Рассказываю, как я создала канал о писательницах и веду его уже больше двух лет.
(Напомню, что недавно вы задавали вопросы Лизе Васильевой, которая основала и ведёт тг-канал о писательницах и других женщинах в искусстве «Миссис Дэллоуэй сказала, что купит цветы сама». Вы читаете ответы Лизы.)
О создании канала
Я два года жила мыслями о своей кандидатской диссертации, и когда я её бросила, на месте этих мыслей образовалась нехорошая пустота. Я пыталась заполнить её журналистикой, и в какой-то момент мне даже показалось, что у меня получается: я начала писать лонгриды о культуре, в студенчестве это было моей мечтой.
Опубликовав в СМИ, где я работаю, два больших текста об архитектурной мозаике и кино, я пришла к главному редактору с идеей третьего: в тот момент в российский прокат как раз выходил фильм «Эмили» об Эмили Бронте, и я предложила материал-подборку о не самых известных писательницах (то есть практически всех, я выбрала 12, согласно формату издания). Когда он согласился, я была просто счастлива, ведь я будто готовилась к этому тексту «всю жизнь»! Осознанно я начала читать писательниц в магистратуре, а придя в аспирантуру, даже хотела посвятить диссертацию творчеству писательниц, но начальник/научрук отказал со словами, что не хочет связываться с феминистками. Доказать что-то у меня не получилось, и я переключилась на другую тему. Зато теперь у меня была возможность сделать текст об авторках!
Я очень хотела показать, что тексты, созданные женщинами, гораздо глубже и значительнее, чем патриархат пытается их выставить — только потому, что они принадлежали перьям авторок, а не авторов. Хотела обратить внимание на потрясающие произведения, от которых даже читательницы отмахиваются как от чиклита (даже само существование понятия «чиклит» — сексизм страшный). Я хотела рассказать о невероятном вкладе, сделанном писательницами, и доказать, что их творчество невероятно важно.
Моё счастье испортил сам главред. Он просмотрел лонгрид в день, когда фильм уже вышел. И он ему не понравился без конкретных причин. Хотя он пообещал, что рассмотрит другой текст на эту тему как-нибудь потом. Я не собиралась отступать.
Я подготовила новый материал, теперь о самых известных писательницах, причём совпадения с прошлым списком были, к 8 Марта, но вместо него случайно отправила старый. В этот раз главред взял его сразу же.
Второй материал я пыталась пристроить в одно женское СМИ, объявлявшее, что принимает тексты, меня просто проигнорировали (а потом ещё и несколько странно не взяли на работу, но это ладно). В итоге он стал одним из первых постов в «Миссис Дэллоуэй сказала, что купит цветы сама».
На дистанции история мне кажется немного забавной, хотя проживать её было не особенно приятно. Вывода из неё было два. Во-первых, я поняла, что хочу продолжить изучать творчество писательниц (а ещё режиссёрок, музыканток и других женщин в искусстве) и рассказывать о нём. Во-вторых, я больше не хотела зависеть в этом вопросе от всяких главредов и научруков. Мне нужна была своя площадка. Правда, от идеи до её реализации прошло где-то полгода. Мне нужно было дозреть, перечитать «Свою комнату» Вирджинии Вулф и попросить чудесную художницу Марию Мирошниченко, мою подругу и в своё время студентку, создать для меня аватарку и фон. У Маши получилось настоящее произведение искусства, над которым я [самобичевание в канале ВиС запрещено, поэтому я его вырезала. — Л. К.] уже второй год.
Днём рождения канала я считаю 26 августа 2023 года, когда я его создала и опубликована в нём первые посты. Но на самом деле таким, каким его знают, он стал только в январе 2024 года. Я долго не могла дать «Миссис Дэллоуэй» ума ни в содержании, ни в оформлении. У меня не было структуры и точного понимания, что я делаю, зато появились первые подписчицы. Часть пришла из моих личных соцсетей, другая — от небольшой рекламы в феминистской группе ВКонтакте, данной в качестве эксперимента. Я даже провела небольшой розыгрыш, больше из благодарности, чем для привлечения внимания. А потом почти полностью заглохла. Писала что-то невпопад и редко и несколько раз чуть не бросила всю эту затею. Но в то же время я продолжала читать книги писательниц и понимала, что я просто обязана ими поделиться.
Борьба с собой закончилась перед новым, 2024 годом. Я просто обожаю составлять списки, и за 10 дней до праздника мне пришла в голову ГЕНИАЛЬНАЯ идея рассказать о 10 лучших произведениях авторок, прочитанных мною в уходящем году. Идея пришла в день, когда я закончила серию не самых приятных текстов для работы и остро нуждалась в отдыхе. Но я загорелась и не могла себя остановить.
