Найти в Дзене

Киношные истории: От любви до ненависти

Создатели культовой картины "Родня" вспоминали съемки с особым трепетом, ведь процесс был насыщенным и эмоциональным. Так, однажды сердце Нонны Мордюковой не выдержало сильного накала, и ее увезли на "скорой" в больницу. Были такие моменты, когда актриса, всерьез поссорившись с режиссером Никитой Михалковым, едва не покинула съемочную площадку. Об этом (и не только!) из истории культового фильма «Родня» - в сегодняшней публикации. И обо всем по порядку. Известно, что автор сценария к фильму «Родня» Виктор Мережко написал его специально для Нонны Мордюковой. Актриса прочла его за одну ночь и дала согласие на съемки. При этом, по ее мнению, такой фильм мог снять только один режиссер – Никита Михалков, и она сама ему позвонила. Сценарий Михалкову приглянулся, и режиссер согласился приступить к работе. На тот момент актриса даже не подозревала, чем обернется для нее это решение. Если помните, незамысловатый сюжет фильма "Родня" повествует о простой и бесхитростной деревенской женщине

Создатели культовой картины "Родня" вспоминали съемки с особым трепетом, ведь процесс был насыщенным и эмоциональным. Так, однажды сердце Нонны Мордюковой не выдержало сильного накала, и ее увезли на "скорой" в больницу. Были такие моменты, когда актриса, всерьез поссорившись с режиссером Никитой Михалковым, едва не покинула съемочную площадку. Об этом (и не только!) из истории культового фильма «Родня» - в сегодняшней публикации. И обо всем по порядку.

Известно, что автор сценария к фильму «Родня» Виктор Мережко написал его специально для Нонны Мордюковой. Актриса прочла его за одну ночь и дала согласие на съемки. При этом, по ее мнению, такой фильм мог снять только один режиссер – Никита Михалков, и она сама ему позвонила. Сценарий Михалкову приглянулся, и режиссер согласился приступить к работе. На тот момент актриса даже не подозревала, чем обернется для нее это решение.

Если помните, незамысловатый сюжет фильма "Родня" повествует о простой и бесхитростной деревенской женщине с нелегкой судьбой, не растерявшей доброты и сердечности Марие Коноваловой, приехавшей в большой город из села - навестить дочь и внучку. Гостья обнаруживает, что отец семейства от них ушёл, мать занята только своими личными переживаниями, а их маленький ребёнок - девочка - предоставлена сама себе. Главная героиня Мария Васильевна - человек большой души и настоящей искренней доброты, пытается воссоединить семью дочери. Фильм "Родня" также затрагивает темы одиночества, конфликта поколений, общности - против индивидуализма наступающего нового времени, жертвенности против человеческого эгоизма...

В июне 1980-го все было готово к съемкам фильма "Родня", и группа отправилась в Днепропетровск. Исполнительница главной роли Нонна Мордюкова разгуливала по набережной и паркам, собирая толпы зевак. От жителей высотки на Проспекте Кирова, где поселили главных героев, то и дело приходилось отбиваться. Всем было любопытно заглянуть на 14-й этаж в квартиру, где ругались перед камерами экранные дочь и мать- Светлана Крючкова и Нонна Мордюкова, а Юрий Богатырёв вообще, если помните, получил от киношной тещи по лбу.

Тот самый момент!
Тот самый момент!

К съемкам приступили летом 1980-го С первых же дней между режиссером Михалковым и актрисой Нонной Мордюковой начались конфликты. Первый из них возник из-за того, что они по-разному представляли себе внешний облик главной героини. Михалков хотел видеть простую деревенскую женщину, а Мордюкова отказывалась появляться на съемочной площадке без макияжа и прически. Актриса жаловалась своей сестре, что режиссер над ней издевается, превращая ее в «страшную тетку с серебряными зубами». В сердцах она даже покинула съемки и вернулась только после того, как узнала слухи о том, что ее роль хотят отдать Римме Марковой, с которой актриса была в вечной конкуренции.

Сценарист Виктор Мережко рассказывал, что реакция темпераментной Мордюковой была очень бурной: «Чего?! А чего это вдруг, какое он имеет право? Сценарий чей, твой?» Я говорю: «Сценарий уже «Мосфильму» принадлежит, это не мой сценарий». – «Так заберём! Деньги вернёшь, заберём! Римму Маркову он будет… Не будет Римма Маркова там сниматься – я буду!». Как оказалось, Никита Михалков нарочно пошел на эту хитрость, чтобы вернуть Мордюкову, – и не прогадал. В результате она пошла на уступки и согласилась даже на вставные зубы, химическую завивку и нелепую футболку на груди с эмблемой "Олимпиада-1980". А Римма Маркова, если помните, все же снялась в фильме, правда, в роли администратора гостиницы.

