Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня предлагаю вашему вниманию рассмотреть редкую икону "Доброчадие" и погрузиться в ее богословский смысл.
Находится икона в Коломенском (Москва). Скажу сразу, что название "Доброчадие" условное. Название этой композиции не сохранилось.
"Доброчадие" - или четыре Рождества - так назывались четырехчастные иконы, изображающие Рождество Богородицы, Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи и рождество Николая Чудотворца. Такие иконы распространились в домашнем обиходе в XIX в.
Слева направо изображены:
- Праведная Елизавета с младенцем Иоанном Крестителем;
- Богородица с Младенцем Иисусом;
- Праведная Саломия мироносица с младенцем Иоанном Богословом.
Обе праведных женщины были родственницами Богородицы.
Композиция иконы напоминает композицию "Троицы". За спинами женщин дом, символизирующий здание Церкви с четырьмя окнами (четыре Евангелия). В центре Богородица с Младенцем, являющая тайну Боговоплощения. Руки Ее скрещены, что указывает на страдания Сына. Богородицу осеняет благодать Святаго Духа, показанная золотым светом. Женщины изображены за трапезой.
Женщины взирают на Деву с молитвой, а их дети указывают на Него, как бы возвещая Его пришествие в мир. Вспомним из Евангелия от Луки: "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего" (Лк. 1:40-42). Иоанн поклонился Христу еще будучи во чреве Матери. В руках младенцев свитки с Писаниями. Проповедь Иоанна Крестителя в том числе описана и у Иоанна Богослова.
Впоследствии Иоанн Богослов стал учеником Иоанна Крестителя, как и сам засвидетельствовал это в своем Евангелии. "На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом" (Ин. 1:35-37). И по слову Крестителя уверовал во Христа. Маленький Спаситель благословляет Своих учеников, один из которых (Богослов) как бы пришел на смену другого (Предтечи).
Праведная Елизавета с младенцем Иоанном Крестителем
О родстве с Елизаветой указывает Евангелие о т Луки (Лк 1:36). Византийский историк Никифор Каллист (XIV в.) со ссылкой на священномученика Ипполита Римского ( II - III в.) сообщает, что мать Елисаветы (бабушка Иоанна Предтечи) Соби была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Тот есть Елизавета и Богородица - двоюродные сестры.
Согласно протоевангелию Иакова (апокрифическая книга о событиях Нового Завета) муж Елизаветы, первосвященник Захария, был убит во время избиения Иродом младенцев: "XXIII. Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили."
Его жена Елисавета с сыном скрывалась в пустыни. Считается, что она почила на 40-ой день после смерти мужа. В Евангелии от Луки говорится, что Иоанн Предтеча был в пустыни до дня своего явления Израилю. Это вовсе не означает того, что он с младенчества жил в пустыни. Иаков, сын Иосифа Обручника и автор протоевангелия, также говорит о себе, что скрывался в пустыни, пока не кончились гонения Ирода. Ведь они могли коснуться любого члена семьи Богомладенца. Поэтому Иоанн, разумеется рос на попечении родственников.
Саломия и Иоанн Богослов
Также согласно протоевангелию Иакова (апокрифическая книга о событиях Нового Завета) матерью Иоанна Богослова была Саломия - родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Протоевангелие уточняет, что во время переписи населения Иосиф пошел записываться не только с Марией, но со всем своим родом. Пока Иосиф ходил за повивальной бабкой, Дева родила. Повивальная бабка была удостоена видения неземного света.
"И вышла она из пещеры, и встретила Саломею, и сказала ей: Саломея, Саломея, я хочу рассказать тебе о явлении чудном: родила дева и сохранила девство свое. И сказала Саломея: Жив Господь Бог мой, пока не протяну пальца своего и не проверю девства ее, не поверю, что дева родила.
XX. И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот моя рука отнимается как в огне. И пала на колени перед Господом, говоря: Господь Бог отцов моих, вспомни, что я из семени Авраама, Исаака и Иакова, не осрами меня перед сынами Израиля, но окажи мне милость ради бедных: ибо Ты знаешь, что я служила Тебе во имя Твое и от Тебя хотела принять воздаяние. И тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость. И подошла Саломея, и взяла младенца на руки, сказав: поклонюсь ему, ибо родился великий царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея и вышла из пещеры спасенною". (протоевангелие Иакова)
Евангелист Марк говорит нам о том, что Саломия была в числе мироносиц, то есть самых усердных учениц Иисуса Христа, не оставивших Его даже во время страданий и смерти: "Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия (Мк. 15:40)". Матфей же не называет ее по имени, но из контекста видно, что говорит о той самой Саломии: "между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых." (Мф.27:56)
Церковное сознание отождествляет Саломию с матерью сыновей Зеведеевых - апостолов Иакова и Иоанна Богослова, которых Сам Христос за их пламенную веру назвал сыновьями грома.
" Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим" (Мф.20:20-23).
Из просьбы Саломии видно, что она хорошо знала обетования о Мессии, но понимала их, как и большинство иудеев, в земном смысле. Тем не менее, ее служение мироносицы говорит о том, что вера в Иисуса Христа была в ней сильнее, чем несбывшиеся мечты о земном Царе-Мессии. Оба ее сына вместе с Петром были очевидцами Преображения Господня, воскрешения из мертвых. Были с Ним и рядом в ту самую ночь накануне страданий в Гефсимании.
Старший, Иаков Зеведеев, согласно книге Деяний, первый из апостолов принял мученичество. Младший, Иоанн Богослов, стал любимым учеником Христа, которого Тот усыновил Своей Матери. Будучи дочерью Иосифа, Саломия прошла весь земной путь в тесной связи с Богородицей и Ее Сыном. Думаю, что поручение Пресвятой Девы ее сыну, было для Саломии величайшей честью.
***
Итак, перед нами образ кровного и духовного родства, который строится вокруг Сына Божия и Его Пречистой Матери. Перед нами мать, родившая в старости, когда рождение уже невозможно - Елисавета; мать, родившая сына, о котором есть предположение, что он был взят живым на небо - Саломия; и, наконец, Мать Дева, родившая Сына Божия. Праведники Ветхого Завета в лице этих женщин взирают с надеждой на вымоленную ими у Господа Деву.
Завершить рассуждение об иконе "Доброчадие" хочу словами святителя Амвросия Медиоланского:
"В Ней было столько даров целомудрия, что Она не только в Себе Самой могла соблюдать дар девства, но могла вызывать обнаружение непорочности даже в тех, на которых взирала. Посетила Она Иоанна Крестителя, и тот взыграл во чреве матери прежде рождения. На голос Марии взыграл младенец и таким образом выказал повиновение еще ранее своего рождения. И не без причины остался телесно непорочным тот, которого как бы некоторым елеем Своего присутствия и благовонием целомудрия приуготовила к тому Матерь Божия, когда он еще был в возрасте трех месяцев. И вот Она же потом была передана не ведающему супружества евангелисту Иоанну. Посему я не удивляюсь, что этот евангелист, пред лицом которого пребывал чертог небесных таинств, говорил о божественных тайнах больше, чем прочие евангелисты ".