Найти в Дзене
Ой как неудобно

Повышение утилизационного сбора в 2025 году: причины и последствия

В ноябре 2025 года вступает в силу новая методика расчета утилизационного сбора на автомобили мощностью свыше 160 лошадиных сил (л.с.). Данная инициатива вызвала широкий общественный резонанс и негативную реакцию среди автовладельцев и представителей автомобильных компаний. Рассмотрим подробнее, почему правительство решилось на такие меры и какими последствиями это грозит рынку и потребителям. Причины изменений Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) обосновывает необходимость повышения утилизационного сбора несколькими факторами: 1. Регулирование рынка Сейчас большая доля автомобилей ввозится в Россию физическим лицам с использованием льготного утилизационного сбора. Однако значительная часть этих автомобилей используется в коммерческих целях, что создает неравенство условий для отечественных производителей и официальных дилеров. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов подчеркнул, что такая практика ведет к потере инвестиций и закрытию производств.[1][2] 2

В ноябре 2025 года вступает в силу новая методика расчета утилизационного сбора на автомобили мощностью свыше 160 лошадиных сил (л.с.). Данная инициатива вызвала широкий общественный резонанс и негативную реакцию среди автовладельцев и представителей автомобильных компаний. Рассмотрим подробнее, почему правительство решилось на такие меры и какими последствиями это грозит рынку и потребителям.

Причины изменений

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) обосновывает необходимость повышения утилизационного сбора несколькими факторами:

1. Регулирование рынка

Сейчас большая доля автомобилей ввозится в Россию физическим лицам с использованием льготного утилизационного сбора. Однако значительная часть этих автомобилей используется в коммерческих целях, что создает неравенство условий для отечественных производителей и официальных дилеров. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов подчеркнул, что такая практика ведет к потере инвестиций и закрытию производств.[1][2]

2. Финансовая поддержка промышленности

Утилизационный сбор является важным источником финансирования государственных программ поддержки автомобильной промышленности, включая субсидии производителям, развитие инфраструктуры и стимулирование инноваций. Сокращение доходов от этого налога негативно сказывается на реализации этих инициатив.[1][2]

3. Стимуляция внутреннего производства

Повышение сборов направлено на привлечение зарубежных компаний к созданию производственных мощностей внутри страны. Это позволит создать рабочие места, снизить зависимость от импорта и укрепить экономику. Например, заводы, построенные китайскими производителями в разных регионах России, рискуют потерять рентабельность без адекватных мер защиты рынка.[1][2]

Последствия для потребителей

Несмотря на аргументы правительства, многие аналитики предупреждают о серьезных негативных последствиях для рядовых покупателей автомобилей:

1. Рост цен

Эксперты отмечают, что изменение метода расчета утилизационного сбора неизбежно приведет к повышению стоимости автомобилей. Особенно сильно это отразится на гибридах и электромобилях, чьи продажи значительно снизятся. Автодилер Алексей Моржаретто утверждает, что это приведет к удорожанию всей линейки автомобилей, независимо от типа топлива.[5]

2. Ограничение выбора

Многие россияне предпочитают качественные подержанные автомобили иностранного производства, часто приобретаемые через физические лица. После вступления в силу новых правил покупка таких автомобилей станет намного дороже, ограничивая доступ населения к качественному транспорту.[3]

3. Увеличение социальной напряженности

Законодательная инициатива уже столкнулась с волной критики и недовольства общественности. Во Владивостоке запланирована акция протеста против увеличения ставок утилизационного сбора. Эксперты считают, что подобные меры могут привести к усилению социального напряжения.[3]

Реакция участников рынка

Производители и представители автосферы высказывают разные мнения относительно нововведений:

Российские предприятия поддерживают идею защиты рынка, считая, что усиление контроля над ввозом поможет сохранить стабильность отечественной индустрии.

Импортеры и дилеры опасаются снижения спроса и сворачивания бизнеса вследствие подорожания продукции.

Потребители выражают недовольство ростом цен и уменьшением доступности качественных транспортных средств.

Итоги

Повышение утилизационного сбора на автомобили мощностью свыше 160 л.с. связано с попытками защитить внутренний рынок и поддержать национальную промышленность. Тем не менее, существует вероятность значительного ухудшения ситуации для конечных пользователей, вызванного удорожанием транспорта и снижением ассортимента предложений. Решение властей вызвало бурную дискуссию и протестные настроения, подчеркнув сложность поиска баланса между интересами бизнеса и благосостояния граждан.[1][2][3][4][5]

Для ответа использовал актуальные интернет-источники:

tochka.com: Утилизационный сбор 2025: новые ставки для ИП... — Точка Банк

news.drom.ru: В Минпромторге дали понять, что резкое повышение утильсбора...

prim.rbc.ru: Утильсбор 2025. Почему повышение утильсбора в Правительстве...

www.forbes.ru: «Иномарки, мощность и драйв»: почему новые правила... | Forbes.ru

tvzvezda.ru: Автоэксперт рассказал, как изменения подсчета утильсбора скажутся на ценах