Евхология (1602) и Стрятинского Требника (1606).
Несколько слов о содержании молитв, которые упомянуты в п. 3 и 4. В первой молитве (п. 3) вспоминается эпизод из Ветхого Завета, связанный с тремя отроками в пещи огненной (см.: Дан 3:24–95). Далее испрашивается благословение Господа на людей, которые потрудились в Его славу. После этого следует поминовение Пресвятой Богородицы, архистратигов Михаила и Гавриила и прочих небесных сил, крестителя Иоанна, сщмч. Киприана, свт. Николая Мирликийского и всех святых. В этой молитве нет сведений, в которых бы указывались место служения или мучения сщмч. Киприана. Следовательно, нельзя сделать вывод о том, какой именно сщмч. Киприан упоминается в молитве.
Во второй молитве (п. 4) сделан библейский акцент. Сначала вспоминается благословение домов:
- дом Лавана был благословен Иаковом (см.: Быт. 29:13),
- через пребывание Иосифа благословился дом Потифара (Пентефрия) (см.: Быт 39:1–2),
- дом Овид- Эдома (Авида) благословился через прием Ковчега Завета (см.: 2 Цар 6:11–15),
- и вспоминается посещение Спасителем дома Закхея (см.: Лк 19:9).
После этого следует призывание благодати Святого Духа на печь. В этой молитве через освящения печи благословляются хозяева и дом, в которой находится печь.
Вопросы, которые нуждаются в дальнейшей проработке:
- Присутствует ли данный чин в рукописной московской традиции?
- Почему справщики патр. Филарета не внесли данный чин в первопечатный Потребник (1623)?
- Почему этот чин стал актуален в Москве при патр. Никоне и был добавлен в Требник?
- На основании чего его редактировал свт. Петр (Могила)?
Ссылки и примечания:
- ГИМ. Син. № 1199. Сборник. Вопросы, предложенные московскому собору владык Александром, епископом вятским, о новоисправленном Потребнике. Л. 114.
- Euchologion sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines divinae liturgiae. Lutetia, 1647. P. 719.
- Вениамин, архиеп. Нижегородского и Арзамасского. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных. В 4‑х ч. Ч. 4. М., 1999. С. 274.
- Дёгтева О. В., Тихон (Затёкин), игум. Вениамин (Краснопевков [Краснопевков- Румовский]) // Православная энциклопедия. 2004. Т. 7. С. 637.
- Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных. В 4‑х ч. Ч. 4. М., 1999. С. 274.
- Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. М., 2004. С. 29–30.
- РНБ ОР. Ф. 574. Оп. 2 / ч. 2. № 281. [Новицкий В.] Исправление Требника в Москве во второй половине XVIII в. СПб., [1914]. С. 8.
- Andreev A. The Ruthenian Editions of the Slavonic Sluzhebnik and Trebnik. In 2 p. Part 2: the Trebniki Printed in Vilnius before 1650 // Orientalia Christiana Periodica, 2022. № 1. P. 149–151.
- Требник. М., 1658. С. 560–562.
- Εὐχολόγιον ἐκπολλών ὡν πρότερον εἴχε σφαλμάτων ὅτι μάλιστα ἀνακαθαρθέν. [Venetiis], 1602. Л. 159 об.–160.
- Требник. Стрятин, 1606. Л. 615 об.–617.
- Требник сиречь Евхологион. В 3‑х ч. Ч. 2–3. Киев, 1646. С. 194–195.
- Сиромаха В. Г., Успенский Б. А. Кавычные книги 50‑х гг. XVII в. // Археографический ежегодник за 1986 год. М., 1987. С. 79.
- Агеева Е. А. Требник 1658 г.: История издания // Патриарх Никон и его время. М., 2004. С. 182.