("Военнопленный", Prisoner of War, 2025, США)
И вот опять, прямо как встарь...
Ну ладно - не как встарь, а как в дилогии "Коллекторы" (2018 - 2020), сошлись на творческой почве два героя современного B-movie - Скотт Эдкинс и Луис Мэндилор. Вот только не затем, чтобы сняться в "Коллекторах 3" (а жаль). По другой причине:
- Привет, Луис!
- Привет, Скотт! Что это у тебя там за тетрадка в руке?..
- Тетрадка? А, ты про эту... Слушай, дело к тебе есть. На энное количество долларов в размере бюджета скромного боевика.
- Что "скромного", мог бы не уточнять. И так ясно.
- А ещё - военно-исторического!
- Хм... Нам что, предлагают в какой-то эконом-версии "Гладиатора" или "Наполеона" сняться?
- Не "сняться", Луис, а снять. Глянь, я тут намедни рассказик написал. Про Вторую мировую на Филиппинах и каратэ. А ты, говорят, не только актёр, но ещё и немножечко режиссёр.
- Ага. Бывает, накатывает такая блажь.
- Так это... скажи ей, пусть ещё разок накатит. А мы ей в этот момент тетрадку с моим рассказиком подсунем. Авось войдёт в наше положение. Чай своя блажь-то, не чужая.
- Да можно попробовать, отчего бы нет. А в главной роли кто у нас снимается?
- А сам-то как думаешь?
- М-да, глупый вопрос. Понял, остал...
И вот, долго ли, коротко ли, купила баба порося сняли Эдкинс и Мэндилор своё кино про каратистов Второй мировой. Оказавшихся на Филиппинах в 1942 году, накануне мрачно известного Батаанского марша смерти. С британцем Скоттом в роли британского лётчика Райта, американцами в роли американцев, японцами в роли японцев и филиппинцами в роли, угадайте, кого.
Получилось вполне рукопашисто и ногомашисто - опыт постановщиков драк у Луиса и Скотта есть. Симпатичная тропическая натура всегда однообразная, но глаз тоже радует. А вот бюджет...
Да, жёсткая экономия бюджета в "Военнопленном" видна повсюду. Неказистые японские винтовки с деревянными штыками делались, очевидно, в ближайшем филиппинском Доме пионеров. Катаны японских офицеров на крупных планах всё-таки стальные. Но в экшен-сценах тоже деревянные, лишь выкрашенные "под сталь".
А больше всего позабавил выпиленный из дерева, кривоватый макет пистолета "намбу". Ну и сам лагерь для военнопленных, где везде можно легко подлезть под забор, отодвинув мешочек с песком. Зато с этим связан целый сюжетный квест: "Рискуя жизнью, найди секретный проход для бегства".
Умо́ра да и только.
Впрочем, "пиф-пафингом" тут занимаются гораздо реже, чем мордобитием. Но и в нём есть забавные моменты.
К примеру, герои-японцы весь фильм требуют (а однажды даже умоляют) Райта показать им запрещённый суперудар, который он якобы знает. Ну Райт его пару раз и покажет...
Короче, учитесь - делюсь с вами этим его секретом.
1) Включаем окружающую реальность в режим "слоу-мо" (Не умеете? Что ж, это ваши проблемы),
2) Крепко, до хруста, сжимаем кулак,
3) Делаем напряженное лицо, как при недельном запоре,
4) Бьём кулаком кого-нибудь или что-нибудь,
5) Выдерживаем 10-секундную паузу. Кулак и лицо не расслабляем!
6) Выключаем слоу-мо.
Всё, урок окончен. Меня не благодарите - скажите спасибо Эдкинсу, что изобрёл в своём рассказе столь крутую фишку.
Если "Военнопленного" посмотрит Жан-Клод Ван Дамм, он наверняка воскликнет: "Проклятье! В этой картине должен был сняться я! Ещё на заре 90-х!".
И мы его прекрасно поймём.
Отличий от типичной ван-даммовщины в фильме - только Скотт вместо Жана-Клода в главной роли. Всё остальное, вплоть до каждого сценарного поворота, как будто телепортировалось сюда прямиком из эпохи VHS. Со всем их драматическим позёрством, пафосом и штампами, типа "Бросаем "стволы" - дерёмся по-пацански!".
После пролога с обязательной дракой "один на всех" следует флэшбэк в 1942-й (отсюда - и до эпилога). Где сбитый над Филиппинами, пилот Райт отколошматил в джунглях десяток японцев, но всё же попадает в их лагерь военнопленных. Где, отколошматив ещё немного японцев, восхитил этим коменданта, полковника Ито. Заядлого каратиста, к которому подчинённые обращаются даже не по званию, а "сэнсэй", то бишь учитель.
А Ито любил не только слушать крики "КИЯ!" поутру, тренируя гарнизон, но и устраивал в лагере бойцовые состязания. Где проигравших, если они выживали, всё равно казнили. Пулей в затылок или самурайским приёмом "секир-башка". А поскольку Райт отму... отметелил при Ито кое-кого из его лучших учеников, полковник задался целью заставить британца однажды проиграть. Сначала чисто по-каратистски, а потом и катаной ему по загривку.
Воображение у Ито было скудное. Поэтому ничего кроме "Эти каратисты сломались - нам надо ещё больше каратистов!" он для Райта придумать не мог.
Однако Райт тоже без фантазии не сидел. И, развлекая полковника, успевал не только каторжным трудом подкачиваться, но и к побегу готовился.
Да и кто бы на его месте не готовился?
Когда Ито никого не рубил и не расстреливал, свободного времени у пленных было с избытком. Ходи, где хочешь, пудри вертухаям мозги, как хочешь, воруй у них, что хочешь... Даже самогон райтовы солагерники гнали из местной флоры. И пили его средь бела дня, почти не таясь. И тощать на самурайской баланде не думали, продолжая ходить щекастыми и накачанными.
Но бежать всё равно надо было позарез. Раз уж Эдкинс в своём рассказе так написал, экранному Эдкинсу было от побега подавно не отвертеться. Но сначала - поквитаться с Ито, а иначе законы жанра не простят.
***
В общем, эталонный боевиковый привет из 80-90-х. Как в хорошем, так и, увы, в плохом смысле слова. Где в плюсах - драйвово срежиссированный каратэ-махач и по-прежнему экшенгеничный Скотт Эдкинс. А в минусах...
А в минусах - всё остальное. Всё то глупо-наивно-пафосное, что и 30-40 лет назад выглядело несерьёзно, а в 2020-е стало вконец примитивным и наигранным.
Сему мораль.
Поклонникам Эдкинса и любителям каратэшных боевиков "старой школы" "Военнопленный" запросто может понравиться. Хотя без гарантии.
Всем же прочим смотреть такое будет либо саркастически смешно, либо зевательно скучно. Но в любом случае неинтересно. Так что вам это категорически противопоказано, как бы Мэндилор и Эдкинс вас сюда ни зазывали.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):