Пока я каждый день создавала по посту, я поняла, в каком виде подавать информацию, как оформлять текст и карточки и что я вообще здесь делаю. Еле дождавшись окончания новогодних каникул, я продолжила работать по разработанной схеме и наконец начала получать удовлетворение от происходящего. Уже на этой волне стали появляться новые рубрики, в том числе моя любимая — «миссис Дэллоуэй за работой», хотя она одна из самых сложных в плане подготовки постов: фотографий писателей на рабочем месте масса, фотографии писательниц (ещё и в приемлемом качестве) с каждым разом найти всё сложнее. Думаю, вы не удивлены.
О продвижении канала
Я продолжала давать рекламу время от времени, всё так же, в феминистских пабликах и каналах — всего, наверное, получилось штук пять. Прирост подписчиц был разным, причем это не каждый раз зависело от цены и размера аудитории площадки. Возможно, влияли мои эксперименты с текстом рекламы и иллюстрациями к нему. В целом благодаря одному объявлению могла прийти одна подписчица, а могли и сто. Сейчас я перестала давать рекламу по двум, всё тем же причинам: деньги и здоровье.
Важную роль в формировании моей аудитории сыграли читательницы-авторки других каналов, сообщество школы WLAG и, возможно, другие женские проекты, правда, я не смогла вычислить какие. Я всем очень благодарна за поддержку, и очень переживаю, что знаю не о всех.
При этом за два года у меня как-то так и не сложилось с сотрудничеством и коллаборациями с проектами, а жаль, для меня это был бы интересный опыт. Мне сами писали представительницы разных крутых организаций, связанных с помощью женщинам и писательством, и пропадали. Особенно обидным оказался случай, когда мне предложили (!) БЕСПЛАТНО прорекламировать одно дело, на котором люди зарабатывают. Я отказалась, потому что в принципе не публикую рекламу, но меня это сильно задело по-человечески.
Зато, как у городов есть побратимы, у «Миссис Дэллоуэй сказала, что купит цветы сама» есть «сестра». Это канал Women Painting Women, посвящённый женщинам в живописи.
Всё началось с того, что его админка Эдера однажды оставила комментарий под моим постом про Рупи Каур, я зашла к ней в профиль и заметила прикреплённую ссылку на канал. Я поняла, что мне просто необходимо предложить ей сделать что-то вместе. Так появился проект «Писательницы и художницы» и мини-фестивали. Я до сих пор благодарна Эдере, что она не послала меня, когда я пришла к ней с идей первого мини-фестиваля «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт и требованием провести его, меньше чем через сутки. Но получилось в итоге очень здорово, хотя аудитория у меня от этого разбегается. Суть мини-фестивалей вот в чём: Эдера готовит иллюстрации к книгам писательниц, созданными художницами, я — цитаты и информацию, посвящённую произведениям и авторкам. Всё это счастье мы выкладываем на наших каналах в один день (иногда два), репостим подруга подругу, и вообще делаем красиво и интересно. Самым мощным был макси-мини-фестиваль к 14 февраля в этом году, когда мы выбирали героинь постов из любимых писательниц подписчиц и публиковали это целую неделю, потому что в один-два дня это всё просто бы не влезло. Не знаю, как мы это пережили (я ещё и в больницу успела попасть по дороге, по другой причине), но мы это пережили.
Вообще знакомство с Эдерой и то, что мы не только сработались, но и подружились, стало чудесным событием. Я даже не представляла, насколько мне было важно общение с женщиной, которая тоже ведёт канал, ещё и, как мой, связанный с феминизмом и искусством. А ещё Эдера великолепно смешная, невероятно умная и категорически поддерживающая!
P. S. Именно Эдера познакомила меня с каналом «Видима и свободна»)
Про выгорание
Мне кажется, в борьбе с выгоранием нужно в первую очередь честно ответить себе на вопрос: зачем вы занимаетесь тем, чем вы занимаетесь? Будет проще, если ваша мотивация найдётся в более или менее приземлённой плоскости. Если очень грубо упрощать: мне важно делать что-то важное, а то, что я делаю, на мой взгляд, важно.
То есть важно говорить о женском творчестве, а не то, что это делаю конкретно я. С момента увольнения из университета моя самооценка движется только вниз, и я часто размышляю о том, что всё, что я делаю, не имеет никакой ценности. Чаще всего это проявляется, когда я начинаю сравнивать «Миссис Дэллоуэй» с чужими каналами, особенно авторок и авторов, которых зовут в подборки, приглашают как экспертов для своих материалов СМИ и цитируют издательства. Значит, они что-то делают правильно, а я нет? Значит, со мной что-то не так?
