Найти в Дзене
Видима и свободна

«Миссис Дэллоуэй сказала, что купит цветы сама»

Рассказываю, как я создала канал о писательницах и веду его уже больше двух лет. (Напомню, что недавно вы задавали вопросы Лизе Васильевой, которая основала и ведёт тг-канал о писательницах и других женщинах в искусстве «Миссис Дэллоуэй сказала, что купит цветы сама». Вы читаете ответы Лизы.) О создании канала Я два года жила мыслями о своей кандидатской диссертации, и когда я её бросила, на месте этих мыслей образовалась нехорошая пустота. Я пыталась заполнить её журналистикой, и в какой-то момент мне даже показалось, что у меня получается: я начала писать лонгриды о культуре, в студенчестве это было моей мечтой. Опубликовав в СМИ, где я работаю, два больших текста об архитектурной мозаике и кино, я пришла к главному редактору с идеей третьего: в тот момент в российский прокат как раз выходил фильм «Эмили» об Эмили Бронте, и я предложила материал-подборку о не самых известных писательницах (то есть практически всех, я выбрала 12, согласно формату издания). Когда он согласился, я была
Поэтесса Габриэла Мистраль за работой. Источник: https://t.me/md_femalewriters/1476
Поэтесса Габриэла Мистраль за работой. Источник: https://t.me/md_femalewriters/1476

Рассказываю, как я создала канал о писательницах и веду его уже больше двух лет.

(Напомню, что недавно вы задавали вопросы Лизе Васильевой, которая основала и ведёт тг-канал о писательницах и других женщинах в искусстве «Миссис Дэллоуэй сказала, что купит цветы сама». Вы читаете ответы Лизы.)

О создании канала

Я два года жила мыслями о своей кандидатской диссертации, и когда я её бросила, на месте этих мыслей образовалась нехорошая пустота. Я пыталась заполнить её журналистикой, и в какой-то момент мне даже показалось, что у меня получается: я начала писать лонгриды о культуре, в студенчестве это было моей мечтой.

Опубликовав в СМИ, где я работаю, два больших текста об архитектурной мозаике и кино, я пришла к главному редактору с идеей третьего: в тот момент в российский прокат как раз выходил фильм «Эмили» об Эмили Бронте, и я предложила материал-подборку о не самых известных писательницах (то есть практически всех, я выбрала 12, согласно формату издания). Когда он согласился, я была просто счастлива, ведь я будто готовилась к этому тексту «всю жизнь»! Осознанно я начала читать писательниц в магистратуре, а придя в аспирантуру, даже хотела посвятить диссертацию творчеству писательниц, но начальник/научрук отказал со словами, что не хочет связываться с феминистками. Доказать что-то у меня не получилось, и я переключилась на другую тему. Зато теперь у меня была возможность сделать текст об авторках!

Я очень хотела показать, что тексты, созданные женщинами, гораздо глубже и значительнее, чем патриархат пытается их выставить — только потому, что они принадлежали перьям авторок, а не авторов. Хотела обратить внимание на потрясающие произведения, от которых даже читательницы отмахиваются как от чиклита (даже само существование понятия «чиклит» — сексизм страшный). Я хотела рассказать о невероятном вкладе, сделанном писательницами, и доказать, что их творчество невероятно важно.

Моё счастье испортил сам главред. Он просмотрел лонгрид в день, когда фильм уже вышел. И он ему не понравился без конкретных причин. Хотя он пообещал, что рассмотрит другой текст на эту тему как-нибудь потом. Я не собиралась отступать.

Я подготовила новый материал, теперь о самых известных писательницах, причём совпадения с прошлым списком были, к 8 Марта, но вместо него случайно отправила старый. В этот раз главред взял его сразу же.

Второй материал я пыталась пристроить в одно женское СМИ, объявлявшее, что принимает тексты, меня просто проигнорировали (а потом ещё и несколько странно не взяли на работу, но это ладно). В итоге он стал одним из первых постов в «Миссис Дэллоуэй сказала, что купит цветы сама».