По легенде, узнав о том, что в фильме снимается Нонна Мордюкова, местные жители Днепропетровска собирались вокруг съемочной площадки и ждали обеденных перерывов, чтобы угостить любимую артистку картошкой, солеными огурцами, салом и даже самогоном. Мордюкова сидела на скамейке и сортировала всю эту снедь, чтобы досталось всей съемочной группе.

-3

Сложнее всего Нонне Мордюковой дался эпизод с танцем в ресторане. Актриса ни в чем не хотела уступать своему партнеру Юрию Богатыреву, и на репетициях себя не щадила, хотя состояние ее здоровья на тот момент не позволяло ей так лихо отплясывать.

-4
-5

Все это едва не завершилось трагедией: после одной из репетиций актрисе стало плохо, и ее увезли на «скорой» в больницу с сердечным приступом. Нонна Викторовна не призналась в том, что незадолго до съемок пролежала в больнице почти полтора месяца с сердечной недостаточностью. К счастью, на тот момент все обошлось. Спустя три дня Мордюкова снова приступила к съемкам.

-6

Известно, что и Светлане Крючковой, которая в фильме исполнила роль дочери главной героини, тоже пришлось несладко: «У меня были каблуки 10 сантиметров, комбинезон, наглухо застёгнутый весь день, наклеенные ногти, что по тем временам вообще было необычно, химическая завивка. Этот образ, придуманный Никитой Михалковым, был очень далёк от моего собственного». Правда, она тогда была начинающей актрисой и спорить с режиссером не думала.

Федя Стуков в роли Иришки
Федя Стуков в роли Иришки

Немногие из зрителей тогда узнали в Иришке - маленькой внучке главной героини - юного актера Федю Стукова, который в том же году снялся в главной роли в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а спустя год – в «Острове сокровищ». Михалкову так и не удалось найти на эту роль подходящую девочку – все претендентки выглядели недостаточно нахальными, и Иришку пришлось сыграть Федору, с которым режиссер уже работал в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». В будущем Стуков стал режиссером телепередач и реалити-шоу, а в качестве актера появился на экранах только трижды после долгого перерыва.

-8

К слову, съемки фильма «Родня» проходили не в павильоне, а в настоящей квартире, на настоящем вокзале и в настоящем ресторане. Подходящим местом для съемок режиссеру показался город Днепропетровск, там жил брат сценариста Виктора Мережко, и именно он подал Михалкову эту идею. Из окон выбранной квартиры открывался вид на стадион, за матчем на котором наблюдала в одной из сцен Мария Васильевна - героиня Мордюковой. Однако и тут возникли сложности. Дело в том, что во времена СССР Южный машиностроительный завод в Днепропетровске выполнял заказы для оборонной промышленности. Из-за этого город считался режимным объектом. Администрация дала разрешение на съемки с условием: в кадр не должен попадать «Южмаш». Но он находился как раз возле стадиона. Поэтому эти кадры частично пришлось снимать в Киеве.

Актер Владимир  Бортник в роли Вовчика - бывшего мужа Марии
Актер Владимир Бортник в роли Вовчика - бывшего мужа Марии
Олег Меньшиков - в роли Кирилла Коновалова
Олег Меньшиков - в роли Кирилла Коновалова
Светлана Крючкова в роли  Нины - дочери Марии Коноваловой
Светлана Крючкова в роли Нины - дочери Марии Коноваловой
Кадры из легендарного фильма "Родня"
Кадры из легендарного фильма "Родня"
Юрий Богатырев - Стасик - бывший зять
Юрий Богатырев - Стасик - бывший зять
-14
-15
-16
-17

Известно, что уже готовый фильм «Родня» пролежал на полке полтора года, потому что при его сдаче его забраковали цензоры: фильм показался им опасным и не соответствующим советской действительности. В руководстве Госкино Никите Михалкову заявили, что «таким увидеть советский народ можно было только из окна «Мерседеса». Картине присвоили четвертую категорию и закрыли. Создателям пришлось внести огромное количество правок. И только после того, как фильм однажды посмотрел и оценил Юрий Андропов, категорию тут же изменили на первую, и «Родню» выпустили в прокат. Фильм мгновенно стал любим народом, очень востребован, популярен, а его цитаты ушли в народ и даже стали крылатыми.

Съемочная группа фильма "Родня" с актерами. Фото на память!
Съемочная группа фильма "Родня" с актерами. Фото на память!

Наконец, о главном конфликте режиссера и актрисы, который едва не стоил героине роли в кино! Нонна Мордюкова была известна крутым нравом. Если с чем-то была не согласна, могла по-настоящему обжечь словом, а взглядом так просто припечатывала. Но чтобы с кулаками на кого-то бросалась, такого не было. А вот Никиту Михалкова - одного из любимых своих режиссёров, поколотила, да ещё и на глазах у всей съёмочной группы.

