Более ста лет «Эндьюранс» считался прочнейшим деревянным судном человечества. Однако недавняя находка на дне океана развеяла этот миф, показав истинную картину: корабль имел серьезные конструктивные проблемы, а сам капитан, Эрнест Шеклтон, знал об этом еще до начала своей опаснейшей экспедиции.
Знаменитый деревянный «Эндьюранс», отправившийся в путешествие к южному материку в 1915 году, должен был стать частью грандиозного плана по покорению Антарктического континента. Команда мечтала пройти путь от моря Уэдделла до моря Росса, посетив Южный полюс. Но суровые условия Антарктики оказались сильнее корабля. Льды захватили судно, сломали его конструкцию и отправили ко дну.
История выживания экипажа под руководством капитана Шеклтона является примером героизма и стойкости перед лицом невероятных трудностей. Несмотря на потерю корабля, вся команда сумела спастись, пройдя сотни километров среди бескрайних льдин и преодолев штормовые океанские волны на небольших шлюпках.
До недавнего времени «Эндьюранс» воспринимался как образец инженерного совершенства своего времени. Тем не менее, подводная миссия 2022 года поставила точку в этой истории. Международная экспедиция Endurance22 нашла останки судна и провела детальное исследование. Финский учёный Юкка Тухкури обратил внимание на очевидный факт: конструкция корабля была далека от идеальной.
В конце XIX и начале XX века инженеры знали, как нужно строить полярные суда для противостояния льдам. Они специально изменяли форму корпуса — делали ее более овальной, а киль (нижнюю часть судна) не таким глубоким. Благодаря этому лед не застревал по бокам судна и не давил на него с силой. Вместо этого льдины скользили вниз, под днище, что снижало риск повреждений ото льда.
Внутри таких судов палубы были устроены так, чтобы усиливать корпус. Нижние перекрытия шли сплошной линией от одного борта до другого по всей длине судна. Они образовывали что-то вроде коробок или ячеек, которые усиливали прочность и помогали выдерживать давление.
Но «Эндьюранс» отличался совсем другим устройством. Высокий острый киль делал его особенно чувствительным к воздействию льда. Проведенные расчеты подтвердили: аналогичные корабли эпохи выдерживали нагрузку примерно вдвое больше, чем мог выдержать «Эндьюранс».
Еще одним важным фактором оказалось наличие мощного двигателя, установленного внутри корабля. Из-за большого размера двигателя нижняя палуба проходила лишь частично, оставляя значительную часть корпуса без усилителей, необходимых для противодействия давлению льда.
Но самое удивительное ожидало исследователя позже. Изучив личные письма Шеклтона, Тухкури сделал неожиданное открытие: знаменитый капитан прекрасно осознавал слабые места своего судна. За несколько месяцев до старта экспедиции он писал супруге, что предыдущий корабль «Нимрод» был гораздо надежнее. Но несмотря на знание проблем, Шеклтон все равно принял решение отправиться в путешествие, рискуя жизнью экипажа.
Таким образом, гибель «Эндьюранса» была практически неизбежна. Сильный напор льдов привел к разрушению деревянной конструкции и образованию пробоины. Трое суток команда боролась за жизнь «Эндьюранса», откачивая воду из трюмов при температуре минус 27 градусов Цельсия. Но после неудачных попыток Шеклтон распорядился начать эвакуацию команды на лед.
Правда, к тому моменту миф о «самом прочном деревянном корабле в мире» уже появился. Тухкури предположил, что, скорее всего, он начал формироваться до экспедиции — возможно, источником стала одна из статей в газете The Times. Шеклтон, зная правду, не стал развеивать миф и, вероятно, даже способствовал его распространению для придания экспедиции большего величия.
Эта история заставляет задуматься о роли мифа в восприятии великих достижений прошлого. Исследование ученого опубликовано в престижном научном издании Polar Record.