Писательница Сельма Лагерлёф за работой. Источник https://t.me/md_femalewriters/1469
Писательница Сельма Лагерлёф за работой. Источник https://t.me/md_femalewriters/1469

На дистанции история мне кажется немного забавной, хотя проживать её было не особенно приятно. Вывода из неё было два. Во-первых, я поняла, что хочу продолжить изучать творчество писательниц (а ещё режиссёрок, музыканток и других женщин в искусстве) и рассказывать о нём. Во-вторых, я больше не хотела зависеть в этом вопросе от всяких главредов и научруков. Мне нужна была своя площадка. Правда, от идеи до её реализации прошло где-то полгода. Мне нужно было дозреть, перечитать «Свою комнату» Вирджинии Вулф и попросить чудесную художницу Марию Мирошниченко, мою подругу и в своё время студентку, создать для меня аватарку и фон. У Маши получилось настоящее произведение искусства, над которым я [самобичевание в канале ВиС запрещено, поэтому я его вырезала. — Л. К.] уже второй год.

Днём рождения канала я считаю 26 августа 2023 года, когда я его создала и опубликована в нём первые посты. Но на самом деле таким, каким его знают, он стал только в январе 2024 года. Я долго не могла дать «Миссис Дэллоуэй» ума ни в содержании, ни в оформлении. У меня не было структуры и точного понимания, что я делаю, зато появились первые подписчицы. Часть пришла из моих личных соцсетей, другая — от небольшой рекламы в феминистской группе ВКонтакте, данной в качестве эксперимента. Я даже провела небольшой розыгрыш, больше из благодарности, чем для привлечения внимания. А потом почти полностью заглохла. Писала что-то невпопад и редко и несколько раз чуть не бросила всю эту затею. Но в то же время я продолжала читать книги писательниц и понимала, что я просто обязана ими поделиться.

Борьба с собой закончилась перед новым, 2024 годом. Я просто обожаю составлять списки, и за 10 дней до праздника мне пришла в голову ГЕНИАЛЬНАЯ идея рассказать о 10 лучших произведениях авторок, прочитанных мною в уходящем году. Идея пришла в день, когда я закончила серию не самых приятных текстов для работы и остро нуждалась в отдыхе. Но я загорелась и не могла себя остановить.

Пока я каждый день создавала по посту, я поняла, в каком виде подавать информацию, как оформлять текст и карточки и что я вообще здесь делаю. Еле дождавшись окончания новогодних каникул, я продолжила работать по разработанной схеме и наконец начала получать удовлетворение от происходящего. Уже на этой волне стали появляться новые рубрики, в том числе моя любимая — «миссис Дэллоуэй за работой», хотя она одна из самых сложных в плане подготовки постов: фотографий писателей на рабочем месте масса, фотографии писательниц (ещё и в приемлемом качестве) с каждым разом найти всё сложнее. Думаю, вы не удивлены.

Писательница Маргарет Этвуд за работой. Источник https://t.me/md_femalewriters/1455
Писательница Маргарет Этвуд за работой. Источник https://t.me/md_femalewriters/1455

О продвижении канала

Я продолжала давать рекламу время от времени, всё так же, в феминистских пабликах и каналах — всего, наверное, получилось штук пять. Прирост подписчиц был разным, причем это не каждый раз зависело от цены и размера аудитории площадки. Возможно, влияли мои эксперименты с текстом рекламы и иллюстрациями к нему. В целом благодаря одному объявлению могла прийти одна подписчица, а могли и сто. Сейчас я перестала давать рекламу по двум, всё тем же причинам: деньги и здоровье.

Важную роль в формировании моей аудитории сыграли читательницы-авторки других каналов, сообщество школы WLAG и, возможно, другие женские проекты, правда, я не смогла вычислить какие. Я всем очень благодарна за поддержку, и очень переживаю, что знаю не о всех.

При этом за два года у меня как-то так и не сложилось с сотрудничеством и коллаборациями с проектами, а жаль, для меня это был бы интересный опыт. Мне сами писали представительницы разных крутых организаций, связанных с помощью женщинам и писательством, и пропадали. Особенно обидным оказался случай, когда мне предложили (!) БЕСПЛАТНО прорекламировать одно дело, на котором люди зарабатывают. Я отказалась, потому что в принципе не публикую рекламу, но меня это сильно задело по-человечески.

Зато, как у городов есть побратимы, у «Миссис Дэллоуэй сказала, что купит цветы сама» есть «сестра». Это канал Women Painting Women, посвящённый женщинам в живописи.

