Найти в Дзене
РБК

Алиханов про новый утильсбор: «Это назрело, это необходимо»

Глава Минпромторга объяснил, почему утилизационный сбор на автомобили хотят повысить и привязать к мощности

Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов объяснил, почему стране необходимо повышение утилизационного сбора и привязка платежа к мощности автомобиля, которую планируется ввести с 1 ноября 2025 года. На заседании фракции КПРФ в Госдуме глава ведомства в ответ на вопрос депутата Алексея Корниенко заявил, что в России существуют «серые» схемы ввоза машин, с помощью которых под видом импорта на физлицо (в таком случае платится льготный утильсбор), привозят иномарки в коммерческих целях — для перепродажи. По словам Алиханова, пользуются схемой в том числе и дилеры.

«Диспаритет между ввозом официальным дилером, юридическим лицом, и физическими лицами — он становится существенным. Это либо 5 тыс. руб., либо 1 млн и выше на новый импортный автомобиль. И у нас, к сожалению, сложилась ситуация, когда по итогам 9 месяцев этого года больше 73% ввезенных автомобилей были ввезены физическими лицами. У нас в дилерских центрах начинают предоставляться услуги так называемых серых продаж, когда ввезенные на физлиц автомобили продаются уже через дилерские центры. Это приводит к существенному искажению рынка. Мы понимаем, что те компании, в том числе китайские, которые пришли и запустили заводы в Калуге, в Калининграде, Липецке и других городах — все эти компании свои инвестиции прекратят, если мы не урегулируем эту ситуацию», — ответил Алиханов на вопрос депутата.

Министр подчеркнул, что существующая тенденция, когда насыщение автомобильного рынка происходит за счет импорта, дестимулирует инвестиции со стороны китайских партнеров, которые вкладывают в производство. С их уходом автомобильное производство в стране и связанные с ним отрасли промышленности попадают в зону риска: заводы перестанут зарабатывать, закроются, люди потеряют работу.

Напомним, что утилизационный сбор в России поэтапно индексируют с 2024 года — 1 октября его увеличили сразу на 70–85%. До 2030-го коэффициент будет повышаться на 10–20% ежегодно. Платеж за ввоз иномарки юрлицами или для перепродажи может отличаться от льготного для физических лиц в 10 и больше раз. При этом, по мнению Алиханова, увеличение сбора не повлияло на цены на автомобили в стране. Он отметил, что у некоторых дилеров наблюдалось даже снижение стоимости отдельных моделей.

Ответом на индексацию утилизационного сбора стал уход «в тень» части импортеров. Из-за этого доходы федерального бюджета, которые обеспечивает этот платеж, вместо ожидаемого роста продемонстрировали сокращение.

«Утилизационный сбор в этом году как доходный источник существенно сократился. Вы знаете, уже были приняты поправки, мы по линии Минпромторга более 110 млрд руб. вынуждены были секвестировать (сократить расходы — прим. ред). Сейчас мы вышли с предложением еще 124 млрд руб. секвестировать. Это те деньги, которые мы недособрали по утильсбору, две трети бюджета министерства, которые направляются на поддержку автостроения, самолетостроения, промышленной робототехники и других отраслей промышленности, которые формируются за счет утилизационного собора», — привел цифры Алиханов.

Министр особо подчеркивает, что власти не собираются взимать увеличенный «утиль» с машин мощностью до 160 л.с. А это, по его словам, больше 80% автомобилей в стране.

«Ко мне много обращаются через соцсети — я всегда спрашиваю «что везете?». BMW, Volkswagen, еще что-то. То есть автомобили достаточно неплохие. Не буду говорить «роскошь — не роскошь», но это автомобили не экономсегмента. Я понимаю, что людям, которые уже купили, тяжело все это объяснять. Но я экономические предпосылки обрисовал. Это решение назрело, оно необходимо. Но понимаю, что радость это навряд ли вызывает», — подытожил Алиханов.

Проект постановления о новом способе расчета утильсбора размещен на госпортале нормативных правовых актов. На момент публикации он набрал около 124 тыс. дизлайков и всего 659 положительных оценок. В случае принятия постановления, утильсбор будут рассчитывать по-новому уже с 1 ноября 2025 года.

Ранее РБК Приморье писал, что внедрение новой системы приведет к росту стоимости всех машин в стране, а ввоз гибридов и электрокаров «схлопнется». По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, это решение Минпромторга приведет не к увеличению доходов казны и выводу бизнеса из «тени», а к росту социальной напряженности.

Как сообщает РИА Новости, во Владивостоке пройдет согласованный с мэрией города митинг против инициативы повысить ставки утилизационного сбора на автомобили. Мероприятие назначено на 11 октября, оно пройдет у Дома молодежи.

Читайте также:

НСПК сообщила об истекших сертификатах безопасности у Visa и Mastercard
НСПК запустила два новых QR-кода для переводов и платежей
Россияне назвали достойный размер пенсии

Авто
5,66 млн интересуются