Найти в Дзене
Auto People

Skoda Fabia 130: прощальный аккорд бензиновых «зажигалок»?

Оглавление

В эпоху, когда слово «хот-хэтч» все чаще соседствует с приставкой «электро», Skoda решила сделать громкий и неожиданный подарок своим фанатам. К своему 130-летнему юбилею чешский бренд выкатил лимитированную версию Fabia с символичным индексом 130. Это не просто очередная комплектация, а, похоже, последний чисто бензиновый «заряженный» хэтчбек из Млада-Болеслава. Лебединая песня эпохи ДВС, исполненная с особым чешским шармом.

Skoda Fabia 130 – самая быстрая версия в истории
Skoda Fabia 130 – самая быстрая версия в истории

Почему не RS? Ностальгия и маркетинг

Первый вопрос, который возникает у любого, кто помнит историю модели: почему «130», а не возрожденный RS? Ведь в памяти еще свежи воспоминания о дизельном «монстре» первого поколения (1.9 TDI, 130 л.с., 310 Н*м) и о юрком бензиновом хэтчбеке второго – (1.4 TSI, 180 л.с.).

Официального ответа Skoda не дает, но разгадка, скорее всего, лежит на поверхности. Приставка RS – это заявка на серийное производство, на полноценную линейку. Индекс «130» же тонко намекает на эксклюзивность. Это коллекционная модель, выпущенная «по случаю», для ценителей марки и ее богатого раллийного наследия. Это своего рода «The Best of» от инженеров Skoda, не обремененных задачей создать массовый продукт. И, будем честны, в текущих экологических реалиях Европы запуск новой бензиновой RS-линейки выглядел бы слишком смелым шагом.

Skoda Fabia 130
Skoda Fabia 130

Сердце «горячего хэтчбека» : что под капотом?

Главное сокровище Fabia 130 скрыто под капотом. Инженеры взяли за основу хорошо известный турбомотор 1.5 TSI evo2, который в стандартной версии Monte Carlo выдает 150 л.с., и основательно его «разозлили». Это не просто чип-тюнинг: были доработаны впускной коллектор, коромысла и демпфер вибраций.

Что в итоге?

  • Мощность: 130 кВт, или привычные нам 177 л.с. Увеличена (+27 л.с.) по сравнению с актуальной самой быстрой версией Monte Carlo.
  • Крутящий момент: прежние 250 Н*м, но доступные в широчайшем диапазоне от 1500 до 4000 об/мин. В Monte Carlo – от 1500 до 3500 об/мин.

Двигатель 1.5 TSI evo2 сам по себе технологичен: он использует турбину с изменяемой геометрией (VTG), что обеспечивает отзывчивость на низких оборотах, и систему деактивации двух цилиндров ACT+ для экономии топлива в спокойных режимах. Но в Fabia 130 акцент сделан на динамике.

Дизайн передней части Skoda Fabia 130
Дизайн передней части Skoda Fabia 130

В пару к мотору отрядили специально перенастроенный 7-ступенчатый «робот» DSG. Его научили новым трюкам: точки переключения сдвинуты вверх для более интенсивного разгона, а в спортивном режиме при переключении вниз коробка эффектно и эффективно использует двойной выжим сцепления для плавности и скорости.

Результаты на треке:

  • 0-100 км/ч: 7,4 секунды (на 0,4 с быстрее Monte Carlo)
  • Максимальная скорость: 228 км/ч (официально самая быстрая серийная Fabia в истории)
  • Эластичность (80-120 км/ч): 4,8 секунды – ключевой показатель для уверенных обгонов на трассе.
Изменения в конструкции сделали автомобиль более драйверским
Изменения в конструкции сделали автомобиль более драйверским

Управляемость на первом месте

Мощный мотор – это лишь половина дела. Чтобы автомобиль по праву назывался хот-хэтчем, он должен блестяще управляться. И здесь инженеры Skoda тоже поработали на славу.

Fabia 130 в стандартной комплектации получает:

  1. Спортивную подвеску: автомобиль стал на 15 мм ниже, что понизило центр тяжести и уменьшило крены в поворотах.
  2. Острое рулевое управление: перекалиброванный механизм обеспечивает более точную и быструю обратную связь.
  3. 18-дюймовые диски: уникальные колеса Libra дымчатого цвета не только красивы, но и обуты в низкопрофильную резину для лучшего «зацепа».
  4. Продвинутая электроника: появилась двухступенчатая система динамического контроля. В режиме ASR Sport + ESC Sport система стабилизации ослабляет хватку, допуская легкое проскальзывание колес и даря водителю больше свободы для азартного, но все еще безопасного пилотажа.

Интересные детали: дизайн снаружи и внутри

Внешне Skoda Fabia 130 – это Monte Carlo на максималках. Базовый спортивный обвес дополнен глянцево-черными акцентами: передний спойлер, задний диффузор и антикрыло. На передних крыльях и крышке багажника красуются эксклюзивные шильдики «130», отсылающие к раллийной истории марки.

Отличия в экстерьере
Отличия в экстерьере

Визуальную агрессию подчеркивают затемненные корпуса би-светодиодных фар и, конечно, две внушительные насадки выхлопной системы, выглядывающие из-под диффузора. Это честный, не бутафорский выхлоп, намекающий на спортивный характер машины.

Интерьер Skoda Fabia 130
Интерьер Skoda Fabia 130

Внутри царит атмосфера гоночного кокпита. Спортивные сиденья с развитой боковой поддержкой и электрорегулировками крепко держат в поворотах. Трехспицевый руль, накладки на педали из нержавеющей стали и декоративные вставки создают правильный настрой. Перед водителем – стандартная 10-дюймовая цифровая приборная панель Virtual Cockpit, а за мультимедиа отвечает 9-дюймовый сенсорный экран.

Декор специальной версии
Декор специальной версии

Цена вопроса: европейская мечта и российская реальность

А теперь о самом интересном – о деньгах. В Европе заказы на лимитированную Fabia 130 уже принимаются, а первые машины клиенты получат в декабре 2025 года. Чтобы понять порядок цен, обратимся к домашнему рынку.

В Чехии обычная Skoda Fabia в версии Monte Carlo с мотором 1.5 TSI (150 л.с.) стоит у дилеров от 22 140 евро, что по текущему курсу составляет около 2,1 миллиона рублей. Юбилейная Fabia 130, очевидно, будет дороже.

Внешний вид специальной версии
Внешний вид специальной версии

А что в России? Официально Skoda с нашего рынка ушла, остается только параллельный импорт. И здесь арифметика становится куда менее приятной. Как показывает практика, доставка автомобиля из Европы, уплата всех таможенных пошлин, сборов и маржа продавца увеличивают его первоначальную стоимость более чем в два раза.

Skoda Fabia 130 – последний (вероятно) «горячий хэтчбек» с ДВС в модельном ряду бренда
Skoda Fabia 130 – последний (вероятно) «горячий хэтчбек» с ДВС в модельном ряду бренда

Таким образом, если гипотетически привезти этот уникальный хот-хэтч в Россию, его финальная цена для покупателя может легко перевалить за отметку в 4,5-5 миллионов рублей. Это превращает Fabia 130 из доступной «зажигалки» в эксклюзивную игрушку для настоящих фанатов марки, готовых платить за уникальность и право обладать, возможно, последним в своем роде автомобилем Skoda.