Найти в Дзене
Кофе с экономистом

Парадокс стоимости: почему алмазы дороже воды, хотя без воды не прожить

О старом философском вопросе Адама Смита, который до сих пор актуален в мире брендов и маркетинга. Почему то, без чего невозможно выжить — вода, воздух, хлеб — стоит копейки,
а предметы роскоши вроде алмазов, сумок или кроссовок из лимитированной коллекции — баснословных денег? Этот вопрос мучил ещё Адама Смита в XVIII веке. Он назвал это парадоксом стоимости — противоречием между ценностью в потреблении и ценностью в обмене. Вода обладает огромной пользой — без неё жизнь невозможна.
Но она изобильна, её легко получить. Поэтому ценность в обмене низкая.
Алмаз же бесполезен для выживания, но редок. Его ценность в обмене высокая. Экономисты позже объяснили этот парадокс понятием предельной полезности: мы оцениваем не вещь в целом, а её последнюю единицу.
Первая капля воды бесценна, но десятая тысяча — уже нет.
А вот редкий алмаз — наоборот: каждый новый камень уникален и имеет особую ценность. И вот интересное — в нашем веке парадокс никуда не исчез.
Он просто сменил форму. Сегодня брен
Оглавление

О старом философском вопросе Адама Смита, который до сих пор актуален в мире брендов и маркетинга.

Изображение сгенерировано при помощи ИИ
Изображение сгенерировано при помощи ИИ

Почему то, без чего невозможно выжить — вода, воздух, хлеб — стоит копейки,
а предметы роскоши вроде алмазов, сумок или кроссовок из лимитированной коллекции — баснословных денег?

Этот вопрос мучил ещё Адама Смита в XVIII веке.

-2

Он назвал это парадоксом стоимости — противоречием между ценностью в потреблении и ценностью в обмене.

Вода обладает огромной пользой — без неё жизнь невозможна.
Но она изобильна, её легко получить. Поэтому
ценность в обмене низкая.

Алмаз же бесполезен для выживания, но редок. Его
ценность в обмене высокая.

Экономисты позже объяснили этот парадокс понятием предельной полезности: мы оцениваем не вещь в целом, а её последнюю единицу.
Первая капля воды бесценна, но десятая тысяча — уже нет.
А вот редкий алмаз — наоборот: каждый новый камень уникален и имеет особую ценность.

И вот интересное — в нашем веке парадокс никуда не исчез.
Он просто сменил форму.

Сегодня бренды создают искусственный дефицит, подменяя редкость физическую — редкостью символической.

Лимитированные коллекции, NFT, "эксклюзив для подписчиков", даже очереди за новым iPhone — это всё продолжение того же парадокса.

Мы платим не за сам предмет, а за ощущение редкости, принадлежности, уникальности. То, что экономисты называют «нематериальной полезностью».

И в этом смысле Адам Смит оказался удивительно современным.

Он просто не знал, что однажды водой станет бесплатный Wi-Fi,
а «алмазом» — аватарка с голубой галочкой.

☕️ Для размышления:

Если бы вы оценивали вещи не по их цене, а по тому, насколько они делают вашу жизнь осмысленной — что стало бы вашим «алмазом»?

Еще больше интересного в моем
TG-канале! Переходи и подписывайся.

P.S.

А еще у известного советского фантаста Александра Беляева есть роман "Продавец воздуха", который и натолкнул меня на написание этой статьи.
Если вы, как и я, любите читать - то рекомендую!