Поэтесса и писательница Майя Энджелоу за работой. https://t.me/md_femalewriters/1425
Поэтесса и писательница Майя Энджелоу за работой. https://t.me/md_femalewriters/1425

Всё началось с того, что его админка Эдера однажды оставила комментарий под моим постом про Рупи Каур, я зашла к ней в профиль и заметила прикреплённую ссылку на канал. Я поняла, что мне просто необходимо предложить ей сделать что-то вместе. Так появился проект «Писательницы и художницы» и мини-фестивали. Я до сих пор благодарна Эдере, что она не послала меня, когда я пришла к ней с идей первого мини-фестиваля «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт и требованием провести его, меньше чем через сутки. Но получилось в итоге очень здорово, хотя аудитория у меня от этого разбегается. Суть мини-фестивалей вот в чём: Эдера готовит иллюстрации к книгам писательниц, созданными художницами, я — цитаты и информацию, посвящённую произведениям и авторкам. Всё это счастье мы выкладываем на наших каналах в один день (иногда два), репостим подруга подругу, и вообще делаем красиво и интересно. Самым мощным был макси-мини-фестиваль к 14 февраля в этом году, когда мы выбирали героинь постов из любимых писательниц подписчиц и публиковали это целую неделю, потому что в один-два дня это всё просто бы не влезло. Не знаю, как мы это пережили (я ещё и в больницу успела попасть по дороге, по другой причине), но мы это пережили.

Вообще знакомство с Эдерой и то, что мы не только сработались, но и подружились, стало чудесным событием. Я даже не представляла, насколько мне было важно общение с женщиной, которая тоже ведёт канал, ещё и, как мой, связанный с феминизмом и искусством. А ещё Эдера великолепно смешная, невероятно умная и категорически поддерживающая!

P. S. Именно Эдера познакомила меня с каналом «Видима и свободна»)

Писательница Агата Кристи за работой. https://t.me/md_femalewriters/1409
Писательница Агата Кристи за работой. https://t.me/md_femalewriters/1409

Про выгорание

Мне кажется, в борьбе с выгоранием нужно в первую очередь честно ответить себе на вопрос: зачем вы занимаетесь тем, чем вы занимаетесь? Будет проще, если ваша мотивация найдётся в более или менее приземлённой плоскости. Если очень грубо упрощать: мне важно делать что-то важное, а то, что я делаю, на мой взгляд, важно.

То есть важно говорить о женском творчестве, а не то, что это делаю конкретно я. С момента увольнения из университета моя самооценка движется только вниз, и я часто размышляю о том, что всё, что я делаю, не имеет никакой ценности. Чаще всего это проявляется, когда я начинаю сравнивать «Миссис Дэллоуэй» с чужими каналами, особенно авторок и авторов, которых зовут в подборки, приглашают как экспертов для своих материалов СМИ и цитируют издательства. Значит, они что-то делают правильно, а я нет? Значит, со мной что-то не так?

Проходят эти неприятные чувства, когда я заканчиваю читать очередную книгу и делаю новый пост. Зато я создаю канал так, как сама этого хочу. Я стараюсь, подхожу ответственно и всё время продолжаю что-то изучать по теме. Я сама бы читала «Миссис Дэллоуэй», значит, я всё делаю правильно. Правда, неприятные чувства возвращаются вновь и вновь.

Искать проблемы в себе я начинаю, заметив отписки. Я знаю, это неправильно, но мне всё время кажется, что это потому что я сделала что-то не так. Меня не так расстраивает уменьшение числа подписчиц, как мысль о том, что я кому-то чем-то не понравилась. Но это понятные чувства. Поэтому на вопрос о борьбе с синдромом самозванки внутренним патриархом я ответить не смогу: я не борюсь, я просто пытаюсь поменьше об этом думать.