Проходят эти неприятные чувства, когда я заканчиваю читать очередную книгу и делаю новый пост. Зато я создаю канал так, как сама этого хочу. Я стараюсь, подхожу ответственно и всё время продолжаю что-то изучать по теме. Я сама бы читала «Миссис Дэллоуэй», значит, я всё делаю правильно. Правда, неприятные чувства возвращаются вновь и вновь.
Искать проблемы в себе я начинаю, заметив отписки. Я знаю, это неправильно, но мне всё время кажется, что это потому что я сделала что-то не так. Меня не так расстраивает уменьшение числа подписчиц, как мысль о том, что я кому-то чем-то не понравилась. Но это понятные чувства. Поэтому на вопрос о борьбе с синдромом самозванки внутренним патриархом я ответить не смогу: я не борюсь, я просто пытаюсь поменьше об этом думать.
Я стараюсь не ожидать какой-то конкретной активности на канале. Создавая публикацию, я в целом предполагаю, сколько примерно лайков она получит, и наблюдаю с интересом, права я была или нет. У меня есть теория, что обычно люди ставят реакции на посты про знакомые им книги, потому что я сама так делаю. При этом я надеюсь, что подписчицы — как раз наоборот — обратят внимание на то, о чём они ещё не знают, и откроют для себя новое. И если это значит мало лайков, то пусть будет мало лайков. Но если можно, пусть потом ещё будет комментарий о том, что вы прочитали эту книгу и понравилась ли она вам. Например, я знаю, что некоторые подписчицы прочитали благодаря мне как минимум «Цвет пурпурный» Элис Уокер, и эта мысль мне греет душу 24/7.
Вот что действительно приводит к выгоранию и выбивает из колеи — это жизненные трудности, особенно стрессы и болезни. Тогда все эти мотивации типа «делать важное» перестают иметь значение. Самой приоритетной задачей становится работа, я не могу её пропускать, потому что нахожусь на сдельной оплате и другого источника дохода у меня нет. Раньше в такие моменты я игнорировала, что я просто перестаю вывозить канал, и стыдила себя страшно за то, что ничего для него не делаю. Я себя перекручивала до такого состояния, что уже ничего не могла и выгорала. Близкие мне посоветовали взять перерыв, и я сначала разозлилась. А потом поняла, что иначе просто не справлюсь. Сама я никогда бы не поняла, что так вообще можно.
Я сильно переживала, что во время моих «отпусков» и «больничных» от меня все отпишутся, но на самом деле канал покидали по 2—7 человек за несколько недель. Имеют право, как и я на перерыв. Возвращаюсь я обычно с новыми книгами, прочитанными за время отсутствия, поэтому на энтузиазме вливаюсь обратно. Или же без энтузиазма: сначала заставляю себя, а потом привыкаю.
В конце концов, делать «Миссис Дэллоуэй» — только моя инициатива. Мне за это не платят (но, кстати, я получила четыре доната: купила на них семь книг и сделала пожертвования центру «Сёстры», я очень благодарна за такую поддержку) и ничего не дают. Более того, мир не остановится, если я закрою канал.
Страшнее, если история «Миссис Дэллоуэй» закроется по «внешним» причинам. Я очень чувствительно реагирую на каждую новость о возможных запретах и новых изменениях законодательства. Сейчас пишу вам, что мой способ успокоиться — перестать думать об этом, и понимаю, что до ответов на эти вопросы не замечала, насколько я часто использую избегание. С другой стороны, я пробовала лежать и тревожиться целыми днями: это ничем не помогло, а чувствовать я себя стала хуже.
Это всё хорошо (хотя плохо, конечно), но что делать, по другим причинам? Мне бы, конечно, хотелось, чтобы мой канал менял судьбы писательниц и читательниц к лучшему, был очень популярен среди женщин всех возрастов (но старше 18+ для безопасности) и приносил мне деньги, на которые можно прожить, не работая, при этом ни к чему меня не обязывая (сколько бы проблем это решило). Однако я понимаю, что в моём случае это вряд ли возможно. Поэтому, повторюсь, я ищу свою мотивацию в приземлённой плоскости, и это спасает меня от большого количества расстройств.
И немного про ведение канала
На меня очень давят графики и строгие инструкции, поэтому у меня нет контент-плана и расписания. Единственное, я веду в специальном блокнотике список произведений и фамилий авторок, о которых решаю написать. И просто обожаю вычёркивать их блестящим маркером, когда посты на эти темы готовы. А так я обычно держу в голове планы публикаций и иногда импровизирую.