-19

Если помните, по сюжету фильм Родня» - сложный, сочетающий в себе элементы трагедии и комедии одновременно. А в главной роли Нонна Мордюкова, которая боготворила режиссёра. Известно, что ей пытались даже приписать безответную любовь к Михалкову. Но чувство это вряд ли можно назвать безответным. Оно было взаимным, ибо любила Нонна Викторовна талантливого режиссёра, а не мужчину. После выхода фильма актриса скажет в одном из интервью о том, что почему-то нельзя объяснить зрителям разные свойства любви. С ее стороны это не чувственная любовь, а творческая, возвышающая талант мастера. Впрочем, со стороны Михалкова любовь к самобытной актрисе была столь же пылкой. Именно поэтому он так радовался, когда заполучил Нонну Мордюкову на главную роль. В его представлении, только она могла сыграть Марию Коновалову столь достоверно и ярко.
Но никто не ожидал, что Мордюкова закатит Михалкову настоящий скандал и... даже бросится в драку.

-20

Съемки проходили на железнодорожном вокзале в Днепропетровске, и режиссер Михалков вознамерился добиться от актрисы Мордюковой самого трагического выражения на лице. Изучая опыт своих западных коллег, он видел, как те умело доводят актеров до "состояния взрыва эмоций". И решил сам применить этот опыт на практике. Во время съемки сцены, где Нонна Викторовна по сюжету ищет своего бывшего мужа Вовчика, провожающего сына в армию, режиссер стал натурально доводить ее до состояния глубокого горя, ощущения потери.

И груз ей дал в руки непосильный - буквально кирпичами набил ее чемодан, чтоб неподъемным стал. Более того, пошел на прямые оскорбления. Сидя на операторской вышке, заставлял актрису повторять дубль за дублем, не удовлетворяясь полученным результатом. Со своей режиссёрской вышки обзывал ее бабкой, не умеющей правдоподобно сыграть свою роль. В результате в Народной артистке Мордюковой поднялась такая волна ярости, что совладать с ней она уже не могла: Нонна Викторовна бросила свой неподъемный чемодан с кирпичами и побежала к вагончику, служившему для артистов гримеркой. Но забежать в него и закрыться не успела. Режиссер каким-то образом спустился с вышки раньше и не давал ей закрыть дверь.

Мордюкова попыталась просто оттолкнуть режиссера, ударив, что было сил его в грудь кулаком, но потерпела неудачу. Тогда актриса схватила Михалкова за грудки так, что все пуговицы с его импортной щегольской рубашки посыпались в разные стороны. Пяткой по колену двинула, а он все равно стоит, как скала. Победила молодость! Нонна Викторовна сдалась и просто бросилась на постель. А Михалков молча ушел. Неудачный эксперимент, перенятый у закордонных коллег, в данном случае не прокатил.

-21

Через несколько минут в вагончик в актрисе пришел оператор Павел Лебешев и стал уговаривать вернуться на площадку. Но актриса не соглашалась, считая совершенно недопустимым подобное поведение режиссера. Её, Народную артистку, он посмел унизить при всей съемочной группе, да еще и перед толпой зрителей, наблюдавших за процессом съемки.

Оператор Павел Лебешев спас ситуацию, и Нонна Мордюкова осталась в фильме!
Оператор Павел Лебешев спас ситуацию, и Нонна Мордюкова осталась в фильме!

Пока врачи «скорой помощи», дежурившей на площадке, делали ей укол, Нонна Викторовна прогоняла бедного оператора с глаз долой. Лебешев терпеливо стал объяснять, что сейчас и свет правильный в кадре, и лицо у нее такое трагическое, что за душу берет. Но Мордюкова горячилась, что так обращаться с собой не позволит, просто в Москву уедет, по закону право имеет от дальнейших съемок отказаться. Оператор ушел, попросив ее сообщить о готовности продолжать работу. А у актрисы в голове крутились его фразы о правильном свете и нужном выражении на лице. На площадку она все-таки вернулась, но общалась с Михалковым теперь исключительно через оператора. Михалков на ухо Лебешеву шептал, что надо делать, а тот уже его команды передавал актрисе.

-23

Нонна Викторовна, как настоящий мастер, все сделала по высшему актёрскому классу, но от повторного дубля отказалась категорически. А после съемок, когда страсти улеглись, к ней в гостиницу пришли утешить ее товарищи. Пока она на стол накрывала, в номер пришел Михалков. Друзья Мордюковой испарились, а режиссер стал горячо просить у нее прощения. Она и ухом не вела. А обернулась, глянула на него – он натурально плачет. И руки к ней протягивает. И Нонна Викторовна сдалась. Они обнялись и стояли так долго-долго, пока Никита Сергеевич не попросил ее к группе съемочной выйти, о примирении своем объявить. Встречали их чуть ли не аплодисментами. Вот такая, друзья мои, невыдуманная история из жизни, произошедшая в момент создания культового и любимого зрителями фильма "Родня"!

Благодарим, что читаете нас! ❤️

При подготовке этой публикации использованы фото и факты, найденные на просторах сети Интернет. Если материал был полезен - поставьте лайк и отправьте другу! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!