Я стараюсь не ожидать какой-то конкретной активности на канале. Создавая публикацию, я в целом предполагаю, сколько примерно лайков она получит, и наблюдаю с интересом, права я была или нет. У меня есть теория, что обычно люди ставят реакции на посты про знакомые им книги, потому что я сама так делаю. При этом я надеюсь, что подписчицы — как раз наоборот — обратят внимание на то, о чём они ещё не знают, и откроют для себя новое. И если это значит мало лайков, то пусть будет мало лайков. Но если можно, пусть потом ещё будет комментарий о том, что вы прочитали эту книгу и понравилась ли она вам. Например, я знаю, что некоторые подписчицы прочитали благодаря мне как минимум «Цвет пурпурный» Элис Уокер, и эта мысль мне греет душу 24/7.

Вот что действительно приводит к выгоранию и выбивает из колеи — это жизненные трудности, особенно стрессы и болезни. Тогда все эти мотивации типа «делать важное» перестают иметь значение. Самой приоритетной задачей становится работа, я не могу её пропускать, потому что нахожусь на сдельной оплате и другого источника дохода у меня нет. Раньше в такие моменты я игнорировала, что я просто перестаю вывозить канал, и стыдила себя страшно за то, что ничего для него не делаю. Я себя перекручивала до такого состояния, что уже ничего не могла и выгорала. Близкие мне посоветовали взять перерыв, и я сначала разозлилась. А потом поняла, что иначе просто не справлюсь. Сама я никогда бы не поняла, что так вообще можно.

Я сильно переживала, что во время моих «отпусков» и «больничных» от меня все отпишутся, но на самом деле канал покидали по 2—7 человек за несколько недель. Имеют право, как и я на перерыв. Возвращаюсь я обычно с новыми книгами, прочитанными за время отсутствия, поэтому на энтузиазме вливаюсь обратно. Или же без энтузиазма: сначала заставляю себя, а потом привыкаю.

В конце концов, делать «Миссис Дэллоуэй» — только моя инициатива. Мне за это не платят (но, кстати, я получила четыре доната: купила на них семь книг и сделала пожертвования центру «Сёстры», я очень благодарна за такую поддержку) и ничего не дают. Более того, мир не остановится, если я закрою канал.

Страшнее, если история «Миссис Дэллоуэй» закроется по «внешним» причинам. Я очень чувствительно реагирую на каждую новость о возможных запретах и новых изменениях законодательства. Сейчас пишу вам, что мой способ успокоиться — перестать думать об этом, и понимаю, что до ответов на эти вопросы не замечала, насколько я часто использую избегание. С другой стороны, я пробовала лежать и тревожиться целыми днями: это ничем не помогло, а чувствовать я себя стала хуже.

Это всё хорошо (хотя плохо, конечно), но что делать, по другим причинам? Мне бы, конечно, хотелось, чтобы мой канал менял судьбы писательниц и читательниц к лучшему, был очень популярен среди женщин всех возрастов (но старше 18+ для безопасности) и приносил мне деньги, на которые можно прожить, не работая, при этом ни к чему меня не обязывая (сколько бы проблем это решило). Однако я понимаю, что в моём случае это вряд ли возможно. Поэтому, повторюсь, я ищу свою мотивацию в приземлённой плоскости, и это спасает меня от большого количества расстройств.

Писательница и философка Симона де Бовуар за работой. https://t.me/md_femalewriters/1404
Писательница и философка Симона де Бовуар за работой. https://t.me/md_femalewriters/1404

И немного про ведение канала

На меня очень давят графики и строгие инструкции, поэтому у меня нет контент-плана и расписания. Единственное, я веду в специальном блокнотике список произведений и фамилий авторок, о которых решаю написать. И просто обожаю вычёркивать их блестящим маркером, когда посты на эти темы готовы. А так я обычно держу в голове планы публикаций и иногда импровизирую.

Сами посты я пишу, только прочитав книги. Те произведения, что я читала до открытия канала, я перечитываю. Перед тем как сесть за текст, изучаю биографии авторок, научные и критические работы, отзывы читательниц. Такие штуки, как отсылки и литературный контекст, у меня часто всплывают сами, благодаря базе, полученной во время учёбы и преподавания, но помогают и чужие наводки. С историческим контекстом посложнее, поэтому иногда зависаю над тем, чтобы «проконсультироваться» с научными статьями и учебниками. Так, для поста о «Базаре гоблинов» Кристины Джорджины Россетти читала информацию о проституированных женщинах в викторианской Англии куда дольше, чем саму поэму. Ещё дольше отходила от прочитанного, а злиться так и не перестала.