Сами посты я пишу, только прочитав книги. Те произведения, что я читала до открытия канала, я перечитываю. Перед тем как сесть за текст, изучаю биографии авторок, научные и критические работы, отзывы читательниц. Такие штуки, как отсылки и литературный контекст, у меня часто всплывают сами, благодаря базе, полученной во время учёбы и преподавания, но помогают и чужие наводки. С историческим контекстом посложнее, поэтому иногда зависаю над тем, чтобы «проконсультироваться» с научными статьями и учебниками. Так, для поста о «Базаре гоблинов» Кристины Джорджины Россетти читала информацию о проституированных женщинах в викторианской Англии куда дольше, чем саму поэму. Ещё дольше отходила от прочитанного, а злиться так и не перестала.
Но я всё говорю о книгах, а вот про фильмы, сериалы и песни будто забываю. О них я тоже пишу, правда, в последнее время слишком мало: очень надеюсь это в скором времени исправить. В принципе, подход к этим постам тот же, только научных работ на эти темы меньше, зато гораздо больше интервью создательниц.
Про политику модерации
Под моими постами ещё ни разу никто не спорил и не конфликтовал. Было несколько странных комментариев, я так и не решила, что с ними делать. Если они кого-то и оскорбляли, то меня, и то я в этом не до конца уверена.
Как я выбираю произведения
Признаюсь: далеко не все книги, о которых я писала, мне нравятся. Это же не значит, что эти произведения плохие и тем более неважные. Я стараюсь быть объективной и рассматривать творчество авторок через призму фемоптики, литературного мастерства и культурной значимости, а не с позиции своих вкусов.
Изначально для меня было очень важно рассказать о классических и культовых текстах. К примеру, я уже написала посты о всех романах Джейн Остен и сестёр Бронте и продолжаю пополнять свои «Книжные полки» — списков упомянутых на канале произведений. Я выбираю лауреаток премий, новаторок и зарубежных звёзд, не очень известных русскоязычным читательницам. Или, наоборот, известных: до сих пор горжусь тем, какую работу проделала с первым «Гарри Поттером».
Ещё я стараюсь брать разные темы и жанры, чтобы представить разный литературный и жизненный опыт женщин. При этом мне ещё не приходилось искать новых авторок, они сами меня «находят». И иногда на меня накатывает паника: как успеть рассказать о всех них? Ещё мне хотелось бы, чтобы на канале было больше поэзии и пьес, созданных женщинами, но и проза не проседала. Да и, опять же, фильмы, сериалы и песни никак не хочется игнорировать. В общем, работы непочатый край.
Однако если формулировать какие-то критерии, то на сегодняшний день ситуация обстоит так:
— Чаще всего это художественные произведения, иногда эссе и документалистика, очеееееееееень редко фемтеория и философия: последнее я боюсь брать, потому что недостаточно компетентна.
— Чаще всего это произведения зарубежных авторок (для дистанции) и всегда книги, переведённые на русский язык, чтобы читательницы могли с ними познакомиться. О русскоязычных авторках я тоже пишу и даже зову их в гости в рубрику «Авторки об авторках», но пока не поймала нужную дистанцию и сильно не успеваю.
— Чаще всего это «взрослые» книги, но для детских тоже найдётся место.
— Я честно думала, что чаще всего это ХХ век, но недавно подсчитала, и оказалось, что соотношение произведений XVIII—XIX, ХХ и ХХI веков на моём канале 2:6:8. Представительницы более ранних веков тоже будут (и уже есть), наращиваю компетентность.
Забегая вперёд: одна из причин, по которой я много и быстро читаю книги, заключается в том, что я почти ни на что не подписана. Число каналов, которые я просматриваю, чуть меньше 20 (а ютуб, к примеру, я не смотрю года уже года четыре). Где-то четверть из них — принципиально разные фемканалы, половина — медиа о культуре, два книжных и несколько личных блогов: их я читаю из-за их авторок, с которыми я в той или иной степени знакома, плюс новости.
И пока речь зашла о моих подписках: «Видима и свободна» я читаю из-за комфортной для меня структурированной подачи информации, подсвечивания женского опыта и большого количества мнений.
***
Окончание ответов Лизы Васильевой вы прочтёте чуть позже.
Напомню, что я написала «Настоящую девчонку», лучшую книгу о взрослении. Она честно и на равных рассказывает о теле и мозге, внешности и еде, дружбе и буллинге, любви и расставании, учёбе и работе, браке и материнстве. Скачайте бесплатно и прочитайте сами, купите бумажную и подарите сестре, подруге, дочери. Или себе.
Хотите купить книгу дешевле? Напишите мне на Авито «Я читаю ваш канал», и я пришлю вам промокод со скидкой на покупку любого количества книг.