Но я всё говорю о книгах, а вот про фильмы, сериалы и песни будто забываю. О них я тоже пишу, правда, в последнее время слишком мало: очень надеюсь это в скором времени исправить. В принципе, подход к этим постам тот же, только научных работ на эти темы меньше, зато гораздо больше интервью создательниц.

Писательница Астрид Линдгрен за работой
Писательница Астрид Линдгрен за работой

Про политику модерации

Под моими постами ещё ни разу никто не спорил и не конфликтовал. Было несколько странных комментариев, я так и не решила, что с ними делать. Если они кого-то и оскорбляли, то меня, и то я в этом не до конца уверена.

Как я выбираю произведения

Признаюсь: далеко не все книги, о которых я писала, мне нравятся. Это же не значит, что эти произведения плохие и тем более неважные. Я стараюсь быть объективной и рассматривать творчество авторок через призму фемоптики, литературного мастерства и культурной значимости, а не с позиции своих вкусов.

Изначально для меня было очень важно рассказать о классических и культовых текстах. К примеру, я уже написала посты о всех романах Джейн Остен и сестёр Бронте и продолжаю пополнять свои «Книжные полки» — списков упомянутых на канале произведений. Я выбираю лауреаток премий, новаторок и зарубежных звёзд, не очень известных русскоязычным читательницам. Или, наоборот, известных: до сих пор горжусь тем, какую работу проделала с первым «Гарри Поттером».

Ещё я стараюсь брать разные темы и жанры, чтобы представить разный литературный и жизненный опыт женщин. При этом мне ещё не приходилось искать новых авторок, они сами меня «находят». И иногда на меня накатывает паника: как успеть рассказать о всех них? Ещё мне хотелось бы, чтобы на канале было больше поэзии и пьес, созданных женщинами, но и проза не проседала. Да и, опять же, фильмы, сериалы и песни никак не хочется игнорировать. В общем, работы непочатый край.

Писательница Тони Моррисон за работой
Писательница Тони Моррисон за работой

Однако если формулировать какие-то критерии, то на сегодняшний день ситуация обстоит так:

— Чаще всего это художественные произведения, иногда эссе и документалистика, очеееееееееень редко фемтеория и философия: последнее я боюсь брать, потому что недостаточно компетентна.

— Чаще всего это произведения зарубежных авторок (для дистанции) и всегда книги, переведённые на русский язык, чтобы читательницы могли с ними познакомиться. О русскоязычных авторках я тоже пишу и даже зову их в гости в рубрику «Авторки об авторках», но пока не поймала нужную дистанцию и сильно не успеваю.

— Чаще всего это «взрослые» книги, но для детских тоже найдётся место.

— Я честно думала, что чаще всего это ХХ век, но недавно подсчитала, и оказалось, что соотношение произведений XVIII—XIX, ХХ и ХХI веков на моём канале 2:6:8. Представительницы более ранних веков тоже будут (и уже есть), наращиваю компетентность.

Забегая вперёд: одна из причин, по которой я много и быстро читаю книги, заключается в том, что я почти ни на что не подписана. Число каналов, которые я просматриваю, чуть меньше 20 (а ютуб, к примеру, я не смотрю года уже года четыре). Где-то четверть из них — принципиально разные фемканалы, половина — медиа о культуре, два книжных и несколько личных блогов: их я читаю из-за их авторок, с которыми я в той или иной степени знакома, плюс новости.

И пока речь зашла о моих подписках: «Видима и свободна» я читаю из-за комфортной для меня структурированной подачи информации, подсвечивания женского опыта и большого количества мнений.

Писательница Харпер Ли за работой
Писательница Харпер Ли за работой

***

Окончание ответов Лизы Васильевой вы прочтёте чуть позже.

Напомню, что я написала «Настоящую девчонку», лучшую книгу о взрослении. Она честно и на равных рассказывает о теле и мозге, внешности и еде, дружбе и буллинге, любви и расставании, учёбе и работе, браке и материнстве. Скачайте бесплатно и прочитайте сами, купите бумажную и подарите сестре, подруге, дочери. Или себе.

Хотите купить книгу дешевле? Напишите мне на Авито «Я читаю ваш канал», и я пришлю вам промокод со скидкой на покупку любого количества книг.